Центр лицензирования и мониторинга образования был учрежден областным тогда еще Министерством образования и науки в 2003 году. Однако сама система мониторинга уровня и качества учебных достижений в Нижегородской области складывается уже более десяти лет. Создание же Центра позволило вести систематическую работу в этом направлении. Кроме того, вышеупомянутая структура занимается лицензированием образовательной деятельности, аттестацией педагогических работников и образовательных учреждений, а также созданием контрольно-измерительных материалов, которые известны нам как тесты. И хотя рабочий стаж Центра лицензирования и мониторинга образования Нижегородской области небольшой, можно отметить, что деятельность его во многом всецело помогает управленцам и педагогическому сообществу «сеять разумное, доброе, вечное…» более продуманно и результативно. Кроме собственной активной работы, помогает специалистам и общение с аналогичными центрами. В декабре перенимали опыт в Йошкар-Оле, теперь собираются побывать и в Самаре. А участие в международных проектах позволяет обмениваться информацией и на уровне России, где к нижегородцам прислушиваются и Москва, и Санкт-Петербург, Томск, Екатеринбург, Псков, Новгородская область, и многие другие регионы.
то-то может сказать, что, дескать, нижегородцы отстают от других хотя бы потому, что не участвуют в эксперименте по ЕГЭ. «Отнюдь!» – возражают в областном Центре лицензирования и мониторинга образования. Это не значит, что наше учительское сообщество находится в состоянии стагнации. Нам интереснее заниматься оценкой качества образования, выстроить свою модель, опираясь на федеральные документы и имеющийся практический опыт. Оценить уровень образования можно разными методами и средствами, лишь бы это было объективно. Что касается ЕГЭ, то в создании тестовых технологий в Нижегородской области за 13 лет продвинулись достаточно. Мало того что сотрудники областного Центра лицензирования и мониторинга образования готовят контрольно-измерительные материалы для проведения аттестации своих педагогов и образовательных учреждений, но и с удовольствием распространяют свой опыт в других регионах.
Специалисты Центра готовят тесты и для ежегодного мониторинга уровня и качества предметной подготовки выпускников начальной, общей и средней школы. В прошлом году таким образом отслеживались результаты обучения по русскому языку и математике в начальных классах, по химии у девятиклассников и по истории России у выпускников школы. В том числе и по этим данным определяется общее состояние нижегородской системы образования и делаются выводы: что хорошо, что плохо и как это исправить. Например, в ходе мониторинга уровня и качества обученности по истории России средний показатель у нас составил 72,5 процента, что на 4 процента ниже, чем в 2002 году. И педагогическое сообщество Нижегородской области задумалось: что же произошло? Часовая нагрузка по учебному плану не уменьшилась, однако же в стране изменился сам взгляд на историю России, а это отразилось на учебниках, на содержании предлагаемого для изучения материала. Тогда обратились и к районным методистам, курирующим историю, и в Нижегородский институт развития образования, где учителя проходят курсовую подготовку. Эта проблема стала общей, и все взялись, каждый в силу своей компетенции, за ее решение. Другая ситуация была по химии, где уже несколько лет отслеживаются выпускники основной школы. Средний показатель по области стал 65 процентов, и он оказался выше, чем было в 2000 и в 1995 годах. Положительная динамика и показывает, как в результате мониторингов ставились определенные задачи, тем самым решая постепенно проблемы с учителями-естественниками. В этом году подобный мониторинг уровня и качества обученности в начальной школе пройдет по тем же предметам, девятиклассникам предстоит испытание по физике, а одиннадцатиклассникам – по ОБЖ.
Чтобы провести независимую экспертизу уровня образованности, стали обращаться в Центр лицензирования и мониторинга образования Нижегородской области и районные управления образования. Радуют сотрудников Центра и обращения школ с такой же просьбой, потому что это очень смелый шаг для руководителя. Но и директора школ, возможно, по сути своей консерваторы, уже понимают, что такая экспертная оценка может подвигнуть на определенные изменения в работе по развитию учебного заведения. И даже в том случае, когда результаты ОУ в чем-то ниже среднеобластных, никаких карающих мер нет, это повод задуматься: а что у нас не так? И методические рекомендации, которые дают сотрудники Центра по результатам таких исследований, как правило, не остаются без внимания.
Того же щадящего режима придерживаются и при проведении аттестации педагогов. В компетенции областного Департамента образования – аттестация на высшую категорию. По сути, через Центр лицензирования и мониторинга образования проходит золотой фонд нижегородской педагогики. В каждом регионе есть свои особенности, но наша региональная модель экспертизы и мониторинга педагогического труда стоит лицом к учителю, она более человечна, потому что в любой спорной ситуации в рамках аттестации все решается в пользу аттестуемого. Понятно, что некий субъективизм все же присутствует (от человеческого фактора никуда не денешься!), поэтому создано множество экспертных групп из специалистов-практиков, и к их оценке прислушиваются все. Наработанный опыт и позволил нижегородцам в этом учебном году принять полноправное участие в федеральном эксперименте по построению модели системы оценки качества образования.
К тому же Нижегородская область принимает участие в исследованиях международного уровня. Об этом рассказывает заместитель директора Центра лицензирования и мониторинга образования Нижегородской области Татьяна Лутохина: «Такие исследования, как, например, PIRLS, направлены на оценку качества чтения и понимания текста учащимися начальных классов. Три года наша область принимает участие в этом исследовании, и мы гордимся выпускниками начальной школы, потому что классическая система отечественного образования дает свои результаты и наши показатели выше средних международных показателей. Нужно сказать, что для всех этих проектов мы не отбираем образовательные учреждения, нам присылают выборку Международного центра оценки качества образования совместно с Институтом исследования методик обучения Российской академии образования. Мы участвуем лишь в организации, проведении и анализе этих исследований.
Второе международное исследование качества общего образования – это TIMSS. Здесь проверяется математическая и естественно-научная подготовка учеников 4-х и 8-х классов. К нам только что пришли результаты исследования, проведенного в 2003 году, и здесь средний балл по обоим предметам, показанный в нашей стране, превышает средний международный, а вот показатели ниже России – у 30 стран.
Как перестроить наше содержание образования, чтобы знания были практико-ориентированными, – это одна из проблем на сегодня, которую сиюминутно не решишь. Содержание образования не изменит учитель, даже если он напишет свою авторскую программу, это надо делать на уровне региона, на уровне Федерации. Хотя любой учитель, например автор учебника, может стать таким участником обновления содержания образования. И у нас в Нижегородской области есть немало учебных заведений – экспериментальных площадок, где апробируется ряд учебников и наши учителя изменяют содержание, привносят свое. А что идет от учителя-практика, то бесценно.
Нижний Новгород
Комментарии