search
main
0

Как сделать из неуспевающих учеников успешных людей?

Ассоциация родителей детей с дислексией предлагает свою «дорожную карту»

4 октября в России стартовала Международная неделя осведомленности о дислексии, организатором которой выступает Ассоциация родителей детей с дислексией. Конференции, выставки, мастер-классы, круглые столы, лекции и другие мероприятия проходят при поддержке Министерства просвещения, Министерства культуры, Государственного Эрмитажа, ГМИИ имени А.С.Пушкина, Московского музея современного искусства, благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» и благотворительного фонда «Анастасия». Центральным событием первого дня Недели осведомленности стала пресс-конференция в ТАСС, приуроченная к пятилетию Ассоциации родителей детей с дислексией. В рамках мероприятия эксперты обсудили результаты пятилетней работы: запуск Всероссийской горячей линии по вопросам дислексии, бесплатная онлайн-диагностика детей с дислексией и другими трудностями в обучении, а также ряд других проектов ассоциации.

Мария ПИОТРОВСКАЯ считает, что за пять лет существования ассоциации сделано немало в разработке системных решений проблемы

 

Для большинства людей термин «дислексия» мало о чем говорит, хотя многие из нас довольно часто в жизни сталкивались с этим явлением. Если вспомнить школьные годы, то наверняка у каждого в классе были ребята, которые на уроках родной речи и литературы читали вслух монотонно, без интонационной окраски, часто путая ударения и совершенно не понимая значения слов в тексте. Когда учитель просил пересказать прочитанное, то, как правило, такой ученик пыхтел, краснел, смотрел в пол и крутил пуговицы на одежде, но не мог вспомнить, о чем он только что прочитал, и все это происходило под сдержанные смешки, а порой и громкий издевательский смех одноклассников.

Обычно в наших школах подобные проявления принято считать нарушениями речи, к которым также относятся и проблемы с разговорной речью и правописанием. Нередко в отношении таких детей педагоги выносят безжалостный вердикт – «бестолочь» и закрывают глаза на неуспеваемость, затем изо всех сил тянут нерадивого ученика до 9‑го класса, чтобы перекреститься и отпустить его в самостоятельное плавание, чаще всего довольно неудачное.

И вот сравнительно недавно к нам из Западной Европы пришел термин «дислексия», а вместе с ним и понимание того, что это довольно серьезная проблема, для решения которой требуются особые методики и специально подготовленные кадры. По оценкам экспертов, трудности в обучении, связанные с дислексией, испытывают сегодня порядка 30% учеников, и задача специалистов – помочь детям преодолеть эти особенности развития.

Мария Пиотровская, учредитель Ассоциации родителей детей с дислексией, отметила, что за пять лет существования ассоциации сделано немало в разработке системных решений проблем детей и подростков, для создания методологии и научно-практической базы. Миссия ассоциации, по ее мнению, – создание государственной инфраструктуры в области образования детей с трудностями в обучении и законодательное закрепление прав таких учеников.

Мария Пиотровская анонсировала запуск с ноября всероссийской горячей линии по вопросам дислексии с целью оказания помощи как детям, так и взрослым людям с расстройствами чтения, письма или счета. По горячей линии граждане смогут получить бесплатную анонимную консультацию от квалифицированных специалистов ассоциации, а специалисты сопровождения (логопеды, психологи, нейропсихологи) – консультацию и методическую поддержку.

«Мы безгранично рады, что сегодня этот диалог становится возможным», – отметила Мария Пиотровская и пригласила всех желающих на Всероссийское родительское собрание 26 октября, чтобы обсудить самые важные вопросы, касающиеся здоровья наших детей. Мероприятие проходило в онлайн-формате, поэтому каждый желающий мог подключиться к трансляции, зайдя на YouTube-канал ассоциации.

Участники пресс-конференции отмечали, что из-за проблем с чтением, устной и письменной речью появляются в большом количестве неуспевающие ученики, из которых затем, как правило, вырастают неудачники. Ольга Ярославская, уполномоченный по правам ребенка в г. Москве, считает, что в данном случае речь идет о нарушении прав ребенка на полноценное образование, поэтому есть острая необходимость в свое­временной диагностике трудностей обучения.

«Чем раньше дислексию диагностируют, тем раньше начнется коррекция и тем больше возможностей будет у ребенка для реализации его права на образование, – отметила Ольга Ярославская. – Именно поэтому мы в Москве начали реализацию проекта раннего речевого аудита в детских садах. Открыта консультативная площадка «Дар речи», где родители могут получить полную информацию и личную консультацию».

Директор Института коррекционной педагогики Российской академии образования Татьяна Соловьева рассказала о научно-методическом обеспечении процесса образования детей с проблемами речи и коммуникации. «При поддержке Министерства просвещения удалось запустить разработку нового программного обеспечения образовательного процесса в школах, – отметила Татьяна Соловьева. – Это привело к повышению квалификации педагогических работников российских школ, обучающих детей с дисграфией и дислексией. Также в результате анализа кадрового обеспечения учителями-логопедами была организована соответствующая подготовка в педагогических вузах».

Что касается методической базы, то, как отмечали участники пресс-конференции, сегодня дислексия является предметом пристального внимания мировой науки. Тем не менее, по мнению ректора Государственного института русского языка имени А.С.Пушкина Маргариты Русецкой: «Именно отечественные разработки должны учитываться и использоваться в первую очередь, поскольку далеко не все зарубежные приемы и подходы диагностики и коррекции можно переложить на русскоязычное письмо и чтение, а любая методика требует тщательной апробации».

Среди других мероприятий прошедшей Международной недели осведомленности о дислексии стоит отметить конференцию «Школьные трудности: современные стратегии помощи детям», которая прошла на базе Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. На конференции речь шла о музейных программах для посетителей с трудностями чтения. Также участники обсудили государственную политику в сфере психолого-педагогического сопровождения учеников с дислексией.

Ряд мероприятий еще продолжаются, и желающие могут принять в них участие.

Так, в Образовательном центре Московского музея современного искусства с 10 по 31 октября проходил цикл лекций на тему «Искусство и дислексия. Феномен и секреты великих». В детской мастерской музея по субботам проходят мастер-классы для детей, посвященные великим художникам и архитекторам.

Завершается III Международная неделя осведомленности о дислексии выставкой работ и награждением победителей Всероссийского конкурса «Идеальный город будущего». В конкурсе участвуют дети с дислексией, дисграфией, дискалькулией и другими трудностями в обучении. Выставка детских работ проходит c 12 по 26 ноября в Мосгордуме.

Валерий НОВИКОВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте