Когда у многих россиян не хватает денег на самое необходимое, проблемы флотской науки кому-то могут показаться неактуальными. Но Россия, как известно, три столетия была великой морской державой. И от того, какой у нее будет флот, в немалой степени зависит наше будущее.
В каком состоянии связь ВМФ? Командир роты американской морской пехоты нынче может сделать привязку на местности через космос. Было время – и наши Вооруженные Силы, включая Военно-Морской Флот, оснащались по самому последнему слову отечественной техники. А сегодня?
По мнению академика Владимира Котельникова, система связи ВМФ создавалась с учетом обеспечения управления силами флота, находящимися за тысячи километров от своих баз. Сегодня для связи используются частоты СВ, КВ, УКВ, ДЦВ диапазонов. Применяются и спутниковые каналы, отличающиеся большой устойчивостью, информационными возможностями. Эту связь можно прервать, только выведя из строя спутник, через который идет ретрансляция. «Забить» ее помехами невозможно из-за узконаправленных антенн и широкополосных каналов. Таким образом, в сфере связи с надводными кораблями ситуация достаточно благополучная. А с подлодками?
На небольшой глубине субмарины легко обнаруживаются. В конце 1970-х гг. при президиуме Академии наук СССР по просьбе тогдашнего командования ВМФ был создан специальный совет, занимавшийся решением этой проблемы. В его состав вошли представители промышленности, ученые. Были проанализированы все возможные пути передачи сигналов на погруженные подлодки. Выяснилось, что наиболее перспективно увеличение длины радиоволны. Затем встал вопрос о мощности. Оказалось, что необходимы мегаватты. Возникла потребность в генераторах такой мощности. Были созданы антенны, работавшие на погруженных субмаринах и не воспринимавшие помехи самой лодки. В результате глубина погружения была значительно увеличена, а время передачи необходимой информации уменьшено. Ныне стоит вопрос о дальнейшем увеличении глубины приема, для чего необходимо увеличить длину радиоволны в 100-1000 раз.
Геополитические изменения повлекли за собой потерю ряда объектов связи флота за пределами России. В результате была нарушена инфраструктура системы связи Балтийского и Черноморского флотов, Каспийской флотилии. Ряд предприятий промышленности, участвовавших в программах развития связи ВМФ, остались в ближнем зарубежье. А рост цен на электроэнергию потребовал экономии в использовании средств связи.
Система связи ВМФ, созданная в основном в 70-е и 80-е гг., обеспечивает управление силами в оперативно важных районах Мирового океана, включая Арктику. Наши ученые создали автоматизированные комплексы и средства связи, не уступающие американским. Среди них, например, «Тайфун» и его модификации. Каждый вариант этого комплекса разрабатывался для группы проектов кораблей соответствующего класса. Позже на вооружение надводных кораблей принято используемое и сегодня семейство комплексов радиосвязи типа «Буран», размещающееся на всех классах от авианосца до катера.
В 1976 г. на вооружении флота Отечества появилась первая боевая космическая навигационно-связная система «Парус». С 80-х гг. на вооружение кораблей и береговых пунктов стала поступать аппаратура системы единой космической связи «Кристалл».
Чтобы флотская связь обеспечивала наиболее полную реализацию боевых потенциалов сил ВМФ, необходимы плановая замена технических средств, выработавших свой ресурс; продолжение разработки и внедрения систем, комплексов, средств связи и АСУ с качественно новыми характеристиками, восстановление в минимально необходимом объеме утраченных элементов системы связи.
Нынче ведутся работы по интеграции системы в создаваемую объединенную автоматизированную цифровую и территориальную системы связи общего пользования Вооруженных Сил. Для этого пункты управления ВМФ оснащаются самыми современными автоматизированными системами управления и обмена данными. Стоит вопрос о развитии идеи использования радиосвязи во внутренних помещениях корабля. Особенно важна эта проблема на случай аварии, пожара. Такие устройства должны обеспечивать связью 1-2 водонепроницаемых отсека, иметь термостойкую конструкцию. В них должна быть предусмотрена возможность работы при использовании средств защиты органов дыхания.
Новые разработки научно-исследовательских организаций ВМФ часто выходят за рамки лишь военных интересов. Они относятся к так называемым технологиям двойного применения и с успехом могут быть использованы в других областях. В частности, для электромагнитного мониторинга сейсмотектонических процессов в земной коре, прогнозирования землетрясений, поиска полезных ископаемых, строительства новых кабельных судов. Весьма полезными могут оказаться разработанные и используемые на флотах средства автоматизации приема информации о возникновении аварийных ситуаций.
Качественные изменения привели к оптимизации организационно-штатной структуры частей связи ВМФ. За последнее десятилетие численность личного состава сократилась более чем на 40 процентов, а количество частей связи уменьшилось почти в 3 раза.
Комментарии