Фаза создания мастер-класса обычно остается за кадром. Принято думать, что у учителя есть уже некая концепция и он ее просто переводит в план своего выступления.
В этот раз, на II съезде учителей Москвы, моя мини-группа представляла метапредметное понятие «Образ»: физика (Юрий Бобринев) – история (Владимир Кружалов) – музыка (я). Казалось бы, мне это сделать было легче всего, потому что понятие «музыкальный образ» – базовое в преподавании музыки в специальных учебных музыкальных заведениях. Но вслед за В.Г.Белинским: «Воспитание! Оно везде, куда ни посмотрите, и его нет нигде, куда ни посмотрите…» (Белинский В.Г. О воспитании детей. Хрестоматия по истории педагогики. – М., 1971.- С. 261-272), мне часто хотелось воскликнуть то же самое о музыкальном образе! К сожалению, учителя чаще преподают музыку не как искусство, а как науку. Так легче: даешь определения, объясняешь правила, записываешь термины, требуешь запомнить тот или иной материал. Но искусство – это же неожиданность, неоднозначность, многослойность, «чуть-чуть». Так и с музыкальным образом: можно дать его определение, записать особенности и… ни на миллиметр не приблизиться к пониманию этого явления в музыкальном искусстве. Примерно об этом писал гениальный А.С.Пушкин в «Моцарте и Сальери»: «…Звуки умертвив, Музыку я разъял, как труп. Поверил я алгеброй гармонию…»Поэтому я был не готов проводить тренировочный мастер-класс (хорошо, что он был на следующий день). Но в нашей группе был готов Юрий Бобринев. Он рассказал нам свой мастер-класс по физике. Заканчивался его мастер-класс видеороликом хаотически самоорганизованного движения шариков, подвешенных на ниточке. Когда я смотрел на это движение, в моей голове сразу зазвучала Первая прелюдия до мажор из «Хорошо темперированного клавира» (ХТК) И.С.Баха. Я предложил Юрию убрать звук и посмотреть этот ролик еще раз, а сам стал играть эту прелюдию на фортепиано. Юра решил так и закончить свой мастер-класс: вызвать меня на сцену и демонстрировать движение шариков под прелюдию Баха.Следующим должен был проходить мой мастер-класс. Я подумал, что будет логично продолжить разговор об этой прелюдии. Я предположил, что вряд ли люди без музыкального образования узнают название и композитора, я смогу работать над этим произведением так же, как и на уроке с детьми. Я хотел предложить послушать эту прелюдию и рассказать о своих впечатлениях. Но понял, что это может затянуться, поэтому лучше предложить назвать только одно слово, которое, с точки зрения участников, определило бы сущность этой музыки.Далее у меня выстроился целый блок об органе-клавесине-клавикорде-фортепиано во главе с гениальным Бартоломео Кристофори про рождение фортепиано и роль И.С.Баха в этом. Также мне нужно было, чтобы участники мастер-класса пели, а петь Прелюдию до мажор может только гениальный Макферрин – в ней нет мелодии, есть только красивейшее арпеджированное изложение. Но зато можно спеть мелодию «Ave, Maria» Ш.Гуно, которую тот сочинил, как известно, импровизируя под Прелюдию до мажор из ХТК И.С.Баха. Затем можно еще раз послушать уже «Ave, Maria» И.Баха – Ш.Гуно. Я стал искать инструментальное исполнение этого произведения, потому что слова увели бы в религиозную область, глубоко входить в которую не было возможности из-за ограничения времени. Я нашел видеоролик, где было исполнение на трубе и органе, а на экране шло изображение картины «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами». На этой картине оба ангела изображены с инструментами: лира и панфлейта. Понятно, что музыкальное сопровождение не соответствовало этим инструментам. Я поискал и нашел это произведение, которое исполняли на арфе и флейте. Это исполнение было гораздо ближе к изображению, и в соответствующей программе я заменил одну музыкальную интерпретацию на другую. Также я решил, что в конце тоже нужно что-то спеть. Я выбрал песню Ю.Визбора «Наполним музыкой сердца», которая здорово раскрывала тему «Какая музыка была, какая музыка звучала…». У меня было еще приготовлено исполнение «Ave, Maria» И.Баха – Ш.Гуно Бобби Макферрином на Баховском фестивале вместе со всеми людьми, которые пришли на площадь.Теперь оставалось самое главное: сконструировать композицию, в которой были бы по законам драматургии увязаны все элементы мастер-класса, расставлены необходимые акценты. Этот момент я не могу описать – это момент «инсайта», озарения, открытия, без которого немыслимо создание произведения искусства. Когда все сложилось, я принялся за изготовление презентации, благо впереди была ночь и Интернет был в наличии.На следующий день после проведения тренировочного мастер-класса я увидел все растянутости, ненужные детали, поменял песню Ю.Визбора на песню Б.Окуджавы «Давайте восклицать», которую я воспринимаю как некую светскую молитву, что более органично для данного мастер-класса. Также уменьшился блок о рождении фортепиано.Потом в школе я провел этот мастер-класс как урок для шестиклассников, и дети восхитили меня, предложив такие главные слова для Прелюдии до мажор И.Баха: ангел, весна, жизнь, любовь, мечта, радость, рождество, счастье, чудо. Эти слова легко позволили объяснить, почему у Ш.Гуно получилась такая мелодия, которая только через 7 лет обрела слова молитвы «Ave, Maria». В начале урока я предложил детям попытаться определить, каких слов не хватает в фразе А.Рубинштейна «Игра на фортепиано – движение…; исполнение на фортепиано – движение… Обычно мы слышим только…» (Игра на фортепиано – движение пальцев; исполнение на фортепиано – движение души. Обычно мы слышим только первое.) Эта цитата, я понял, хорошо настраивала на тему нашей группы «Образ». Также я придумал дать детям задание прослушать «Ave, Maria» И.Баха – Ш.Гуно и написать свои впечатления, может быть, даже в стихах или нарисовать что-то. Рисовать у детей получилось лучше.Когда же на самом съезде я проводил этот мастер-класс, то опять все пошло чуть-чуть по-другому. В конце не хватило времени на песню Б.Окуджавы и просмотр видеофрагмента Макферрина, но зато учителя сочинили очень интересные стихи о музыке «Ave, Maria» И.Баха – Ш.Гуно. Также я в мастер-классе порассуждал на тему «Образование» и «Образ» – один корень. И один из главных образов в школе – это образ учителя. А закончил я, спев один куплет своей песни на слова Р.Рождественского, которая стала гимном конкурса «Учитель года России»:Вы знаете, мне по-прежнему верится,Что если останется жить Земля,Высшим достоинством человечестваСтанут когда-нибудь учителя.В нем будет мудрость талантливо-дерзкая,Он будет солнце нести на крыле.Учитель – профессия дальнего действия,Главная на Земле!Артур ЗАРУБА, учитель музыки НОУ «Ломоносовская школа», абсолютный победитель конкурса «Учитель года России-1992»
Комментарии