В совещании руководителей учреждений дополнительного образовании в ДООЦ «Команда» приняла участие заместитель руководителя Департамента образования Москвы Маргарита РУСЕЦКАЯ. Ее выступление вызвало важный резонанс, поскольку были показаны современные проблемы и приоритетные направления развития системы дополнительного образования детей.
Мне очень отрадно, что в выступлениях на нашем совещании яркой нитью прошла идея конкурентоспособности организаций дополнительного образования. Именно об этом мы говорили на протяжении последнего года. Философия нашей жизни, мышления, отношения к работе и к происходящему требует кардинальных изменений. Напомню, что на недавно прошедшем I съезде московских учителей состоялась острая дискуссия, которую пришлось модерировать мне и депутату Московской городской Думы Олегу Бочарову и на которой мы впервые говорили именно о конкуренции в широкой педагогической аудитории. Мы привыкли жить в парадигме, где человек человеку друг, так наше государство существовало многие десятилетия. А сегодня мы в экономике рынка, в соответствии с чем по рыночным правилам мы вступаем в конкуренцию. Что такое конкурент, мы еще не поняли, конкуренцию не приняли, отсюда многие наши проблемы.Мы все подключены к одним источникам ресурсов: финансовых – у нас один бюджетный канал, из которого нас финансируют, кадровых – все мы, обращаясь к кадровому потенциалу города, в равной мере конкурируем за лучших педагогов. Мы конкурируем за москвичей с точки зрения родительского внимания, за престижность учреждения в глазах родителей, за ребенка, с которым сегодня приходит финансирование. Поэтому пока каждый руководитель не станет конкурентоспособным менеджером, он не сможет вывести свое учреждение на уровень конкурентоспособного учреждения Москвы. Активная деятельность рабочих групп и встречи на совещаниях, которые с завидной регулярностью Мария Лазутова проводила на базе МИРО в течение года; повышение квалификации, которое предлагали на площадке МИРО и на базе вузов; те встречи, которые происходили по разным вопросам, ставили своей задачей изменение менталитета, понимание ситуации и формирование иной позиции руководителя учреждения образовательной организации.Среди участников совещания в «Команде» формируется критическая масса, которая сегодня уже готова слышать, а завтра будет готова действовать по тем вариантам, которые мы предлагаем, принимать те модели, которые мы вырабатываем, чтобы дать их учреждениям возможность стать конкурентоспособными и эффективными. При этом мы понимаем, что у каждого учреждения своя история и свой выбор, свое право на этот выбор и свой путь в дальнейшем.Если бросить аналитический взгляд на общее образование, то в последние 25 лет оно у нас модернизируется: принимают новые стандарты, вводят новые положения, условия. Сегодня мы имеем рейтинг по образовательным результатам, основанный на объективных показателях, который дополняется показателями социализации обучающихся.Более 15 лет высшее профессиональное образование в стране подвергается реформам, что потребовало жесткой перестройки менталитета профессуры. Приведу только один пример, который мне, как профессору, близок и понятен. В совсем недалекие времена профессор вуза в нашей стране, защитив докторскую диссертацию, получив звание профессора, мог уже почивать на лаврах и всю жизнь, получая достойную зарплату, из года в год рассказывать студентам про одно и то же. Но ситуация поменялась, когда вышел стандарт профессионального образования, когда до 60 процентов программы отдали на выбор студентов, на выбор вуза. Сейчас каждый профессор, каким бы заслуженным он ни был, имеет стабильную нагрузку, которую ему заказывает вуз, для того чтобы закрыть обязательную часть стандарта, остальная часть формируется на конкурентной основе. Студент в соответствии с Болонской системой имеет право выбирать себе преподавателя и курс из тех преподавателей и курсов, которые ему интересны. Если меня никто не выбирает, то зарплата становится соответствующей. Отнестись адекватно к этой ситуации для 90% профессоров было невозможно, отсюда во многом родились выступления против реформы и тезисы о развале системы высшего образования, хотя уже три года мы работаем по Болонской системе построения учебного процесса и оплаты преподавателей.10 лет московское профессиональное образование тоже находится в процессе реорганизации. Начиная с 2004 года осуществлялась реорганизация начального и среднего профессионального образования. В Москве уже давно нет профессионально-технических училищ, хотя в стране они еще есть, но в Москве нет никаких проблем от того, что ПТУ пропало как название, что наконец для подростков и молодежи нет клейма пэтэушника! Москва справилась с этой ситуацией, сохранив подготовку рабочих кадров внутри колледжей и техникумов, сформировав совершенно другое отношение москвичей к этим учреждениям.Есть рейтинг колледжей и вузов, который построен на основе объективных и измеряемых критериев. По результатам рейтинга вузов выносят вердикты в отношении эффективных и неэффективных высших учебных заведений и путей их развития. Эти общие тенденции в стране, которые обеспечивают задачи, стоящие перед образованием во всем мире, обозначены в задачах ЮНЕСКО, в наших государственных программах и «дорожных картах» социально-экономического развития. Образование сегодня интернационально, оно без границ, оно должно обеспечить человеку развитие в течение всей жизни и получение адекватной профессии, дающей возможность работать в любой точке мира.В этом году дополнительному образованию исполнилось 95 лет. Когда у человека юбилей, весь год можно отмечать и говорить об этом празднике. Форум работников дополнительного образования, который Министерство образования и науки РФ проводит в начале декабря, посвящен в том числе и этой дате. За 95 лет ни одной крупной реорганизации система не испытала, это говорит о том, что она работает правильно, улавливает все изменения в системе образования и умеет гибко подстраиваться, чтобы быть не инородным телом, а дополняющей, помогающей, восполняющей частью. Это говорит о том, что система уникальна, что в ней изначально заложен правильный посыл в организации, задачах, в миссии, которую она несет. Сегодня термин «дополнительное образование» мы уже переросли, нам тесна его «кольчужка», а во всем мире принято говорить: формальное и неформальное образование.Правительство Москвы делает все, чтобы преодолеть межведомственные барьеры между департаментами, между государственными бюджетными и негосударственными учреждениями. Рынок един, и на него заходят с предложениями в одинаковой мере все учреждения дополнительного образования: департаментов образования, культуры, физкультуры и спорта, Комитета общественных связей, систем высшего и среднего профессионального образования. На этот рынок заходят школы со своими предложениями и со своими возможностями, на этом рынке давно и успешно работают негосударственные некоммерческие организации. Учреждения Департамента культуры имеют множество досуговых центров, которые сегодня переданы префектурам и муниципалитетам. Это тоже очаги активности, которые предлагают москвичам различные программы за бюджетные деньги и привлеченные деньги родителей. Это действительно ситуация конкуренции, в которой наша система образования может быть выигрышной только в том случае, если мы будем предлагать услуги уникальные, такие, каких нет на рынке, или обеспечивать высочайшее качество этих услуг.Поэтому рейтингу быть, в этот рейтинг войдут только измеряемые и объективные показатели, которые будут развиваться, расширяться и меняться. На основании рейтинга мы получим лидеров и аутсайдеров.Мы видим такой путь развития. Никто не планирует ни копейки бюджетных денег изъять из системы дополнительного образования, все возможности будут направлены на то, чтобы привлечь дополнительные ресурсы, вот только нужно понимать, на что и кому эти дополнительные ресурсы дать. Денег в системе остается столько же, но есть государственные задачи по повышению зарплаты и по реализации в системе образования тех программ, которые лучше нас никто не выполнит, причем это конкурентное преимущество наших учреждений образования.Система учреждений Департамента культуры работает по дополнительным предпрофессиональным программам для тех детей, которые выбрали свой профессиональный путь в направлении искусств и культуры. Мы должны взять ориентир на те программы, которые помогают ребенку учиться, социализироваться, полноценно развиваться, становиться полноценным конкурентоспособным гражданином нашей страны и делать правильный профессиональный выбор. Поэтому приоритет будет направлен на дополнительные образовательные программы для детей подросткового возраста, то есть того возраста, который максимально требует социализации. Не упустить ни одного ребенка в этом возрасте!В возрастном периоде учеников 5-6-х классов становится понятно, что есть дети, мотивированные на когнитивную сферу и демонстрирующие желание, способности идти по этой линии развития. Есть дети, которые в этот период очень жаждут себя проявить в сферах, связанных с техническим творчеством, спортом, лидерством, для этих детей сегодня есть минимальное количество программ. Нет желающих работать с мальчишками, которые не успевают по предметам (например, по математике), но руками они такое соберут или придумают, что никакому отличнику не под силу. Таким программам нужен приоритет, нужен приоритет программам по патриотическому воспитанию, направление патриотического воспитания сегодня подхватили и успешно реализуют колледжи, используя специализированные программы: «Зарницы», военно-поисковые отряды, прыжки с парашютом. Подростков это захватывает, они живут этим, приоритет будет за этими программами.Если учреждение демонстрирует полную финансовую самостоятельность, востребованность в глазах москвичей в виде внебюджетных поступлений, создает достойные условия оплаты труда своих педагогов, зачем учредителю его трогать и навязывать какую-то модель? Но сегодня таких учреждений, подобных «Домисольке», очень мало.Мы можем предложить учреждениям дополнительного образования войти в образовательные комплексы, провести интеграцию со школами, уверенными большими комплексами, где большое количество обучающихся детей и соответствующее нормативно-подушевое финансирование. В модели этого комплекса нет отдельного структурного подразделения дополнительного образования, оно интегрировано в систему общего образования, я уверена, что есть школы, которые могли бы уже сегодня создать крупный образовательный комплекс, имеющий в структуре подразделение дополнительного образования.Сегодня московские колледжи (их 79) – учреждения высочайшей экономической эффективности, они имеют привлеченные внебюджетные средства, ведут производственную деятельность, оказывают услуги населению высочайшего образовательного уровня, многие из этих учреждений имеют сертификацию выпускников работодателями. Перед тем как взять на работу выпускников, работодатели проводят процедуру оценки, предъявляют к ним требования, выявляя, подходит им этот выпускник или не подходит. Прием в некоторые учреждения дает конкурс до 7 человек на место. Например, технологический колледж №14, к которому присоединились 2 школы, 2 колледжа и 2 детских сада, – это теперь 7 тысяч обучающихся, потрясающие материально-технические условия, площади, оснащенные современным оборудованием для реализации программ научно-технического профиля. 7,5 миллиарда рублей вложено в это учреждение образования, создана мощная ресурсная база. Мы не можем обещать, что поставим в учреждения дополнительного образования такие же лаборатории, которые есть в колледжах, потому что даже в колледжах, в вузах недостаточна кадровая база для обеспечения работы этого оборудования, поэтому нецелесообразно открывать сегодня подобные лаборатории, а вот использовать существующие более чем необходимо. Модель интеграции с колледжем – модель, над которой стоит подумать на самом серьезном уровне как над моделью повышения конкурентоспособности и устойчивости УДОД.И наконец, может быть и такой вариант – объединиться по принципу «подобное с подобным» внутри системы. Объединившись, УДОД смогут выйти на ту модель, которую показывает «Домисолька». Если УДОД видит рядом с собой учреждение городского подчинения (их сегодня 8, каждое уникально), то возможно его укрупнение и создание нового образовательного комплекса. Есть станция юных туристов – учреждение с уникальными, безальтернативными, востребованными и нужными программами, есть станция юных автомобилистов, которая сейчас находится в процедуре реорганизации: окружное учреждение присоединяется к городскому.Итак, есть пять моделей: объединение с городским учреждением, объединение друг с другом, со школьными комплексами, с колледжами и самостоятельное плавание. К марту 2014 года мы должны иметь рейтинг, у каждого руководителя должно быть четкое понимание, как и с кем он поведет коллектив к первым позициям в этом рейтинге.
Комментарии