search
main
0

Как школа районный музей спасла. Жизнь заставила объединяться

Говорят, что на том месте, среди глухой колымской тайги, была найдена первопроходцами пачка от сигарет «Дукат», невесть откуда здесь взявшаяся. Это легенда. Но возникший в магаданской области поселок так и называется – Дукат. Есть здесь серебряное месторождение «Дукат». Его открыли в 1968 году. «Дукат» был объявлен Всесоюзной комсомольской стройкой. 1800 тонн серебра и пять тонн золота было произведено из дукатской руды до так называемой «перестройки». А после нее, к 1997 году долги «Дуката» составили 100 миллионов долларов. Лишь теперь месторождение начало оживать.

Но мы, впрочем, не о нем, а о местной школе. Она в Дукате особенная. Рассчитана школа на 870 детей. Именно столько было их, когда директор школы и мой собеседник Владимир Владимирович Глазков принимал ее одиннадцать лет назад. Несколько месяцев назад, он приступил к обязанностям начальника отдела образования Омсукчанского района. За эти годы число детей сильно уменьшилось из-за оттока населения. Здесь учатся только 160 ребят. Разницу представляете.

Но дело не в числе учеников. Дукатская школа сделала удивительное дело. Она подняла поселковый краеведческий музей, который был близок к закрытию. А началось все со стремления школы ввести региональный компонент и работать с ним.

– В 2001 году была создана концепция национально-регионального компонента, – рассказывает Владимир Владимирович, – а у нас в 1999 – 2000 годах уже работало восемь факультативов в этом направлении. Мы стали думать, чтобы такое дать школе, чтобы интересно было работать. Национально-региональный компонент – это не только эвены, которых в нашем районе немного, и их творчество. И вот когда музей буквально лежал в промерзшей комнате, экспонаты могли погибнуть, школа выдвинула инициативу – давайте вокруг музея закрутим свой школьный национально-региональный компонент. Музей перевезли к нам с поддержкой администрации и подняли на ноги. На сегодня в музее три зала – краеведческий, где просматривается национальный компонент (яранги, чумы, олени), второй зал – геолого-исторический (камни и тому подобное), третий посвящен истории района. На базе музея развиваются целые программы. При этом у него осталась функция районного музея. Но он теперь стал единицей от центра дополнительного образования. И директор от этого центра получает ставку.

Руководит музеем учительница географии Галина Яроваяи и вместе с учениками пополняет его материалами. Не столь давно музей получил хороший подарок – подшивки районной газеты за многие годы, а местной «районке» почти пятьдесят лет. Музей, конечно, стало возможным разместить, поскольку освободились площади, разъехались дети. Да и не только музей.

В 1994 году в школу переселился филиал районного центра дополнительного образования, на базе которого работают кружки мягкой игрушки и макраме, «Юный художник», «Умелые руки», фольклорный ансамбль «Сударушка» и театральный кружок. Спустя четыре года в школу переехала ДЮСШ, став филиалом районной детско-юношеской спортивной школы. Почти все мальчики школы занимаются в секции футбола (с недавнего времени им увлеклись и девочки). В 2001 году школа приняла под свою крышу еще одного жителя – Дукатскую музыкальную школу. Ей отдали крыло. Все эти учреждения дополнительного образования органично «вплелись» в учебно-воспитательный процесс.

– Сама жизнь заставила нас не просто существовать на одной территории, но и совместно работать, – говорит Владимир Глазков. – Все под одной крышей и с одним входом! Не надо одеваться и куда-то бежать. Мы не стали ничего разделять. Все мы едины.

В этом единстве – сила Дукатской школы. Она, по сути, взяла на себя всю систему дополнительного образования и спасла ее. Пример школы – пример выживания в экстремальных условиях, в которые, конечно, мы никому не желаем попасть.

п. Дукат, Омсукчанский район, Магаданская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте