Говорят, что на том месте, среди глухой колымской тайги, была найдена первопроходцами пачка от сигарет «Дукат», невесть откуда здесь взявшаяся. Это легенда. Но возникший в магаданской области поселок так и называется – Дукат. Есть здесь серебряное месторождение «Дукат». Его открыли в 1968 году. «Дукат» был объявлен Всесоюзной комсомольской стройкой. 1800 тонн серебра и пять тонн золота было произведено из дукатской руды до так называемой «перестройки». А после нее, к 1997 году долги «Дуката» составили 100 миллионов долларов. Лишь теперь месторождение начало оживать.
Но мы, впрочем, не о нем, а о местной школе. Она в Дукате особенная. Рассчитана школа на 870 детей. Именно столько было их, когда директор школы и мой собеседник Владимир Владимирович Глазков принимал ее одиннадцать лет назад. Несколько месяцев назад, он приступил к обязанностям начальника отдела образования Омсукчанского района. За эти годы число детей сильно уменьшилось из-за оттока населения. Здесь учатся только 160 ребят. Разницу представляете.
Но дело не в числе учеников. Дукатская школа сделала удивительное дело. Она подняла поселковый краеведческий музей, который был близок к закрытию. А началось все со стремления школы ввести региональный компонент и работать с ним.
– В 2001 году была создана концепция национально-регионального компонента, – рассказывает Владимир Владимирович, – а у нас в 1999 – 2000 годах уже работало восемь факультативов в этом направлении. Мы стали думать, чтобы такое дать школе, чтобы интересно было работать. Национально-региональный компонент – это не только эвены, которых в нашем районе немного, и их творчество. И вот когда музей буквально лежал в промерзшей комнате, экспонаты могли погибнуть, школа выдвинула инициативу – давайте вокруг музея закрутим свой школьный национально-региональный компонент. Музей перевезли к нам с поддержкой администрации и подняли на ноги. На сегодня в музее три зала – краеведческий, где просматривается национальный компонент (яранги, чумы, олени), второй зал – геолого-исторический (камни и тому подобное), третий посвящен истории района. На базе музея развиваются целые программы. При этом у него осталась функция районного музея. Но он теперь стал единицей от центра дополнительного образования. И директор от этого центра получает ставку.
Руководит музеем учительница географии Галина Яроваяи и вместе с учениками пополняет его материалами. Не столь давно музей получил хороший подарок – подшивки районной газеты за многие годы, а местной «районке» почти пятьдесят лет. Музей, конечно, стало возможным разместить, поскольку освободились площади, разъехались дети. Да и не только музей.
В 1994 году в школу переселился филиал районного центра дополнительного образования, на базе которого работают кружки мягкой игрушки и макраме, «Юный художник», «Умелые руки», фольклорный ансамбль «Сударушка» и театральный кружок. Спустя четыре года в школу переехала ДЮСШ, став филиалом районной детско-юношеской спортивной школы. Почти все мальчики школы занимаются в секции футбола (с недавнего времени им увлеклись и девочки). В 2001 году школа приняла под свою крышу еще одного жителя – Дукатскую музыкальную школу. Ей отдали крыло. Все эти учреждения дополнительного образования органично «вплелись» в учебно-воспитательный процесс.
– Сама жизнь заставила нас не просто существовать на одной территории, но и совместно работать, – говорит Владимир Глазков. – Все под одной крышей и с одним входом! Не надо одеваться и куда-то бежать. Мы не стали ничего разделять. Все мы едины.
В этом единстве – сила Дукатской школы. Она, по сути, взяла на себя всю систему дополнительного образования и спасла ее. Пример школы – пример выживания в экстремальных условиях, в которые, конечно, мы никому не желаем попасть.
п. Дукат, Омсукчанский район, Магаданская область
Комментарии