search
main
0

Как сориентироваться в олимпиадах

Путеводитель по интеллектуальным турнирам

С началом года у педагогов часто возникает много вопросов: на какие олимпиады направить ребенка, как рассказать ему об олимпиадном движении и увлечь интересными заданиями, как создать сильную школьную команду? Ответы прозвучали на августовском форуме ЦПМ для координаторов олимпиадного движения.

В каких олимпиадах участвовать?

Все школьные соревнования можно условно разделить на три группы: Всероссийская олимпиада школьников, перечневые и массовые олимпиады.

 

Массовые олимпиады

Это любые бесплатные олимпиады, которые проходят онлайн. Они могут вдохновить ребенка на изучение предмета, например показать, какими красивыми и интересными могут быть задачи по математике или тексты по литературе. Это этап знакомства не только с предметом, но и с не­обычным, нешкольным форматом заданий, который может сначала удивить, а потом заинтересовать.

 

Перечневые олимпиады

Это олимпиады из Перечня Министерства образования и науки, который утверждается каждый год. Такие соревнования обычно включают два этапа: отборочный (часто дистанционный) и заключительный (очный). Эти олимпиады бесплатные и интересные, в них можно участвовать каждый год.

Победители и призеры перечневых олимпиад имеют право на льготы при поступлении в вузы. Их самостоятельно определяет каждый университет: от возможности поступления без вступительных испытаний (как правило при прохождении порога ЕГЭ в 75 баллов по профилю олимпиады) до дополнительных баллов при поступлении или 100 баллов за ЕГЭ по профильному предмету. Эти олимпиады требуют более серьезного увлечения предметом и подготовки.

Пример перечневой олимпиады – Московская олимпиада школьников (МОШ). Несмотря на название, участвовать в ней могут школьники из любого региона России. Для первого, заочного, тура понадобятся знания из школьной программы, только применить их нужно к нестандартным заданиям, посмотрев на привычный предмет с нового ракурса. Здесь представлены как школьные дисциплины, так и новые направления: генетика, комплексная безопасность, предпрофессиональное направление для аэрокосмического профиля или технологии в экстремальных условиях.

И конечно, важно участвовать во Всероссийской олимпиаде школьников (ВОШ) – королеве всех олимпиад. В сентябре начался ее первый этап – школьный, в нем принимают участие школьники с 4‑го по 11‑й класс.

– Задания школьного этапа способны заинтересовать любого ребенка – и новичка, и того, кто уже принимал участие в соревнованиях ранее. Количество участников каждый год свидетельствует о том, что олимпиада становится более популярной и массовой. Чтобы чувствовать себя немного увереннее, советуем посмотреть задания и решения прошлых лет. Они помогут составить представление об олимпиаде и выбрать те дисциплины, в которых школьник будет участвовать. Кроме того, школьный этап важен и полезен не только тем, кто дальше будет всерьез заниматься олимпиадами. Всем ребятам участие поможет определиться с дальнейшей траекторией, например, выбрать интересный профиль в школе, найти кружки по душе, поступить в профильные классы, – отмечает научный руководитель Центра педагогического мастерства Иван Ященко.

Следующий этап ВОШ – муниципальный, а затем при успешном выполнении заданий ребята могут пройти дальше – на региональный и даже заключительный этапы. Результаты Всероссийской олимпиады подтверждать результатами ЕГЭ не нужно, школьник может сразу поступить в вуз на профильное направление без экзаменов.

В этом году список предметов ВОШ пополнился, в рамках олимпиады по технологии добавились направления «Робототехника» и «Информационная безопасность». Эти дисциплины специально для тех, кто устремлен в будущее и увлекается технологиями.

 

Большие вызовы

Из мира технологий также пришел и Московский городской конкурс исследовательских и проектных работ, который одновременно является региональным этапом Всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы». Это конкурс для тех, кто проявляет интерес к техническому творчеству и научно-исследовательской деятельности. Для участия важно не пропустить дистанционный отбор по одному из треков: «Большие вызовы» или «Исследую и проектирую в социогуманитарной сфере». А затем творить и изобретать инструменты для освоения Арктики и Мирового океана, новые материалы или искусственный интеллект!

Информацию обо всех олимпиадах, их графики и задания можно найти на тематическом портале Olimpiada.ru.

 

Что нужно для подготовки к олимпиадам в школе?

Первый этап на пути к победе – информирование школьников, поэтому важно показать, какие возможности для подготовки к олимпиаде есть у ребенка. Учитель может рассказать, что дает участие, в какие сроки можно зарегистрироваться на тур, или направить его на школьный сайт, на котором стоит оформить раздел про олимпиады. Роль учителя во многом заключается не столько в интенсивной подготовке, сколько в направлении ученика и создании олимпиадной среды внутри школы, ведь многие талантливые ребята даже не знают, как готовиться к турам и какие бывают олимпиады.

Готовиться всегда интереснее вместе, поэтому во многих школах учителя сами ведут кружки по подготовке к олимпиадам. Такой кружок впоследствии может вырасти в сильную школьную сборную и сплотить учеников вокруг общего дела.

Другой вариант – пригласить преподавателей Центра педагогического мастерства и Ассоциации победителей олимпиад, чтобы прямо в школе у учеников была возможность пройти интенсивный курс подготовки к турам или регулярно готовиться к олимпиадам с призерами и победителями прошлых лет. Об этом читайте на сайтах цпм.рф и апо.рф. Кроме того, на них можно найти информацию, готовые сценарии и презентации для проведения в школе классных часов об олимпиадах.

У учеников, которые стабильно показывают отличные результаты, также есть возможность пройти подготовку в сборной команде Москвы на ВОШ и присоединиться к другим занятиям в ЦПМ.

 

Елизавета МАЙДАНОВА

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте