В начале июня во Всероссийском детском центре «Орленок» прошла конференция на тему «Внедрение программ финансовой грамотности в образовательную практику в детских центрах». Мероприятие было организовано Министерством финансов Российской Федерации совместно с Министерством экономики Краснодарского края в рамках проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».
– Принятая в сентябре 2017 года Стратегия повышения финансовой грамотности – первый документ, который ставит перед нами задачи, никогда ранее не рассматривавшиеся, – отметила в своем выступлении консультант Департамента международных финансовых отношений Минфина России Елена Ильина. – И наш проект призван стать отправной точкой в процессе запуска этой стратегии. А поскольку кадровый вопрос всегда стоит на первом месте, наша главная задача – в кратчайшие сроки подготовить людей, способных организовать финансовый ликбез на местах. В общей сложности до конца 2019 года будет подготовлено свыше 23500 преподавателей финансовой грамотности.Стратегический координатор проекта Анна Зеленцова рассказала о результатах международных исследований финансовой грамотности детей. Так, по ее словам, более половины британских школьников в возрасте 17 лет уже имеют кредиты, и лишь каждый четвертый американский подросток знает, что такое инфляция.- На этом фоне, как ни странно, по результатам исследований PISA по финансовой грамотности российские подростки демонстрируют неожиданно высокие результаты, – констатировала Зеленцова. – Так, в 2012 году наша страна занимала 10‑ю позицию в рейтинге, а в 2015‑м поднялась на 4‑е, пропустив вперед только Китай, Бельгию и Канаду. Подобный «большой рывок» – своего рода сенсация, поэтому сегодня многие страны крайне заинтересованы в сотрудничестве с нами в плане разработки методик обучения финансовой грамотности, им интересно, как это мы умудрились обогнать других, стартовав вместе с ними.Согласно исследованиям британских ученых лучше всего финансовые привычки и подходы закладываются в раннем возрасте – с 3 до 7 лет, поэтому работу в данном направлении следует начинать еще в дошкольных образовательных организациях. Однако, убеждена эксперт по образовательным программам проекта Екатерина Лавренова, тут имеет смысл использовать все доступные возможности и работать с представителями всех возрастных категорий.- Как известно, уроки финансовой грамотности сегодня проводятся во многих школах наряду с курсами экономики и предпринимательства, – сообщила Лавренова. – Но мы знаем, насколько загружена наша школа, как сложно втиснуть в расписание хотя бы час. Поэтому нужно гораздо активнее сотрудничать с организациями дополнительного образования, вести работу в лагерях детского отдыха и летних пришкольных лагерях. Это позволяет уйти от классических форм работы и превратить образовательный процесс в увлекательное и очень разнообразное действо, так как можно организовать работу в помещении, в беседке, на природе, на улице и так далее. Главное, чтобы дети все делали сами и это им было интересно!На данный момент уже разработан целый ряд образовательных программ – двухнедельная профильная смена детского лагеря для 30 человек, недельная профильная смена для 100 человек, также созданы программы работы кружков, посвященные финансовой грамотности, сценарии образовательных событий, учебно-методические пособия для детей в возрасте от 7 до 17 лет, методические рекомендации для педагогов, плакаты, брошюры, комиксы и так далее. Особую популярность завоевал проект Минфина России «Азбука финансовой грамотности со «Смешариками».Более подробно об организации Всероссийского финансового лагеря рассказал генеральный директор компании «ПАКК» Вадим Финогенов.- Программа лагеря очень разнообразна и насыщенна, – отметил он. – Это и мастер-классы, и тренинги, и многочисленные кейсы, деловые, станционные и настольные игры. Но мы пришли к выводу: крайне важно соблюсти баланс теории и практики, а также предусмотреть возможность выбора детьми разных форм деятельности, чтобы избежать утомления и однообразия. Также важно учесть разный уровень возраста и финансовой осведомленности участников. При этом, убежден Вадим Финогенов, можно и нужно внедрять финансовую грамотность и в школьные предметы – от истории и литературы до математики и информатики. В частности, специалисты компании «ПАКК» разработали курс «Учимся финансовой грамотности на успехах и ошибках литературных героев», который пользуется огромной популярностью и у физиков, и у лириков.Как сообщил руководитель направления «Дополнительное образование детей» Национального центра финансовой грамотности Денис Лозинг, очень большой образовательный и воспитательный эффект дает чемпионат по финансовой грамотности, который проводится в рамках проекта Минфина не первый год.- Все мероприятие рассчитано на 72 часа и включает такие модули, как «Личные (семейные) финансы. Финансовое планирование и бюджет», «Сбережения семьи. Услуги банковских организаций», «Кредитование. Услуги кредитных организаций» и так далее, – сказал Денис. – Чемпионат предусматривает такие формы подготовки, как лекция, коммуникативные бои, выполнение индивидуальных и групповых заданий, написание эссе, работа над проектом. Кейс-игра «Азбука финансовой грамотности» – еще одна уникальная разработка, о которой поведал Лозинг. Эта уникальная методика обучения школьников проектной и исследовательской деятельности основана на выполнении детьми заданий (кейсов). Среди них разработка бюджета и плана повышения уровня жизни домохозяйства с использованием банковского вклада, кредита банка, услуг страховых или инвестиционных организаций.- Существует великое множество коллективных игр, однако подавляющее большинство из них основано на принципе «проиграл – вылетаешь», – говорит Денис. – Но ведь если человек вышел из игры на начальном этапе, вряд ли у него можно создать стойкий интерес к изучению тех тем, до которых он не дошел. Поэтому наши игры выстроены на принципе «игры в круг», когда все участники остаются до конца игры. Правда, организовать это так, чтобы сохранить азарт и интерес у каждого, довольно сложно. Но можно.Такого же мнения придерживается и директор компании «КАК-проект» Мария Кумова.- Современные игры по финансовой грамотности и предпринимательству приучают детей к тому, что главная цель – разорить соперника и обогатиться самому, – сообщила она. – Нам подобная установка показалась неправильной, и мы разработали игру «Не в деньгах счастье». В ней игроки делают выбор, что дороже для каждого из них – семья, отношения, отдых или карьера, бизнес, прибыль. Они понимают, что любая крайность имеет свои недостатки, а потому учатся в стремлении к золотой середине соблюдать гармонию.Учитывая то, что конференция проходила в ВДЦ «Орленок», спикеры имели прекрасную возможность продемонстрировать преимущества разработанных ими методик и инструментов, предложив их детям. Как и предполагалось, ребята с огромным интересом приняли участие в выполнении кейсов, настольных и деловых играх.Пользуясь случаем, мы опросили организаторов и гостей конференции, что они думают по поводу перспектив внедрения курсов финансовой грамотности и какие сценарии здесь возможны.Сергей КОМОГОРОВ, управляющий Сочинским областным центром «Почта Банк»:- Некоторые считают, что банковский сектор заинтересован иметь дело с финансово неграмотным населением, которое легче обмануть и раскрутить на невыгодный кредит. На самом деле это не так. Банковский бизнес – понятие куда более широкое и многосложное, нежели просто получение выгоды, мы ощущаем себя неотъемлемой частью финансового мира, поэтому в принципе обязаны развивать людей, учить их не совершать ошибки. В перспективе такие клиенты, которые хорошо разбираются в условиях кредитования и использования кредитных карт, для нас более предпочтительны, чем те, кто всего этого не знает, всего боится и ничем не пользуется. Образованный клиент более интересен и в плане обратной связи, поскольку оперативно реагирует на предлагаемые ему новые услуги и сервисы, оценивает их удобство.Оксана ЛЯХ, представитель управления службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России в Южном федеральном округе:- Нынешние школьники – будущие родители, и, если мы их хорошо научим сейчас, они потом воспитают своих детей финансово грамотными. То есть следующее поколение получит новые компетенции в семье. Сегодня человека, который берет кредиты, осуществляет наличные или безналичные расчеты, подстерегает множество опасностей. Наша задача – помочь ему понять, что надо делать, чтобы избежать проблем. Но финансовая грамотность изначально не является главным средством от мошенников. Мы просто хотим, чтобы люди понимали, для чего нужна та или иная услуга, для каких целей ее надо приобретать, почему в одном случае выгоден кредит, в другом – микрозайм, чем страхование ответственности отличается от личного страхования, как лучше распорядиться сбережениями.Татьяна ЯРЫШЕВА, координатор работ по реализации программы повышения финансовой грамотности на территории Алтайского края:
– Нас окружает множество проблем, вполне возможно, более важных и сложных, чем финансовая грамотность. Тем не менее ее тоже необходимо решать, особенно в детской среде. Ведь взрослых обучать достаточно сложно, а вот со школьниками еще не все потеряно, до них вполне реально донести хотя бы основные правила поведения на финансовом рынке, защиты своих прав. Собственно, в рынок все мы вошли довольно давно, еще при Горбачеве, но то был товарный рынок, а что касается финансового со всеми его многочисленными возможностями и услугами, то это реальность последних 10‑15 лет. И детям важно получить эту информацию, поскольку с данными услугами они сталкиваются сегодня постоянно. Кстати, нечто подобное было даже во времена СССР, когда в школе преподавали предмет «Этика и психология семейной жизни», там детей учили рассчитывать семейный бюджет. Однако тогда у нас не было ни ипотеки, ни брачных контрактов, ни разнообразия кредитных предложений и процентов по вкладам, ни электронных платежей. А сейчас все это есть, и детям предстоит жить в этом мире.
Пять признаков финансово грамотного человека:1. Ведет учет собственных доходов и расходов, строит краткосрочное и долгосрочное финансовое планирование.2. Тратит меньше, чем зарабатывает, не берет кредиты, живет на заработанные деньги и формирует сбережения.3. Ориентируется в мире финансов, следит за ситуацией на финансовых рынках, разбирается в особенностях различных финансовых продуктов и услуг, знает и использует свои права и способы их защиты в сфере финансов.4. Имеет собственный резервный фонд, «подушку безопасности» на случай непредвиденных обстоятельств.5. Грамотно делает пенсионные накопления.
ВДЦ «Орленок», Туапсинский район, Краснодарский край
Комментарии