То, насколько эффективно проходит обучение и воспитание ребенка в школе, зависит от взаимного доверия ученика и педагога. Для его формирования эксперты рекомендуют принять во внимание способы, которые проверены практикой.
Этими способами делится Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО.
Первое: необходимо сформировать безопасное пространство. Чтобы ребенок не чувствовал себя стесненным, ему нужно быть уверенным в том, что его сомнения и вопросы будут услышаны взрослым. Если такая уверенность есть, она позволит развиваться дальше. Атмосфера открытости позволит реализовать школьнику свой творческий и интеллектуальный потенциал.
Второе: необходимым условием успешного обучения является взаимное уважение. Оно является основой хорошего отношения между школьником и педагогом. Если учитель готов помочь ребенку в трудной ситуации, у школьника появляется стимул учиться лучше, прилагать усилия, чтобы достигать успеха. У ребенка появляется желание почувствовать гордость учителя.
Третье – заинтересованность в благополучии друг друга. Для успешного процесса обучения важно, чтобы педагог и ученик положительно относились друг к другу – это формирует здоровые отношения. Нередки случаи, когда спустя много лет после окончания школы выпускники продолжают общаться со своими учителями.
Четвертое: в школе важна конструктивная критика. Учитель должен общаться с учеником в конструктивном ключе, объясняя учебный материал и отвечая на вопросы так, чтобы не унизить школьника. Хорошо, когда ученикам предоставляют возможность самим обнаружить свои ошибки и исправить их.
Пятое – активное слушание. Ребенку чрезвычайно важно быть услышанным. Школьники начинают лучше учиться у тех педагогов, которые отмечают и ценят их усилия. В этом важную роль играет активное слушание.
Шестое – совместная деятельность. В школе важную роль в воспитании детей играют совместные мероприятия, они дают ощущение причастности к общему делу, сплачивают коллектив. Во внеклассных мероприятиях также важно участие педагога. Он может посещать спортивные соревнования или занятия по направлению дополнительного образования.
Седьмое: важным моментом является также сострадание и понимание. Как педагог, так и школьник для прочных отношений должны уметь понимать друг друга. Сострадание позволит сформировать доверительные отношения. Школьники станут более открытыми, смогут делиться своими проблемами с учителем. Это поможет педагогу в организации воспитательной работы.
Восьмое: стремление к справедливости. У подростков обычно обострено чувство справедливости, поэтому оно является основой для доверия. Если учитель больше обращает внимания на одних школьников, не уделяя времени другим, то это может нарушить здоровую атмосферу в классе. Появление «любимчиков» внесет напряженность.
Девятое: проявление открытости. Одним из лучших воспитательных приемов является личный пример. Педагогу полезно придумывать вдохновляющие, эмоциональные истории из своей практики. Хорошо также просить учеников больше рассказывать о себе.
Десятое: нужно оставлять время для веселья. Можно выделять время после уроков, чтобы в неформальной обстановке поболтать, поднять настроение себе и окружающим.
В целом, для выстраивания хороших отношений между учителем и учеником требуется время и усилия – причем с обеих сторон. Они того стоят: ведь крепкие отношения могу творить чудеса в воспитании и обучении.
Бывает, что даже при хороших отношения с учителем ребенок становится вялым, начинает ходить в школу без желания. О том, как вдохновить его на учебу, ранее рассказывало сетевое издание «Учительская газета». Также с родителями делились советами, как делать с ребенком домашние задания.
Комментарии