search
main
0

Как скрестить ужа и ежа?

Даже после всего, что вы прочли, не стоит представлять себе интегрированный урок чем-то страшным и сверхъестественным. Любому преподавателю по силам ввести в свою работу элементы интеграции. Больше того, вы уже неоднократно это делали. Поэтому в разработке интегрированного урока и поиске межпредметных связей главной опорой для вас должен служить не чужой методический, а личный житейский опыт. Стоит только кое-что вспомнить.

Во-первых, время от времени, объясняя на уроке что-нибудь новое или повторяя пройденный материал, каждый из вас вынужден выходить за рамки своего предмета. Чаще всего это происходит бессознательно. С одной стороны, никак не оставляют в покое впечатления от вчерашней журнальной статьи, книги, кинофильма, интересного разговора. С другой – ученики принесли что-то “постороннее” на урок, задают вопросы не по теме или делают на задней парте домашнюю работу по другому предмету. В конце концов, вас просто просят заменить заболевшего коллегу. И вот что-то внутри отзывается, вспоминается какой-то случай, появляется красивая ассоциация, и математика соединяется с музыкой, а спортзал оглашается громкой пушкинской цитатой. Не будь такого в школе, учитель мало чем отличался бы от компьютера.

Помню политико-литературное шоу, которое устроил словесник. Достоевский и Толстой стали кандидатами в народные депутаты, и класс, разделившись пополам, два часа проводил предвыборную кампанию. Я как “доверенное лицо” Толстого всю ночь составлял его программу и к утру знал основные положения толстовской публицистики едва ли не лучше самого “кандидата”. Правда, голосование Достоевскому наша команда все-таки проиграла, но зато образовательное воздействие на “формирование нашего политического сознания” тот урок оказал побольше, чем всякое граждановедение.

Необязательно, впрочем, всегда пускаться в большую политику. Наш биолог, как сейчас помню, знал стихи почти о каждом виде растений и животных. Проходим мы, к примеру, голосеменные: внешние особенности типа, размножение, распространение – и вдруг Лермонтов, “На Севере диком…”. А к покрытосеменным уже Есенин с кленом и березой на подходе. О животных, перейдя в другую школу, я уже, к сожалению, ничего такого не услышал. Но одноклассники рассказывали потом и об алябьевском “Соловье”, и о гумилевском “Жирафе”.

Во-вторых, в любом предмете с давних пор существуют кое-какие официально одобренные межпредметные лазейки. Какой же учебник иностранного языка мог обойтись без текста о советской Конституции или без истории Великой Отечественной войны, а рядом с ними скромно помещалась история страны изучаемого языка. География до сих пор уделяет место как расчетам координат (замечательная, кстати, ситуация, чтобы поразмышлять о геометрических пространствах Евклида и Лобачевского), так и Великим географическим открытиям. Об истории скромно промолчу (у всякой науки есть своя история), но даже на физике можно спокойно найти время не только для кратких биографий ученых, но и для музыки (тема “Колебания и волны”). Оптические разделы той же физики имеют прямое отношение к строению человеческого глаза или к рисованию и вообще к искусству так же, как и химические свойства глины или красок. Математика позволяет не только вести любые расчеты, но и неожиданно демонстрирует старшеклассникам историко-философскую проблематику. Попробуйте-ка представить себе мир, в котором отсутствует понятие “нуля” или “отрицательных чисел”?

Ну и, наконец, собственно “интегративное педагогическое творчество”, оригинальное по форме и сознательное по содержанию. В принципе непонятно, почему тот или иной урок должен быть или не быть интегрированным. Если за ним стоит своя концепция курса или метода, это особый разговор. А так… Само по себе соединение предметов или областей знаний ничего не дает ни уму, ни сердцу, разве что дополнительные перегрузки. Поэтому творите осторожно! Лучше недосолить, чем переборщить. Не слишком увлекайтесь яркими парадоксальными ассоциациями вроде лермонтовского взгляда из космоса на “голубую землю” или странного соответствия ньютоновского пространства английским теологическим доктринам XVIII века. Сопровождая то или иное литературное произведение обязательными картинами и музыкальными фрагментами, вы тоже рискуете остаться в одиночестве. Учтите, что даже оригинальность со временем приедается. Интегрирование может не только приблизить тему к жизни, но и еще больше иссушить ее.

Но если вдруг вы почувствуете себя просто не в состоянии раскрыть близкую вам учебную тему стандартными средствами, значит, время для творческой работы действительно пришло. Тогда вам не стоит опасаться непонимания, смеха и вопросов: “Кому это нужно?”. Что значит кому? Вам. В конце концов дети затем и приходят в школу, чтобы учиться у взрослых тому, что они знают и любят. Разумеется, если вы, раскрывая жизненный путь Ломоносова, пойдете в МГУ лишь для проформы, итог урока будет скорее отрицательным (вы устанете, дети устанут). Но если эта тема заинтересовала вас настолько, что вы сами во время отпуска готовы пешком идти в Холмогоры, смело берите с собой учеников. Но в таком случае уж будьте добры не оглядывайтесь, не бросайте дело на полдороге.

Образовательный эффект неминуемо настигнет вас. Накроет класс, как волна, а когда первые впечатления отхлынут, то дети, да и вы сами еще долго будете вспоминать этот день. День, когда образование на несколько часов слилось с жизнью, а игрушечный паровозик, совсем как настоящий, пробежал через весь спортзал по пластмассовым рельсам из Санкт-Петербурга во Владивосток. Пробежал над полосками голубых обойных рек, приколотых кнопками к полу, мимо городов, построенных из кубиков, и горных хребтов, сложенных из портфелей. А десятилетние строители нового Великого сибирского пути завороженно наблюдали за ним, стоя у стены и боясь наступить на синие маты, лежавшие вдоль побережья Тихого и Северного Ледовитого океанов.

Иван Лопатин

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте