search
main
0

Как составить программу развития?

Прежде всего необходимо развести понятия: примерная (типовая) образовательная программа, авторская программа и рабочая программа.

Под примерной (типовой) учебной программой понимается документ, раскрывающий обязательные компоненты содержания и параметры качества освоения учебного содержания курса конкретного предмета базисного учебного плана.

Авторская программа создается на основе государственного стандарта и Примерной учебной программы и имеет авторскую концепцию построения содержания учебного курса.

Рабочая программа – документ образовательного учреждения, который регламентирует деятельность педагога, учитывает специфику учреждения и уровень подготовленности учащихся конкретного класса и обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Написать рабочую программу учителю сегодня непросто, так как, во-первых, есть готовые авторские программы, которыми учителя привыкли пользоваться в своей работе, во-вторых, учитель обходился составленным календарно-тематическим планом, определяющим последовательность изучения тех или иных тем и разделов курса.

Рабочие программы учебного курса, составляющие части основной образовательной программы учреждения, должны отражать помимо результатов освоения учащимися еще и особенности самого образовательного учреждения: его уклад, ресурсы, социальное партнерство.

Написание и реализация рабочей программы педагога регламентируется как федеральными (например, федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, письмо Минобрнауки РФ от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального учебного плана»), так и локальными актами учреждения (например, основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения, Положение о рабочей программе учебного курса, приказ руководителя образовательного учреждения об утверждении рабочей программы учебного курса).

Рабочая программа по учебному предмету составляется, как правило, на ступень обра-

зования, но может также составляется учителем-предметником на каждый класс/параллель в отдельности.

Технология составления рабочей программы педагогом

Учитель выбирает программу по учебному курсу и соответствующее ей учебно-методическое обеспечение, определяет цели учебного курса. При этом он учитывает цели примерной программы по учебному курсу, а также цели и задачи образовательного учреждения.

Для определения целей-ориентиров освоения учебного курса всеми учащимися учителю необходимо:

– определить уровень подготовки учащихся к концу изучения курса в соответствии с требованиями, прописанными в примерной программе, и с требованиями, прописанными в основной образовательной программе учреждения;

– ознакомиться с характеристикой учащегося/учащихся с особыми образовательными потребностями, определить их возможности в изучении данного курса.

Цели-ориентиры предметного результата могут формулироваться через такие разделы, как, например:

– «ученик научится» (прописывается результат, соответ-

ствующий требованиям освоения учебного курса всеми учащимися);

– «ученик получит возможность» (прописывается результат, который не является обязательным для освоения всеми учащимися);

– «индивидуальный результат достижения» (для учащихся с особыми образовательными потребностями).

Цели-ориентиры формирования универсальных учебных действий прописывают также с учетом индивидуальных достижений детей с особыми образовательными потребностями. Для этих детей желательно предусмотреть и прописать цели-ориентиры социальной адаптации, если это возможно осуществить в рамках учебного курса, например, на уроках технологии, окружающего мира.

Содержание рабочей программы определяется педагогом с учетом тех тем и разделов, которые предусмотрены в примерной программе по учебному курсу (инвариантное содержание программы) и авторских программах курсов (вариативная часть программы).

Последовательность изучения тем и количество часов, отводимое на изучение той или иной темы, прописывается в ка-лендарно-тематическом плане -составной части рабочей программы учителя.

Для реализации поставленных педагогом задач необходимо понимать, какие учебные средства учитель может использовать в своей работе. Для этого в рабочей программе полезно зафиксировать наличие и использование:

– учебного оборудования;

– программного обеспечения компьютерного оборудования;

– дидактических материалов;

– справочных средств;

– наглядного пособия и др.

Рабочая программа предполагает наличие разработанной учителем системы измерительных материалов для определения качества освоения детьми учебного курса. Она полностью должна соответствовать системе достижений уровня освоения основной образовательной программы образовательного учреждения.

Таким образом, структура рабочей программы может быть следующая:

– титульный лист;

– пояснительная записка;

– требования к результатам освоения учебного курса учащимися (основание – ФГОС НОО, учебная программа);

– календарно-тематический план;

– система контрольно-измерительных материалов освоения учебного курса, система оценки достижений учащихся.

Рабочая программа представляется учителем внешним экспертам или методическому объединению учителей-предметников образовательного учреждения, утверждается приказом руководителя образовательного учреждения, размещается на сайте школы или на персональном сайте педагога или в любом другом информационном пространстве, открытом для родительской и иной общественности.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте