В связи с новыми требованиями ФГОС перед учителем ставится много задач, одна из них, например, – научиться создавать учебные ситуации. Что такое учебная ситуация? Это особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют или предлагают свое описание и т. д., частично запоминают.
Цель учебной ситуации на уроке состоит в построении такой среды, которая бы позволила ученикам творчески реализовать себя и получить определенный результат своего труда. Временная продолжительность учебной ситуации может занимать часть урока, урок либо несколько уроков. Учитель может создать несколько учебных ситуаций на одном учебном занятии. Поэтому каждый учитель должен уметь создавать учебные ситуации, когда у ребенка появляется потребность в открытии. Во-первых, учебная ситуация позволяет заинтересовать учащегося в предстоящей деятельности. Во-вторых, от правильно созданной ситуации зависит, смогут ли ребята поставить учебную задачу или нет. Постановка учебной задачи связана с двумя важными «открытиями» учеников: 1) они должны обнаружить, что чего-то не знают (не владеют способом решения какой-то задачи); 2) они должны хотеть решить эту задачу, стремиться к ее решению. Учебная задача задается в определенной учебной ситуации.Задачи учащихся в рамках учебной ситуации разнообразны: выявление проблемы (затруднения), выбор решения проблемы, умение работать с информацией, умение слушать и понимать других людей, умение работать в группе.На уроках литературы особенно важна благоприятная атмосфера непринужденного высказывания своей точки зрения, доверия и понимания других, ребят нужно убедить, что учение – это радость, а не только долг. Учением можно заниматься с увлечением, а не только по обязанности. Вот почему так важно умело создавать интересные учебные ситуации.Для создания учебной ситуации необходимо определиться с педагогической задачей, отобрать учебный материал, определить способ организации учебной ситуации (что делать каждому участнику процесса) и спрогнозировать возможные действия детей. После того как учебная задача определена, нужно поставить ее в такие условия, которые провоцируют детей на активное действие, создают мотивацию учения.Требования к учебным ситуациям основаны на современных требованиях к обучению в школе:- наличие у учащихся базовых знаний, умений, навыков по предмету (владение программным материалом);- способность работать самостоятельно;- ценность ожидаемых результатов обучения;- способность менять конструкции мышления.Учебная ситуация – это не нечто новое, неизвестное нам ранее, изменилось содержание ситуации, сам способ подачи нового материала. От получения знаний в готовом виде – к построению процесса познавательной исследовательской деятельности самими учащимися. Вместо презентации учителем системы знаний в обучении – активная работа учащихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Простая трансляция знаний от учителя к учащимся заменена сотрудничеством, совместной работой учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем. И, конечно же, единоличное руководство учителя в процессе сотрудничества заменено на активное участие учеников в выборе содержания и методов обучения. Наиболее мощной является та учебная ситуация, в которую вместе с учащимися вовлекается и сам учитель. Результаты такого взаимодействия «учитель – ученики» на уроке будут наиболее продуктивными.В стандартах второго поколения основной школы представлена следующая типология учебных ситуаций: ситуация-проблема – прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения (с помощью подобной ситуации можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения).На уроке учителем данный тип учебной ситуации строится путем постановки проблемных вопросов и вопросов, наводящих учащихся к определению темы и задачи урока; ситуация-иллюстрация – прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ, вырабатывает умение визуализировать информацию для нахождения более простого способа ее решения). Такая ситуация создается при объяснении учителем с использованием наглядности (видеофрагмент, картина, рисунок, схема и т. д.). Также используется для создания проблемной ситуации, например, когда сравниваются два портрета писателя при изучении его творчества либо сравниваются картины художника и выявляются схожие мотивы и различия; ситуация-оценка – прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить и предложить свое адекватное решение. Учащиеся обсуждают и оценивают работы одноклассников, придерживаясь следующих правил: Сначала обязательно отметить достоинства выполненной работы. Затем задать один вопрос по содержанию или результатам работы. В заключение сказать, можно ли чем-то дополнить выполненную работу, подходит ли эта тема для совместной работы.Например, ребятам на уроке литературы было дано задание: рассказать о главном герое повести Н.В.Гоголя «Шинель» Акакии Акакиевиче Башмачкине от лица самого персонажа.После выполненной работы учащиеся оценивают ответы друг друга по предложенному образцу.Образец правильного ответа: высказывание представляет собой связный текст, содержащий следующие элементы:а) дан один положительный комментарий и приведена аргументация, например: «Рассказ Кати мне очень понравился, она сумела передать нам характер главного героя, его интересы, образ жизни»; б) задан один вопрос, например, на уточнение понимания:«А как относятся к вам чиновники департамента, где вы служите? Не обижаетесь ли вы на них?»;в) высказано суждение, подходит или не подходит эта тема для совместной работы, можно ли ее дополнить или продолжить, и приведен хотя бы один аргумент в защиту своей позиции, например: «Эта тема для совместной работы не подходит, Катя уже все сказала. Но я могу предложить другую тему – рассказ от имени одного из чиновников департамента об Акакии Акакиевиче»;- ситуация-тренинг – прототип стандартной или другой ситуации (тренинг возможно проводить как по описанию ситуации, так и по ее решению).На уроке это ситуация с игровыми элементами или распределением ролей между учащимися. Например:Берем интервью у героя…После прочтения книги учащиеся берут интервью друг у друга. Один партнер задает герою книги вопросы, а другой отвечает от имени героя. Пишем письмо герою…Сочинение после изучения романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» «Я с Вами не согласен, Евгений Базаров…».Составьте инструкцию…Представь, что ты редактор, в текст закрались ошибки, их нужно найти и исправить. Создавая на уроках литературы данные учебные ситуации, я ставлю цель предоставить возможность самореализоваться каждому ученику, сформировать в нем креативность мышления, успешность. Основу современного урока литературы должна составлять активная деятельность самих учеников, а роль учителя – направлять, помогать, быть рядом.Марина ВЕСЛОПОЛОВА, учитель русского языка и литературы лицея №2, Иркутск
Комментарии