О нищем бюджете образования уже столько писано-переписано. И, похоже, эта тема не перестанет быть актуальной в ближайшие годы. Однако выход из этого состояния есть.
Найди свою «изюминку»
– Этого ученого зайца в очках мне выпускники подарили. С намеком, – улыбается директор 122-й гимназии. – Сказали, должен же у заведения (а нам скоро 45 лет) быть свой символ. Ну что ж – заяц так заяц.
Заслуженный учитель Республики Татарстан кандидат педнаук Жанетта Зайцева в 122-й уже более трех десятков лет. При ней школа стала гимназией «с английским уклоном». Об учебном заведении известно далеко за пределами республики. Заметны гимназисты на российских олимпиадах.
– А это мои самые первые помощники, вернее, даже союзники во всем, – представляет Жанетта Абрамовна членов попечительского совета. – Юнус Кудусович, глава фирмы, Надежда Павловна, Светлана Константиновна, родители наших бывших учеников.
– Как бывших? – удивляюсь я.
– Очень просто. Дети уже закончили гимназию, а мамы по-прежнему помогают школе. Их опыт и умения очень нужны. Ведь попечители – это как чрезвычайные и полномочные послы гимназии, они наводят мосты между школой и местным сообществом.
Разговор заходит о том, как важно для попечителей научиться использовать свои профессиональные, деловые, личностные связи, чтобы привлечь в школу ресурсы. Приходится выступать в роли менеджеров, специалистов по привлечению средств. И здесь совершенно очевидным становится тот факт, что учебное заведение должно быть, говоря современным языком, «привлекательным для инвестиций». А это значит иметь свою изюминку, чтобы быть заметным на педагогическом Олимпе.
У 122-й гимназии свое имя есть. «Элитная, готовит интеллектуалов, поступить в нее и учиться в ней большая честь», – немало лестных определений услышала я от разных людей. Все это так. Достаточно просто было мне, стороннему наблюдателю, даже пройтись по зданию, чтобы понять, как же повезло гимназистам. Впечатляют и хорошо оборудованные кабинеты, и просторные холлы с картинами из цикла «Казань в памятниках истории и культуры». А уж если заглянуть в медицинский центр… Позавидуешь невольно казанским школьникам: об их здоровье заботятся по-настоящему. Процедурный кабинет, стоматологический, фитобар. Кстати, организация фиточая для ребят оплачивается специалистам опять же из средств, собранных попечительским советом. Так же, как и создание стоматологического кабинета.
– Главная заповедь у нас, попечителей, какая? – улыбается Надежда Павловна Шканова. – Знать, у кого просить, сколько и на что конкретно. Тогда редко кто откажет.
Что нужно школе, попечители хорошо знают. В конце года собирают заявки вместе с администрацией от всех работников. Делают подсчет, сколько потребуется денег, исходя из этого определяются приоритеты.
– Каждый год мы стараемся сделать что-то одно, но хорошо, – включается в разговор Жанетта Абрамовна. – Допустим, решили капитально отремонтировать столовую. Подсчитали – нужно 400 тысяч. Половину дает районный отдел образования, а другую – попечительский совет. Мы все проблемы решаем сообща. Заявки подают руководители методобъединений, завучи, учителя… В этом году, к примеру, у нас ударным объектом был кабинет химии. Закупили демонстрационный стол для учителя, вытяжной шкаф, столы, стулья, оборудование. Любо-дорого там работать. Теперь на очереди кабинеты пения, физики. Потом возьмемся за территорию школы, подумаем о новом оборудовании для спортзала. Скажите, как мы могли бы развиваться без попечителей? Учебники приобретаем самые новейшие по программам в кабинеты. На ту же подписку нам роно выделяет 5-7 тысяч, а этого мало. Еще на 10 тысяч выписываем, получаем деньги от попечительского совета. Сейчас решили мы позаботиться об охране заведения. Думаете, только у меня, директора, голова болит? Нет, я этот вопрос даже не решаю. Наши активисты сами обзванивают фирмы, ищут, где подешевле и чтоб надежно было. С появлением попечительского совета (а он у нас четвертый год) с меня многие заботы сняты.
Зайцевская гимназия (не побоюсь ее так назвать, так как два десятка лет способствует ее процветанию энергичный, умный директор) в городе стала первопроходцем в деле создания попечительских советов.
Структура совета такова. Всего в нем 19 человек. В президиуме или правлении – семь, в ревизионной комиссии – три. Конечно, попечителей может быть и больше двух десятков, но это должны быть активные люди. Они готовы использовать свои профессиональные, деловые, личностные связи на благо гимназии. Существует при совете и банк данных на каждого родителя (а в учебном заведении 1400 ребят). Ведь необязательно только финансами помогать. Часто самой лучшей помощью могут стать опыт и навыки специалистов, их возможности. Один в ремонте окажет услугу, другой предоставит рассаду или саженцы для озеленения территории. А третий своим временем и участием в делах будет полезен.
Конечно, казна попечительского совета без добровольных родительских взносов была бы намного скуднее. Потому на общешкольной родительской конференции решили установить общую сумму, которую может за год внести каждая семья. Причем делать это могут раз в полугодие, то есть в два приема. Ни у кого из родителей не возникло возражений против ежегодного взноса в 500 рублей. Ведь, что греха таить, всяческие разговоры о поборах возникают, когда не ясно, куда и на что тратятся суммы. А здесь есть ведомости добровольных взносов, где каждый родитель расписывается за сданные деньги. Собирает их опять же не учитель или классный руководитель, а кассир попечительского совета. Но самое главное, деньги-то с ведомостями сдаются в централизованную бухгалтерию районного отдела образования, откуда они поступают на спецсчет учебного заведения. Такой оборот денег дает возможность школе избежать различных кривотолков, мол, непонятно, куда пойдут собранные деньги. Все расходы прозрачны. На основании заявления попечительского совета бухгалтерия роно оплачивает школьные приобретения. Обязательное условие – все, что приобретается, ставится на баланс учебного заведения.
Работай на перспективу
– Без попечительского совета мы бы не смогли развиваться, реализовать свои программы, – так в один голос заявили мне в 9-й французской гимназии директор и завуч.
Светлана Минвалиевна Валеева как руководитель упирала, конечно, на то, что дополнительные средства позволяют делать ежегодный ремонт, благоустраивать территорию, поощрять юные таланты, оказывать материальную помощь нуждающимся.
Несмотря на то, что гимназия перегружена и работает в две смены, попечительский совет не остался без своего угла. На двери кабинета висит распорядок работы кассира. Пять дней в неделю она принимает деньги. Бюджет совета пополняется в основном за счет добровольных родительских взносов.
– Пойдемте, покажу, как мы можем развиваться с помощью этих денег, – предложила Ольга Владимировна Платонова, заместитель директора по воспитательной работе. – У нас 23 кружка. К примеру, хореографический ведет солистка республиканского ансамбля. Могли бы мы привлечь ее на скудные бюджетные деньги? Обратите внимание на стенд. Это фотографии с праздника «День гимназии». Проводим его ежегодно, подводим итоги, награждаем лучших учеников, родителей поощряем. Опять же все расходы оплачивает попечительский совет. Наш коллектив работает над темой «Личностно-ориентированное воспитание и обучение ребят». Кто оплачивает работу научных руководителей? А семинары, курсы повышения квалификации… Да что говорить, посмотрите, здесь программки нашего театра. Разве мы осилили бы постановки спектаклей по пьесам Шекспира, Островского? А зайдите в наш музей! Одна экспозиция «Дюма в Казани» чего стоит. Мы же на основе исследовательских работ гимназистов спектакль о пребывании знаменитого писателя на Волге поставили.
В музее я убедилась, что на старинных картах XVI века у французских путешественников кружком обведена Казань. Вообще об экспонатах этой школьной сокровищницы, о поисках и находках пытливых гимназистов нужно говорить отдельно. Но без дополнительных денежных поступлений всего этого могло не быть. Как и не было бы своего сайта у гимназии.
Но обольщаться насчет того, что внебюджетных средств хватит и на другие, не менее насущные нужды гимназии не стоит. Согласно положению о попечительском совете, средства его формируются из нескольких источников. Это и пожертвования от организаций и лиц, взносы целевого назначения, спонсорская помощь и т.д. Но пока единственно верным и надежным источником являются добровольные родительские взносы (по решению педсовета и собраний каждого класса). И хотя вопрос о попечительских советах всячески поддерживается властями города, Министерством образования республики, число щедрых спонсоров не так уж и велико. Но радует, что вопросы по созданию попечительских советов, формированию положительного имиджа попечительства в Казани и в целом в республике начинают успешно решаться. Хорошей практикой становятся совместные планы работы отделов образования с общественными организациями образовательных учреждений. Обобщается опыт школ по работе с родительской общественностью. Главы администраций всячески способствуют установлению связей образовательных учреждений с предприятиями.
Ищи союзников
Создание попечительского совета в гимназии № 75 стало возможно благодаря энтузиазму родителей, их желанию помочь образованию. А разве могло быть иначе при таком директоре, как Тамара Алексеевна Сафроненко. Она всячески ратовала за изменение характера взаимоотношений учебного заведения и родителей. Родители должны стать активными участниками образовательного процесса. Активная жизненная позиция – кредо Тамары Алексеевны, ведь недаром ее избрали депутатом горсовета. И попечительский совет в ее гимназии подобрался под стать руководителю гимназии. Возглавляет совет генеральный директор крупного предприятия, депутат Госсовета республики Любовь Николаевна Холодилина. Попечители для школы не только деньги добывают. Они активно работают с детьми из группы риска (микрорайон рабочий).
Главное, мы знаем, у кого и на что просить деньги, считает председатель попечительского совета. На экипировку фольклорного ансамбля надо просить у почитателя русских песен. На поддержку команды КВН – у бывшего капитана-острослова. А потом обязательно нужно поощрять, замечать вклад любого человека. Хороши все формы. Это и благодарственные письма, и выпуск специальных афиш с именами благодетелей. Все свои победы ребята обязательно делят со спонсорами, не забывают подчеркнуть их вклад.
Доверяй партнерам
Два года назад в средней школе № 40 попечительский совет стал самостоятельным юридическим лицом. У него есть свой расчетный счет, и он не подотчетен, как во всех названных школах, централизованной бухгалтерии.
– Я вздохнула свободно, – говорит директор, кандидат педнаук Альбина Григорьевна Дериновская. – Теперь могу заниматься вплотную сугубо образовательными задачами. Попечительский совет, а это 11 человек, самостоятельно решает многие проблемы, касающиеся материально-технического обеспечения школы.
Резеда Асхатовна Шайхутдинова, председатель попечительского совета, со знанием дела провела для меня экскурсию по школе. Показала, где и что сделано с помощью попечительского совета. По моим скромным подсчетам, суммы выходили немалые.
– У нас, – рассказывает Резеда, – есть бизнес-план, и мы денежки считать умеем. За каждым классом закреплен свой кабинет. И родители о его оборудовании, оснащении, ремонте заботятся сами, не рассчитывая особо на попечительский кошелек. Вы заметили, двери в каждом кабинете симпатичные, новые, все одинаковые. Одна дверь обошлась классу в полторы тысячи. Приблизительно 40-50 рублей на человека. Ведь мы ищем, где подешевле, договариваемся о скидках. Главное, инициатива идет от родителей. Вот недавно в одном из классов решили мебель поменять. Подсчитали – по 300 рублей на человека выходит. Решили вносить в рассрочку до конца года. Кто-то и спонсоров нашел. И без всякого вмешательства учителей, администрации. Ведь как у нас первое сентября проходит. Всех желающих мы по школе проводим, показываем, где что нового появилось. Родители загораются сами, одни сделали такой кабинет красивый, а мы чем хуже.
– Ко мне недавно Резеда Асхатовна подходит, – смеется директор Альбина Григорьевна, – пора, говорит, канализацию менять. Надо посчитать, во сколько обойдется. А я ей отвечаю, не трудись, канализацию поменяем за счет бюджетных денег, ведь родители наши ее не видят.
Можно только порадоваться такому союзу школы и ее попечителей. Значит, все-таки можно изменить характер взаимоотношений школы и общественности, создать эффективно действующий попечительский совет, разделив таким образом ответственность за качество образования поровну. Опыт казанских школ тому подтверждение. На сегодняшний день в городе действуют 104 попечительских совета.
Комментарии