search
main
0

Как сохранить капельку росы

Встал поутру – приведи в порядок не только себя, но и свою планету!

Забавно было слышать эти слова Экзюпери из уст восьмилетнего малыша. Как будто и впрямь настоящий Маленький принц спустился со своей далекой планеты, случайно приземлившись в актовом зале обычной владивостокской школы. Впрочем, в отличие от своего прототипа наш герой не был одинок. Рядом, на сцене, целая стайка веселых маленьких принцев и очаровательных принцесс по-детски, в стихах, рассуждали на очень взрослые темы. Почему на земле стало плохо жить деревьям и ручейкам, а солнышко закрывает черный дым из трубы ближайшего завода… Театрализованное представление второклашек с романтичным названием “Сохраните капельку росы” смогли увидеть участники IV городской экологической конференции школьников Владивостока. Место встречи юных друзей природы неизменно – 22-я школа. Удивительное дело: в то время, как большинство учебных заведений специализируются на “языках”, компьютерах и прочих новомодных штучках, здесь выбрали, мягко говоря, нестандартную ориентацию…

Судите сами: вызывая удивленные взгляды прохожих, школьники бродят по окрестностям с какими-то приборами, берут пробы зеленой воды в некогда голубых озерах соседнего парка, раздают жителям микрорайона анкеты, листовки, выступают по радио, объясняя непросвещенным гражданам азы экологической, а значит, собственной безопасности… Короче говоря, странные дети. Не от мира сего. И тем не менее в школу не попасть! На дворе еще май, а четыре начальных класса укомплектованы полностью. Родители же все идут и идут, слезно умоляя взять их ребенка. Воистину загадка природы…

Говорят, экологическая тема вошла в жизнь 22-й школы сама. Вернее, вползла, просочилась в окна и двери вместе со смогом, круглые сутки окутывающим площадь Луговую, одну из самых загазованных во всем Владивостоке. Школа от площади – в двух шагах, рядом с проезжей частью, так что все “прелести” большого города вкусила сполна. Из-за повышенного содержания выхлопных газов вот уже несколько лет не проводятся на улице уроки физкультуры. Ко всему прочему, неподалеку – ТЭЦ-2, и когда ветер тянет в сторону города, с неба словно в фантастическом фильме в прямом смысле сыплется на головы черный пепел…

Пять лет назад в школу пришла новый директор Валентина Нагорная.

– Мы посчитали, что именно экологическое направление может быть стержневым для воспитательной работы с ребятами, – говорит Валентина Тимофеевна. – Именно в этом мы видели реализацию принципа гуманизма и личностно-ориентированного подхода, о котором в последнее время так много говорят в образовательной среде…

Начинали с малого. Пять лет назад в одном из пятых классов “на пробу” ввели уроки экологии и организовали там же на первых порах волевым порядком детскую экологическую студию “Родничок”.

– Сначала книжки с картинками показывали, конкурсы проводили, фильмы о природе смотрели, – рассказывает Света Довбыш, которая, несмотря на то, что теперь уже учится в 10-м классе, по-прежнему считает “Родничок” главным делом своей школьной жизни. – Потом, когда в расписании школьных предметов появились химия и физика, стали заниматься по-настоящему важными делами. В этом году, например, мы участвовали в проекте по определению биоклиматической комфортности Владивостока. А именно – оценивали метеорологические условия города, их влияние на рельеф и жизнь населения. Как выяснилось, 40% домов у нас выстроено в так называемой “летальной” зоне, насквозь продуваемой сильными ветрами. На северных либо южных склонах сопок. Зимой там зона обморожения, а летом постоянный туман и моросящие дожди.

На конференции ученики 22-й школы были не только хозяевами, но и самыми активными участниками. Они представили 30 учебно-исследовательских работ, 17 из которых заняли призовые места. Любопытно, что сфера интересов юных экологов не ограничивалась непосредственно природной средой обитания. Для меня, человека непосвященного, очень интересно было послушать доклады ребят на секциях “Социальная экология”, “Экология языка”, “Вопросы экологии в литературе”.

“Язык – высокий, чистый, нравственный – может и должен влиять на среду, ее улучшение, духовное наполнение и преображение…” Когда слышишь такие слова из уст пятнадцатилетней девочки Саши Хариной, понимаешь, что этот пока еще не совсем взрослый человек в своей будущей жизни наверняка научится взаимодействию в “золотом треугольнике”: с собой, природой и обществом… Наверное, именно поэтому проницательные родители так стремятся отдать своих ребятишек в “непрестижную” экологическую школу.

Исследованиями юных коллег, представленными на конференции, всерьез заинтересовались ученые Дальневосточного отделения РАН. Ученые мужи попросили отдать им ряд собранных школьниками материалов. Впрочем, представители академической науки в 22-й школе – не залетные гости, а обычные преподаватели, регулярно читающие ребятам лекции. Хотя, с другой стороны, обидно, что редкую возможность послушать “живьем” докторов и кандидатов наук имеют возможность ученики только одной владивостокской школы. Именно поэтому сегодня встает вопрос об изменении статуса учебного заведения, превращении его в учебно-методический центр. Правомерно вести речь и о федеральной экспериментальной площадке, которая фактически уже давно действует…

Недолго осталось до школьных каникул. И студия “Родничок”, как обычно, в предвкушении выезда на побережье. В отчетах это называется “экологический десант по очистке территории”. Я смотрела видеофильмы, которые ребята каждый год привозят из дальних поездок. Вот они цепью вытянулись вдоль кромки моря, собирая в мешки оставленный туристами мусор. Вот увлеченно что-то разглядывают в пробирках, разложив портативную экологическую лабораторию. А вот высаживают на пустынных склонах, буквально на камнях, кусты практически исчезнувшего морщинистого шиповника, который растет только в южном Приморье. Вернее, раньше рос. А потом пришли люди, вырубили и вытоптали…

И еще мне читали стихи, которые пишут ученики этой странной школы. Здесь почему-то любят японские хайку. Их так много, что хватило даже на поэтический сборник, выпущенный собственными силами. Особенно запомнилось вот это:

Медленно солнышко

До соленых вод опустилось

И золотом расплылось.

Так может написать только ребенок, способный даже на камнях посадить деревья…

Лада ГЛЫБИНА

Владивосток

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте