Дело о фотографиях на паспорт РФ (фабула дела). Две 14-летние верующие девочки-мусульманки обратились в паспортный стол за получением паспортов. Однако им отказали в приеме документов, так как они сфотографировались в платках, которые они всегда носили по правилам своей религии. Начальник паспортного стола разъяснил им требование статьи 5 Федерального закона РФ «О паспорте»: «Для получения паспорта необходимо предоставить две фотографии в анфас с четким изображением лица без головного убора».
Тогда родители этих девочек обратились в Конституционный суд РФ с просьбой признать неконституционным эту статью закона. В своем заявлении они утверждали, что эта статья закона противоречит ст.28 Конституции РФ и нарушает их права на свободу вероисповедания, так как ислам разрешает женщинам показывать посторонним только овал лица и кисти рук.
Этапы анализа казуса
(элементы юридического дела)
1. Факты
Что произошло? Какое происшествие лежит в основе данного дела? Где и когда это произошло? Кто участник этого дела и кто представляет заинтересованные стороны? Какие факты являются важными? Недостает ли каких-либо важных фактов? Что в описании дела является фактом, а что – оценкой факта или чьим-то мнением?
2. Законодательство
Какие законы, другие нормативные акты и источники права, а также конкретные статьи законов и нормы права подлежат применению в этом деле (касаются этого случая)?
3. Юридическая (или иная) проблема
Как сформулировать юридический вопрос (проблему), который должен решить юрист или суд? Проблема должна быть сформулирована в виде вопроса, основанного на законодательстве, который подразумевал бы ответ «да» или «нет» (например: «Нарушают ли действия чиновника конституционные права граждан?»). От ответа на юридический вопрос зависит решение всего дела, а также позиции сторон. Кроме того, можно определить, какие нравственные, политические, экономические и другие общественные проблемы затронуты в казусе.
4. Аргументы
Какие юридические, политические и иные аргументы может представить каждая сторона, основываясь на фактах дела и на действующем законодательстве?
5. Решение
Какое решение было или должно быть вынесено по данному вопросу? Какие есть основания (факты, законы) для вынесения такого решения?
Раздаточный материал №5
Нормативные материалы
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.
Статья 19
1. Все равны перед законом и судом.
2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
Статья 28
Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Статья 55
1. Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
2. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статья 15
1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПАКТ О ГРАЖДАНСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВАХ
Вступил в силу 23 марта 1976 г.
Статья 18. 1. Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает в себя свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору и свободу исповедовать свою религию и убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуальных обрядов.
2. Никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь или принимать религию по своему выбору.
3. Свобода исповедовать религию или убеждения подлежит лишь ограничениям, установленным законом и необходимым для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц.
4. Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются уважать свободу родителей и в соответствующих случаях законных опекунов, обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями.
Статья 27. В тех странах, где существуют этнические, религиозные и языковые меньшинства, лицам, принадлежащим к таким меньшинствам, не может быть отказано в праве совместно с другими членами той же группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком.
ЕВРОПЕЙСКАЯ КОНВЕНЦИЯ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ И ОСНОВНЫХ СВОБОД ЧЕЛОВЕКА
Рим, 4 ноября 1950. Ратифицирована Россией 30 марта 1998 года
Статья 9. Свобода мысли, совести и религии
1. Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или придерживаться убеждений как индивидуально, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в богослужении, обучении, отправлении религиозных и культовых обрядов.
2. Свобода исповедовать религию или убеждения подлежит лишь тем ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимым в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, для охраны общественного порядка, здоровья или нравственности или для защиты прав и свобод других лиц.
Раздаточный материал №6
Ход упрощенного судебного разбирательства (33+мин.)
В упрощенном судебном заседании участвуют: судьи и представители сторон. Председательствующий судья следит за ходом и временем проведения заседания.
1. Председательствующий судья открывает судебное заседание, например: «Судебное заседание по делу такому-то считаю открытым». Судья представляется сам и проверяет, кто явился на слушание, разъясняет им их права и обязанности, например: «Вы обязаны говорить правду, уважительно относиться к суду и подчиняться его требованиям. Вы имеете право выступать, задавать вопросы, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы». (1 мин.)
2. Судья предоставляет слово стороне обвинения (т.е. прокурору или первой стороне): «Слово предоставляется…» Первая сторона выступает с аргументами. (5 мин.)
3. Судьи задают вопросы первой стороне, сторона отвечает. Председательствующий разрешает стороне защиты (второй стороне) также задать вопросы, первая сторона отвечает. (3 мин.)
4. Председательствующий предоставляет слово стороне защиты. Сторона выступает с аргументами. (5 мин.)
5. Судьи задают вопросы второй стороне, сторона отвечает. Председательствующий разрешает первой стороне также задать вопросы, вторая сторона отвечает. (3 мин.)
6. Председательствующий предоставляет сторонам выступить с дополнительными аргументами, контраргументами, вопросами и репликами. (По 3 мин., всего 6 мин., однако при необходимости суд может дать равное дополнительное время сторонам на этот этап судебного разбирательства).
7. Председательствующий предоставляет сторонам выступить с заключительной речью. (По 1 мин., всего 2 мин.)
8. Судьи удаляются на совещание и выносят решение. (2 мин.)
9. По возвращении судей в зал заседания председательствующий объявляет решение: «Именем Российской Федерации Конституционный суд РФ решил: признать ст.5 Федерального закона РФ «О паспорте гражданина РФ» противоречащей ЛИБО соответствующей Конституции РФ, статьям таким-то. (В первом случае добавляется: ст.5 указанного закона не подлежит применению на территории РФ). Решение Конституционного суда является окончательным и обжалованию не подлежит. Решение вступает в силу немедленно и обязательно для исполнения всем органам и гражданам на территории Российской Федерации. Решение подлежит публикации в «Российской газете», Собрании законодательства РФ и «Вестнике Конституционного суда РФ». (1 мин.)
10. Уже за рамками заседания каждый из судей высказывает свою точку зрения (которая может не совпадать с точкой зрения большинства) и аргументирует ее. (5 мин.)
Раздаточный материал №7
Задание участникам дела по подготовке к суду (отборочный тур по формированию команд)
Участвующие лица:
судьи Конституционного суда РФ;
первая сторона: представители (адвокаты) заявителей, т.е. родителей девочек-мусульманок;
вторая сторона: представители (юристы) заинтересованной стороны, т.е. законодателей (депутатов Госдумы) из Комиссии Государственной Думы по национальной безопасности как инициатора и автора Федерального закона РФ «О паспорте гражданина РФ»;
наблюдатели;
журналисты.
Общее задание всем участникам
Все участники должны внимательно изучить следующие материалы
фабулу дела (раздаточный материал №4),
относимое законодательство (раздаточный материал №5),
ход упрощенного судебного разбирательства (раздаточный материал №6).
Задание представителям сторон
Подготовьте до 5 наиболее сильных аргументов в защиту своей позиции, определив, какие факты из материалов дела и нормы права поддерживают каждый аргумент.
Определите, какие аргументы и факты, а также нормы права может использовать другая сторона. Подготовьте контраргументы и вопросы другой стороне.
Подумайте, какие вопросы могут задать судьи. Подготовьте ответы на эти вопросы.
Подготовьте заключительную речь (не более чем на 1 минуту).
Распределите роли между всеми членами команды, чтобы все члены команды могли выступить: все пять человек выступают с аргументами (один человек – один аргумент); не менее двух человек задают вопросы, не менее двух человек отвечают на вопросы, один человек выступает с заключительной речью.
План выступлений может быть следующим (см. также ПОПС-формулу):
1. Позиция по делу со ссылкой на конкретные нормы права.
2. Доказательство (аргумент) – факт или факты, подтверждающие позицию по делу или опровергающие позицию другой стороны. Важно не просто перечислить эти факты, но и объяснить, как они доказывают позицию по делу и связаны с нормой права.
3. Вывод и предложения для решения суда.
Выступления сторон будут оценивать наблюдатели в соответствии с листом оценивания (РМ №9). Обратите внимание на этот лист оценивания – он поможет вам лучше справиться с заданием.
Задание судьям
Не принимая решения по делу заранее, подготовьте по три вопроса к каждой стороне для выяснения туманных сторон дела. Распределите вопросы между судьями, чтобы каждый судья смог задать вопрос.
Выберите председательствующего судью. Председательствующий более тщательно изучает ход упрощенного судебного разбирательства (раздаточный материал №4), чтобы вести судебное заседание.
Если вам будет дано задание также оценить выступления, изучите лист оценивания и распределите, кого из выступающих будет оценивать каждый судья (возможна оценка двух человек).
Задание наблюдателям
Наблюдатели должны оценить работу одного (двух) представителей сторон по предложенному листу оценивания. Для этого нужно познакомиться с листом оценивания, а также попытаться самому подготовить выступление от какой-либо стороны и потренироваться ее оценивать. Кроме того, наблюдатели могут помочь выступающим (кого они будут оценивать) подготовить выступление, обратив внимание на лист оценивания и задав вопросы по всем пунктам листа оценивания.
Задание журналистам
Подготовить, основываясь на своих наблюдениях во время подготовки судебного заседания, а также его проведения:
статью в газете в разделе новости;
радиорепортаж в новостях;
телерепортаж в новостях.
Выберите конкретное СМИ или передачу либо ее профиль: молодежная, правозащитная, официальная, бизнес, развлекательная и т.д.
Четко выделите проблему, которая может волновать вашу аудиторию, расскажите, как эта проблема решается (или не решается, а обостряется).
Санкт-Петербургский институт права имени Принца П.Г.Ольденбургского,
Центр правового и гражданского образования «Живое право»
Комментарии