Об игре в жизни ребенка сказано немало. Она развивает малыша, через нее он учится быть взрослым. В то же время игра отражает нашу жизнь. Мы перешли в XXI век. Я, как и многие родители, хотела бы, чтобы мой ребенок вырос в мире без войн, бед, потерь. Однако мне все больше кажется, что эта мечта о жизни без войн – утопия. Наши дети будут повторять наши ошибки. Они будут играть в “войнушку”, в террористов, без конца “репетируя” роль убийцы. И мы, взрослые, всячески помогаем им в этом. Как, спросите вы? Давайте пройдемся по детским магазинам и взглянем, какие игрушки есть в ассортименте. На всех прилавках изобилуют пистолетики от водных до пневматических, наборы солдатиков, военная техника: танки, ракетницы, “джипы” с боевой раскраской, бронированные машины, самолеты-бомбардировщики, роботы-киборги и т.п. Наши дети с самого младшего возраста учатся стрелять. Эти игрушки с самого младшего возраста, когда у ребенка еще не сформированы нормы морали, закрепляют у детей терпимость к разрушениям и убийствам, и те принимают их как норму поведения.
Военные игрушки – это не единственное средство, воспитывающее будущего убийцу. Какая семья в настоящее время обходится без телевизионного воспитания? Посмотрим, что предлагает телевидение для самых маленьких. Популярные мультфильмы: “Человек-паук” и “Икс-Мэны”, где фигурируют различные изощренные методы разрушения, где сплошь и рядом происходят убийства (пусть и понарошку). Чем эти мультфильмы отличаются от боевиков? Тот же сюжет. А возьмем мультфильм “Покемоны”, вокруг которого до сих пор ведутся многочисленные споры. Есть у него и положительные стороны. Он очень красочный, в нем множество фантастических существ, которые расширяют кругозор и креативность наших детей: как из простого, обыкновенного зверька можно сотворить абсолютно новое сказочное существо. Но сюжет по-прежнему даст фору любому взрослому боевику: каждый покемон имеет свой вид оружия, тот тренер побеждает, у которого в “коллекции” окажется наиболее сильный и опасный покемон. Этот сюжет в сочетании с преимущественно красными и черными тонами мультфильма (а мы знаем из цветового теста Люшера, что красный цвет воздействует на любого человека, а в особенности на восприимчивого ребенка, вызывая агрессию, возбуждение; черный – угнетающе) учит направлять свою энергию на разрушение и пропагандирует войну. И этот мультфильм уже настолько популярен, что у нас в изобилии игрушечные покемоны: в виде мягких игрушек, наклеек, календарей, брелков, настольных игр и т.д. Можно сказать, что развернулось целое движение покемонов. В настоящее время, наверное, нет ребенка в возрасте от 3 лет, который бы не знал, кто это такой, и не назвал бы нескольких видов. Мой младший племянник (ему 8 лет), играя, даже безобидную резиновую игрушку Буренку умудрился превратить в покемона. Придумал ей и оружие (“рога на голове стреляют молниями”). Можно было порадоваться: какой изобретательный и находчивый мальчик, но мне почему-то стало грустно. После таких игр разве захочется ребенку жить в мире без войн? Это будет уже скучно: энергии накапливается много, а расходовать ее конструктивно мы малыша не научили. Фильмы про киборгов, такие, как “Робокоп”, “Терминатор” и т.д., настольные игры “Мир Фентези” с солдатиками-убийцами, популярные в настоящее время… Через них мы подменяем моральное аморальным. И забываем, что дети воспринимают мир буквально, верят тому, что видят, для них становится нормой убийство в качестве самозащиты или защиты своих идеалов. А идеалы бывают разными. Но про идеалы поговорим немного позже.
Наш ребенок немного подрастает, и на смену настольным игрушкам, сюжетно-ролевым играм приходят компьютерные – достижение конца XX века. Однако 2/3 компьютерных игрушек для детей также с тематикой войны (различные военные стратегии, “стрелялки”). Сначала ребенок стреляет по нарисованным мишеням, затем – по более реальным (“Серьезный Сэм”, “Шторм”, “Американская Алиса”, “Комбат”; знаменитая игрушка, по которой даже соревнования проводятся среди подростков, и множество других). Большинство этих компьютерных игр приходятся как раз на самый неустойчивый в эмоциональном плане возраст – подростковый. Это как раз то время, когда ребенок чувствует себя незащищенным, у него часто меняется настроение, появляется избыток энергии. И вот ответ на часто не заданный ими вопрос: “Что делать с этой энергией?” – направить на разрушение. Сначала это разрушение, а точнее, убийство происходит виртуально. За очень короткий срок планка морали опускается, выход агрессии (читай – энергии) через насилие принимается подростком за норму. И результаты не заставляют себя ждать, ребенок демонстрирует деструктивное поведение в социальной среде: школе, семье, на улице.
Таким образом, получается, в воспитании мы ходим по одному и тому же “заколдованному” кругу: даем детям военные игрушки, а дети при помощи их отражают в своих играх агрессивную действительность. Затем вырастают, вооружаются и вступают в переговоры о разоружении; пропагандируют мир во всем мире, на самом же деле желают борьбы и войны (и не так важно с кем).
Как выйти из этого “заколдованного” круга? Для начала я предлагаю изъять из игр детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста все военные игрушки или даже с намеком на насилие, убрать литературу на военную тематику (исключая рассмотрение войны как истории, конечно), перестать транслировать мультфильмы-боевики, а также детские фильмы-боевики. А что же взамен? Почему бы не переключить энергию детей на спортивные игры: теннис, футбол, баскетбол, плавание и т.д. Да если посмотреть, то мы найдем массу других интересных для детей игр и забав, которые помогут направить их энергию не только на разрушение (ведь без разрушений не может происходить изучение мира), но и на созидание.
Татьяна БОЧАРОВА,
психолог
Комментарии