С какой целью педагоги посещают открытые уроки, мастер-классы коллег, смотрят видеозаписи конкурсных занятий? Ответ очевиден: найти интересные и уникальные, авторские приемы, которые можно использовать уже у себя на занятиях. Для меня таким открытием стали уроки истории, которые проводит учитель истории и обществознания центра образования «Кудрово» Всеволожского района Ленинградской области Павел ГУРЬЯНОВ.
Идея Павла Сергеевича состоит в том, чтобы ученики могли в прямом смысле слова прикоснуться руками к истории. И речь идет не о новомодных моделях, напечатанных на 3D-принтере, или дорогих наборах, разработанных коммерческими организациями. Используя глину, педагог создает копии исторических артефактов, описание которых находит в археологических справочниках, исторических монографиях и статьях. Это не просто игрушки, а уникальные образовательные инструменты, созданные на основе научных исследований. Вместе с тем для детей это уникальный опыт, не только возможность анализировать текст или изображение, но и трехмерный объект, который можно разглядывать с разных сторон, трогать, поднимать и т. д.
Сегодня новым веянием является использование иммерсивных технологий, когда при помощи виртуальной реальности учащиеся погружаются в искусственно созданную среду. Но, на мой взгляд, подход Павла Сергеевича в чем-то намного лучше VR-шлема и контроллеров. Ведь педагог не зависит от сложных технических устройств и свободен в своем творчестве. Копии исторических артефактов позволяют создать проблемную ситуацию на уроке, стимулировать познавательный интерес школьников, которые моментально забывают про смартфоны и социальные сети, взаимодействуя с ожившей историей. И это особенно ценно в наш век быстрого Интернета и высоких технологий. Каждая копия исторического артефакта, созданная педагогом, хранит тепло его рук. А ведь этих теплоты и искренности нам порой так не хватает.
Дадим описание подхода, который использует Павел Сергеевич в своей работе.
Федеральные государственные образовательные стандарты, да и вызовы времени мотивируют российских педагогов использовать в учебном процессе современные технологии деятельностного типа. Освоение детьми культуры путем простой передачи информации давно перестало быть эффективным, важно установить эту передачу в процессе собственной учебной деятельности ребенка. Учитель должен обеспечивать связь учащегося с окружающим миром как системой, которая развивается по законам диалектики. Таким образом, ребенок познает мир путем системных исследований и развивается.
Одним из способов организации системно-деятельностного подхода в образовании является артефакт-педагогика. Под артефактом в широком смысле понимается любой искусственно созданный объект, продукт человеческой деятельности, который несет в себе информацию, имеет определенные физические характеристики и знаковое, символическое содержание.
Использование артефакта как объекта учебной деятельности в созданной педагогом учебной ситуации ориентирует на формирование не только предметных, но и метапредметных и личностных результатов учащихся. Работа с артефактом позволяет учителю подходить к образовательному процессу творчески, активизировать информационно-аналитическую, продуктивную и исследовательскую деятельность учащихся.
Артефакты на уроках могут быть как цифровыми, так и вещественными. Разумеется, вещественные способны заинтересовать современного ребенка на уроке или занятии сильнее. В цифровую эру дети все меньше взаимодействуют непосредственно с материальными объектами и все больше погружаются в цифровую среду, из-за чего виртуальные объекты обесцениваются. Тактильный контакт с реальным вещественным объектом изучения, возможность манипулировать им в пространстве без дополнительной цифровой техники повышают ценность исследовательского процесса.
Далеко не все вещественные артефакты доступны педагогу для проведения урока или занятия, особенно остро стоит вопрос с такими предметами, как история, география, литература. Исторические артефакты, продукты этнической материальной культуры являются национальным или всемирным достоянием, хранятся в музеях, архивах и частных коллекциях. Максимально доступным способом взаимодействия с этими объектами в процессе обучения могут быть выезды с детьми в музей, реализация дорогостоящих образовательных программ в сотрудничестве с музейными организациями и высшей школой. Тем не менее, рассматривая объект за стеклом, вдалеке от площадки, где происходит основное обучение, без возможности прикоснуться к артефакту, ученики ограничены в исследовательских возможностях. Более того, в некоторых регионах страны нет возможности посещать многочисленные музеи, выставки, участвовать в раскопках или проходить практику в археологических лабораториях.
В качестве решения проблемы предлагается использовать создание точных копий исторических артефактов из глины, смесей для лепки, древесины, других материалов по научно описанным образцам из официальных источников. Причем мастерить их можно вместе с детьми без наличия специальных инструментов и гончарных мастерских.
При создании копий исторических артефактов желательно придерживаться следующих этапов:
- Определение темы и цели урока/занятия, а также предполагаемых предметных, метапредметных и личностных результатов учеников.
- Поиск исследовательской научной литературы с точным описанием реального исторического артефакта, который станет объектом исследования согласно содержанию и цели урока/занятия (размеры, облик, материал, археологические данные объекта о культурном слое, месте находки, научные данные, полученные в результате обследования, время находки, авторы научных изысканий и т. д.).
- Выбор материала копии и технологии ее производства.
- Создание копии исторического артефакта.
- Написание информационной карты, которая включает реальное изображение объекта и необходимые пояснения.
- Создание системы наводящих вопросов и заданий согласно логическому алгоритму исследования от простого к сложному.
Касательно работы с копией исторического артефакта важно придерживаться следующего учебного алгоритма, стимулирующего самостоятельную познавательную деятельность ученика:
- Название объекта.
- Внешние признаки объекта.
- Причинно-следственные связи между явлениями, имеющими отношение к объекту.
- Выявление скрытых свойств и признаков объекта.
- Использование или применение объекта по назначению.
- Творческие предложения по использованию и применению объекта.
- Культурологическое значение объекта.
- Рефлексия.
Творческий подход педагога в использовании копий исторического артефакта будет заключаться в выборе объекта изучения, постановке учебной проблемы и выстраивании интересного сценария организации учебной деятельности. При работе с копией исторического артефакта следует настраивать учеников на раскрытие неизвестных свойств объекта изучения, погружать в его контекст, подробно характеризовать условия его существования, переходить от простой методологии к сложной.
Копии исторических артефактов значительно расширяют учебные задачи и помогают проводить интересные, отвечающие современным стандартам уроки/занятия, позволяют получить не только высокие предметные, но и метапредметные и личностные результаты обучения. Эти копии могут компенсировать технические и финансовые затруднения образовательных организаций, качественно улучшить подготовку учащихся в проектной и исследовательской деятельности.
Иван ХЕОРХЕ, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года»-2020, сопредседатель Ассоциации молодых педагогов Ленинградской области, учитель истории и обществознания Гатчинской гимназии имени К.Д.Ушинского
Комментарии