search
main
0

Как сделать так, чтобы заговорили: «Ума нет – не поступишь в пед»?

Общество и государство продолжают заблуждаться в том, что для качественного обучения в первую очередь необходимы материальная база и экономические ресурсы. Важнее всего Учитель. Ни грамоты, ни прибавка к зарплате не изменят его статуса. Но он может сделать это сам. Учитель должен измениться, перестать быть обучателем. Как это сделать?

Во-первых, на мой взгляд, необходимо разделить процессы обучения и учения, отдав привычную педагогическую деятельность по передаче знаний новым информационным технологиям. Тогда для учителя откроются возможности и время для работы над способностью детей создавать новые знания и обретать нравственные ценности.

Пока же все в точности наоборот: уровень современных педагогических технологий и технические возможности превратили современного учителя в статиста, присутствующего при процессе обучения. Эффективность влияния на ребенка у учителя становится все меньше и меньше. Мел и доска скоро уйдут в музеи. Голос учителя, спешно упаковывающийся  в DVD и CD диски, в ближайшем будущее оставит за ним  право произнесения «Здравствуйте, садитесь!» и «Урок окончен!». И это неплохо. Но это значит, что уровень реальной жизни не дошел до реальной  школы. Современному педагогу просто необходимо подняться на новую более важную и востребованную ступень, где главным является не вопрос «Как?», с которым легко справятся информационные технологии, а вопрос «Зачем?», на который может ответить только Учитель. Цивилизация накопила такой багаж достижений, с которым нужно очень бережно обращаться, не говоря о том, что остановить процесс развития просто невозможно. Личность человека, его ценности, его мировоззрение становятся важными и значимыми не только для него, но и для процветания общества.

Пока мы бегали в поисках новой педагогической идеи, пытаясь отыскать ее, как правило, в прошлом, мир сильно изменился. Общество не заметило, когда понятие «образование» утеряло социальный статус, за который мы все так жадно держались, объясняя ученикам, зачем им нужно учиться, и обрело новый,  не требующей со стороны Марьи Иванны убеждений в получении знаний. Образование двадцать первого века положит на полку истории учительские специальности в том виде, в котором они существуют сейчас.

Педагогическим вузам уже сегодня необходимо убирать из своих аудиторий визажистов, юристов, экономистов и заполнять аудитории будущими педагогами, способными, во-первых,  обеспечивать информационный процесс обучения, а во-вторых, учить подрастающее поколение творчески мыслить и созидать, создавая и открывая новое, еще не уложенное в цифровые технологии, но способное стать хорошим интеллектуальным и нравственным заделом на будущее. Поэтому качество подготовки молодого учителя является для образования важнейшей задачей. Современная практика повторного обучения уже после окончания вуза не позволяет рассчитывать на качественное изменение учителя в школе, тем более появление в ней новой, не консервативной педагогической культуры.

На мой взгляд, необходимо крайне усложнить условия поступления в педагогические вузы. Известная всем поговорка – «Ума нет, иди в пед!» должна переродиться в «Ума нет – не поступишь в пед». Человеческие качества будущего Учителя являются важнейшим условием его эффективной работы в школе. Светлое дело образования подрастающего поколения должны осуществлять только светлые люди, поэтому измерение шкалы человечности и доброты будущего учителя должны стать главной составной частью вступительных экзаменов в педагогический университет. Цена ошибки вручения диплома  честолюбцу – сотни униженных с детства людей.

Считаю, что необходимо закрепить за учителями статус государственных служащих – вот уж кто действительно служит государству. Это поднимет не только значение профессии в обществе, но и государство в лице учительства обретет фундамент,  из которого и должна произрастать общественная культура и формироваться будущая государственная власть.

Необходимо принять Закон об Учителе. И я сейчас не о социальных гарантиях для педагогов. Важно привести с соответствие данные самой жизнью права и полномочия учителя с его профессиональной деятельностью. Обязанностей у него хватает, а вот  прав и полномочий он пока никаких не имеет, они нигде не записаны.

Значение Учителя в современном стремительно развивающемся мире переоценить невозможно – можно только недооценить. И цена такой  недооценки – возможное или невозможное светлое будущее человечества.

Об авторе

Александр Геннадьевич Сайбединов, директор Федеральной экспериментальной авторской школы «Губернаторский Светленский лицей», победитель Всероссийского конкурса «Лучшие школы России» и конкурса ПНПО, народный учитель РФ, отличник народного просвещения, автор учебных программ и методических трудов по изобразительному искусству

Фото Татьяны Ефлаевой

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте