Нина ТАМАРСКАЯ, директор школы №14, Калининград:Как в процессе модернизации соединить свое с чужим? Вопрос непраздный, потому что главным фактором беспокойства, возникающего в современном школьном обучении, является проблема, которую педагоги, родители и учащиеся чувствуют на подсознательном уровне: несоответствие организации существующего процесса обучения такой форме контроля, как ЕГЭ. Эту форму контроля мы позаимствовали в других системах образования, где процесс обучения является достаточно свободным, а вот результат жестко контролируется. И это общие предварительные договоренности, о которых знают все. Процесс обучения сопровождается предоставлением ученику выбора, что уже предполагает воспитание ответственности.
В нашей же системе обучения наоборот: ежедневные внезапные опросы учащихся, обязательные домашние задания. Все эти атрибуты текущего контроля являются более значимыми, чем конечный результат. Свобода выбора хоть и начинает предоставляться ученику, но все же ограниченна; что именно будет изучаться на следующем уроке, ученик может только предполагать. А какую роль играет старание школьника в процессе обучения? Учитель его может оценить достаточно высоко или оно просто полностью заменит результат? То, что процесс обучения нуждается в перестройке, которую нужно было сделать еще перед введением ЕГЭ, – это очевидно. Лихорадочное натаскивание перед ЕГЭ должна заменить грамотная, понятная ребенку и согласованная с ним система изучения тематики дисциплины и промежуточного контроля. Необходимо активнее внедрять тестовые формы контроля и выводить их в ранг самоконтроля. Таким образом мы будем стимулировать мотивацию достижения успеха, а не мотивацию избегания неудач. Специальные рекомендации педагогам должна дать психологическая наука. Придется позаимствовать и технологии процесса обучения на Западе (хоть свои мы по-прежнему считаем лучшими), ведь нельзя же, чтобы форма контроля была из одной системы, а процесс подготовки к ней – из другой. …В обыденной жизни мы редко задумываемся над тем, что образование можно рассматривать как минимум с четырех позиций: как ценность, систему, процесс и результат. Между тем за многогранностью понятия стоит прежде всего человек. Его мысли и чувства, успехи и неудачи, стремления и ожидания. Иногда сфера образования напоминает больше театр военных действий, где противоборствующие стороны не слышат друг друга и пытаются продавить только свое решение. Между тем истинное предназначение сферы образования – быть пространством выработки общих смыслов, понимания, объединяющей и созидательной деятельности на благо каждого и страны в целом. Образование – категория нравственная, а значит, важнейшая для любого из нас.
Комментарии