На портале «Активный гражданин» 27 октября 2014 года стартовал опрос, участники которого должны определить, в какое время будут проходить в Москве школьные каникулы. В то же время в столице проходят дискуссии по этой теме, в которой принимают участие активные москвичи.
Исаак КАЛИНА, министр образования Москвы:- К нам неоднократно обращались родители с предложениями по поводу графика школьных каникул. Наверное, чаще всего обращались те родители, дети которых учились в разных школах и проведение каникул в разное время для них было неудобным. Тем не менее мы никогда не брали на себя решение этой проблемы, поэтому я благодарен мэру столицы Сергею Собянину и аппарату Правительства Москвы за то, что был создан интересный проект «Активный гражданин», с помощью которого в столице стали изучать мнение москвичей по тем или иным вопросам. Один из вопросов, который мы предложили изучить, – нужен или не нужен в Москве единый график проведения школьных каникул. Все три предложенных для голосования графика – это существующие в практике московских школ варианты каникул. Тут мы не перенимаем никакой зарубежный опыт, потому что, скажем, в разных странах по-разному устроены школьные каникулы – в Германии, например, каждая земля (вариант наших регионов) устраивает их по-своему. Бог с ним, как это устроено за рубежом. Давайте сделаем так, как удобнее проводить каникулы московской семье, какой график ей больше подходит для каникул. Я в образовании уже прожил несколько жизней, был учеником, учителем, управленцем, родителем. Свои школьные каникулы я теперь плохо помню, потому что в зимние каникулы обычно проходили районные предметные олимпиады, в весенние – областная, с той поры я не считаю, что каникул много. Если бы я был учеником, то голосовал бы за модель «5 дней учиться, одну неделю отдыхать» («5+1»): (такое счастье – много раз не ходить в школу!). Но идею – предложить школьникам проголосовать за увеличение учебных дней – пусть обсуждает «Учительская газета», если посчитает, что слишком много школьных каникул в учебном году. С учительской точки зрения сначала я думал проголосовать за более привычный для педагогов классический вариант, а потом подумал, что все-таки надо проголосовать за «5+1», так как и учителю есть возможность отдохнуть – на неделю много круглых столов, семинаров, конференций не запланируют, на неделю директор школы точно бы меня отпустил. Как родитель, я, наверное, выбрал бы триместровый вариант, потому что есть всего два длинных периода, и я смог бы решить, как устроить на это время детей или взять себе отпуск, чтобы побыть вместе со своими детьми. Как директор школы, я, наверное, тоже бы остановился на триместровой модели каникул, так как в этом случае есть два огромных каникулярных периода, когда можно сделать в школе очень много разных работ, привести школу в порядок. Как руководитель Департамента образования, должен сказать, что мне абсолютно все равно, что выберут москвичи: они участвуют в проекте «Активный гражданин», а нам, управленцам, от этого легче не будет. В школьные каникулы всем департаментам Москвы приходится работать, может быть, даже напряженнее, чем в обычное время, в учебные недели, в каникулы мероприятий очень много. Их проводит далеко не только Департамент образования, но и в первую очередь Департамент культуры, перед каждыми каникулами на сайтах школ, в электронных дневниках Департамент культуры с нашей помощью размещает огромный перечень мероприятий, которые проходят в разных точках города, и каждая семья, каждая школа, каждый класс могут на это ориентироваться, выбирая себе мероприятие. Мероприятий, как правило, очень много, поэтому мы благодарны Департаменту культуры за то, что он больше всех берет на себя нагрузку в каникулярный период и помогает детям отдыхать от школы, школе – от детей, учителям – от директора.Тамара РОМАНОВА, член городского экспертно-консультативного совета родительской общественности при Департаменте образования:- Мы в городском экспертно-консультативном совете родительской общественности неоднократно обсуждали проблему установления единых сроков проведения каникул, потому что и к нам обращаются родители, семьи, в которых несколько детей, с просьбой разрешить проблему проведения каникул в единые сроки. Особенно остра эта проблема была именно для тех родителей, у которых двое-трое детей и все они учатся в разных школах, следовательно, проводят каникулы в разнее время. Эта проблема остра и для тех родителей, чьи дети посещают кроме общеобразовательных еще и музыкальные, художественные, спортивные школы, школы искусств, в которых каникулы проводят тоже в разное время и эти каникулы могут не совпадать по срокам с каникулами в общеобразовательных школах. Наше мнение: бесспорно, должны быть единые сроки проведения каникул. Это поможет организовать и учебный процесс, и досуг для детей, поможет им полноценно и интересно отдыхать во все каникулярные периоды. Благодаря проекту «Активный гражданин» мы как раз добьемся, чтобы родители смогли проводить больше времени с детьми, организовать полноценный отдых для всей семьи. У меня учились двое детей (старший уже учится в колледже), и у меня есть возможность для сравнения той системы учебы, когда каникулы проводили после каждой четверти, с новой, когда каникулы проходили после каждого триместра. И одному, и другому моему ребенку было гораздо проще и физически, и эмоционально, и с точки нагрузки учиться пять недель и после этого неделю отдыхать. Если родители занимаются своими детьми, то это происходит вне зависимости от сроков проведения каникул. И в выходные, и в будние дни мы всегда найдем возможность со своими детьми сходить в театр, посмотреть кино, почитать, поиграть. Летом, конечно, сложно организовать отпуск родителей на все три месяца, но у нас есть летние лагеря отдыха, куда мы можем направить детей. В то же время это могут быть языковые, математические, естественно-научные и другие профильные лагеря, куда родители могут отправить своих детей, выбор таких программ зависит от желания и настроя родителей: если они заинтересованы в развитии своих детей, то используют каникулы и для отдыха детей, и для их образования.Елена ШИНКАРУК, начальник контрольного управления мэра и Правительства Москвы:- Летом мы обсуждали с москвичами на портале «Активный гражданин» необходимость и целесообразность введения в Москве единых школьных каникул, подавляющее большинство – 70 процентов участников проекта – высказали мнение о том, что правильно было бы проводить такие каникулы, с их точки зрения, это удобно. Тут же возник вопрос: а в какие же сроки нужно проводить эти единые каникулы? Поскольку практика работы московских школ показывает, что у каждой школы есть свои представления о том, как организовать учебный процесс, каким образом и в какие даты проводить каникулы, мы обобщили тот опыт, что уже есть в московских школах и предложили в октябре-ноябре 2014 года провести обсуждение на портале «Активный гражданин» тех вариантов сроков проведения школьных каникул, которые уже приняты в столичных школах и могут соответствовать законодательству с точки зрения организации процесса обучения. Почему мы считаем важным проводить такое обсуждение? Во-первых, нужно довести дело до конца: если уж принято решение о проведении каникул в единые сроки, то какие-то сроки должны быть. Ведь за простым решением о введении единых каникул стоит много организационных вещей как для школы, так и для семей с детьми. После того как мы поняли, что москвичам действительно интересны сроки проведения единых школьных каникул, вместе с Департаментом образования подготовили те три варианта, которые предложены для голосования и соответствуют законодательству. Во-вторых, мы понимаем, что по поводу единых сроков проведения каникул должно быть единое мнение и школы, и родителей, и детей, семьи должны получить возможность для планирования совместного проведения времени. Если в семье больше одного ребенка, нужно планировать отпуска родителей, времяпровождение семьи. В-третьих, установление сроков проведения каникул важно для города, так как это и единообразие в организации учебного процесса, и единообразие проведения мероприятий (культурных, спортивных, досуговых), которые устраивают различные столичные департаменты. Таким образом, с нашей точки зрения, может возникнуть общая комфортная атмосфера для всех участников. Решение о проведении единых каникул может сильно сказаться на деятельности организаций, обеспечивающих учебных процесс, и на жизни семей с детьми.Голосование по введению сроков проведения школьных каникул установлено с 27 октября 2014 года и продлится до 30 ноября 2014 года.Опрос будет проводиться в мобильном приложении и на портале «Активный гражданин», через сайт «Активный гражданин». Можно будет проголосовать в инфоматах, в поликлиниках и в МФЦ. Сроки проведения голосования – с 27 октября по 30 ноября 2014 года. Именно такой срок выбран для того, чтобы не было никакой паники или ажиотажа, чтобы у всех была возможность принять взвешенное решение, которое каждому кажется рациональным и разумным. Выбранные москвичами сроки проведения школьных каникул будут установлены начиная с 2015-2016 учебного года.Примеры трех режимов учебных периодов и каникул в к 2015-2016 учебному году:«Классика» – традиционный режим обучения (4 учебных периода (четверти); каникулы: осенние – с 31.10.2015 г. по 8.11.2015 г. (9 дней); зимние – с 26.12.2015 г. по 10.01.2016 г. (16 дней); весенние – с 25.03.2016 г. по 3.04.2016 г. (10 дней). Для обучающихся первых классов рекомендуются дополнительные каникулы в период с 22.02.2016 г. по 28.02.2016 г.«Много, но редко» – триместровый режим обучения (3 учебных периода (триместры); каникулы: осенние – с 16.11.2015 г. по 2.12.2015 г. (17 дней); весенние – с 20.02.2016 г. по 8.03.2016 г. (18 дней).«Мало, но часто» – модульная система «5(6)+1» (учебный год состоит из равномерных учебных периодов (5(6) недель), завершающихся периодами отдыха (1 неделя); каникулы: с 13.10.2015 г. по 19.10.2015 г. (7 дней); с 17.11.2015 г. по 23.11.2015 г. (7 дней); с 30.12.2015 г. по 5.01.2016 г. (7 дней); с 17.02.2016 г. по 23.02.2016 г. (7 дней); с 6.04.2016 г. по 12.04.2016 г. (7 дней).Даты проведения каникул не окончательные, а примерные, потому что всякий раз мы ориентируемся не на даты, а количество каникулярных дней, чтобы не брать даты за основу.В школах нужно обсудить эти варианты с родителями без какого бы то ни было давления. Родителям нужно объяснить все преимущества или недостатки, всю пользу от всех вариантов, которые мы предлагаем для голосования. Вместе с Департаментом образования мы направили в каждую школу раздаточные материалы для родителей, которые наглядно показывают, какие варианты каникул могут быть, чтобы они могли обсудить их дома с семьями, может быть, со своими друзьями, коллегами, с педагогами. Я знаю, что в школах проводят родительские собрания и можно обсудить с директорами, педагогами те варианты, которые предложены.Если будут возникать какие-то вопросы, организационные сложности при голосовании, вся команда «Активного гражданина» готова ответить на все вопросы, провести дополнительные встречи. Но мне кажется, мы предприняли все меры для того, чтобы все варианты, предложенные для голосования, были рассмотрены.Могу отметить, что ни одна из тем, предложенных в проекте «Активный гражданин», не приобретала такого информационного сопровождения и не привлекала такого большого внимания. Мы понимаем, что это важно, что это связано с жизнью, наших детей, это их здоровье, их досуг, качество их образования.Людмила АКОВАНЦЕВА, педагог-психолог Окружного центра психолого-медико-социального сопровождения ЦАО:- Каникулы решают проблему перегрузки школьников, Сейчас у нас есть два варианта каникул – «5+1» и традиционный, но у каждого из них есть свои плюсы и минусы. В системе «5+1» идет равномерное распределение учебной нагрузки, чего нет в классической системе. Это большой плюс для ребят, так как при «5+1» с точки зрения психофизиологической нагрузки учитываются их особенности. Ребята равномерно учатся, а затем равномерно неделю отдыхают. Если мы рассматриваем традиционные каникулы, то там существует так называемая третья четверть (даже есть синдром третьей четверти), которая длится довольно долго. Споры, которые возникли по поводу каникул, появляются как раз за счет третьей четверти. Если мы рассматриваем каникулы по четвертям, то тут есть свое преимущество: каникулы проходят так, что совпадают с государственными праздниками, благодаря чему родители могут больше времени проводить с детьми, потому что, когда дети учатся по варианту «5+1», они часто ломают голову – куда деть ребенка, как организовать ему отдых, чем его занять, чтобы было интересно и безопасно Конечно, очень важно то, как организованы каникулы, потому что, если, например, ребенок учится четверть, а потом целую неделю отдыхает и абсолютно ничего не делает, ему будет очень тяжело снова втянуться в учебный процесс. То есть от нас – педагогов, педагогического сообщества, родителей – зависит то, как мы организуем каникулы, насколько это будет интересно, несколько это будет познавательно. Абсолютно точно, что мы не должны перегружать каникулы теми же знаниями или знаниями в том же объеме, в каком они получали их в учебном процессе, но дети должны чем-то заниматься, то есть не лежать часами у телевизора или сидеть у компьютера. Мы, конечно же, за единые каникул во всем городе, потому что в некоторых семьях дети – братья и сестры – учатся в разных школах, это создает семье большие проблемы. Есть смысл даже организовать выездные мероприятия, когда, например, собираются несколько образовательных организаций и проводят их для детей, может быть, даже в ближайшем Подмосковье. Таким образом, удобно, когда есть единые каникулы, а выбор сроков их проведения должен быть действительно продуманным и оптимальным.Ирина КУРЧАТКИНА, директор школы №1474, председатель межрайонного совета директоров:- Наша школа находится на Севере Москвы. Как все московские школы, мы два года находились в процессе реорганизации, в результате у нас получилась большая организация, которая объединяет половину школ и детских садов района Ховрино, в нашей ОО около 5000 детей, из них 3500 школьников. Я радуюсь тому, какие возможности у нас теперь есть для выбора. Когда мы объединили первые четыре школы, та, где я была директором, проводила каникулы по четвертям, я жила и верила, что ничего лучше не бывает. Два других директора очень сильно настаивали на использовании модели «5+1». Проблему выбора решили голосованием, наш комплекс перешел на эту модель, это было выражением педагогической позиции, мы этому выбору подчинились и стали учиться по модели «5+1». В этом году в наш образовательный комплекс влилась еще одна школа, в которой учились и проводили каникулы также по четвертям. Эта школа не захотела учиться по нашей модели «5+1», но мы настояли на этом. Сейчас идет опрос в рамках проекта «Активный гражданин». К нему мы готовились недели три, задача каждого директора – поскольку мы все живем в рамках общих правил, максимально довести информацию до родителей. Поэтому у нас идут заседания управляющих советов, родительские собрания. Кстати, когда мы родителям стали объяснять механизм голосования, они сказали, что все знают, на портале «Активный гражданин» все прочитали. Все нужные информационные материалы в школы поступили, каждому родителю их вручили. С одной стороны, мы проанализировали состояние здоровья детей и наши выводы по такой большой организации, как наша, таковы: к концу пятой недели учебы по Москве пошла вирусная инфекция, дети меньше стали ходить в школу, потом прошла неделя каникул и все вышли на учебу. То есть мы прервали болезненный момент. С другой стороны, каникулы – многофакторный процесс, и скорее всего действительно в Москве нужны единые каникулы, так как мы должны думать о процессах, происходящих в семье. Все равно определяющую роль играет семья, ребенок счастлив тогда, когда он каникулы проводит вместе с родителями и близкими родственниками. Это тоже фактор здоровья, многое определяет эмоциональное состояние ребенка. Когда ребенок с любимыми мамой и папой, когда мама и папа могут заранее все спланировать, это позитив огромный. Обсуждение сроков проведения единых каникул дает возможность учесть мнения людей, живущих в мегаполисе, так как если родители будут недовольны, то это плохо. Поэтому не проводить такой опрос в Москве нельзя, тем более что все родители активно участвуют в опросах в своих школах. Мои коллеги-директора школ района Ховрино, Северного округа, Москвы говорят, что давить на родителей невозможно, они очень хорошо знают свои права, много знают о системе образования, принимают решения так, как считают нужным, поэтому изучить мнение родителей гиперважно. Я думаю, что в финале все равно будут учтены все факторы, но не учитывать родительское мнение нельзя. Мы проводим опрос, кто победит по нашей школе, не знаю, но процессы обсуждения идут. Структуризация, считаю, нужна для достижения позитивных результатов.Ольга ЯРОСЛАВСКАЯ, директор школы №1298, депутат Московской городской Думы:- Есть несколько проблем, которые нам нужно иметь в виду, когда будем принимать решение. Единые каникулы нужны, удобны в плане организации отдыха семей с детьми-школьниками, особенно если детей несколько и они учатся в разных школах. Единые каникулы скажутся не только на школьниках и их родителях, они изменят структуру работы города и городских служб. Надо понимать, что когда такое количество детей, которые учатся в столичных школах, одновременно выйдут из школ, весь вопрос будет в том, что дети, освобожденные от уроков, должны быть заняты. То есть департаменты культуры, спорта должны разработать программы, продумать возможности занятости для детей на каникулах, они должны быть готовы принять большое количество наших детей. Об этом надо задумываться, это очень важно, иначе мы детей освободим, но для чего – чтобы они сидели перед компьютерами и телевизорами? Однозначно и нам нужно продумывать систему занятости. При этом необходимо подумать и о транспортной безопасности школьников на каникулярный период. Понятно, что взрослое население проголосует на портале «Активный гражданин», и это хорошо. Но значимость этого проекта еще и в том, что дети тоже могут проголосовать за эти каникулы. На мой взгляд – взгляд директора школы, это тоже очень важно, так как ребенок начинает вовлекаться в эту работу, он выбирает, а если его выбор совпадет с общим мнением, если будет принято такое решение, то он скажет, что тоже все решает в Москве. Что касается моей школы, то мы прошли сложный путь. Восемь лет мы работали по модели «5+1». В прошлом году проводили каникулы по четвертям, в этом году опять вернулись к модели «5+1». Если брать внешнюю оценку, то ничего от смены периодов проведения каникул не менялось – как дети ходили в школу, так и ходят. С точки зрения внутренней, содержательной части у нас в школе всегда меряют индекс здоровья ребенка и делают выводы. Когда мы перешли в прошлом году на каникулы по четвертям, дети болели чаще, это нас напрягло, поэтому мы и вернулись к триместровой модели. В прежнем варианте у нас было и больше больничных листов учителей, учителя уставали больше, а уставший учитель – это плохо, учитель не должен быть уставшим, он должен отдавать себя полностью ученикам, быть здоровым, счастливым и оптимистичным, иначе он не сможет давать знания. Я не буду оценивать варианты проведения каникул, потому что не хочу, чтобы мои слова кто-то расценил как давление на решение родительской общественности и общества, но и с точки зрения подготовки детей к ЕГЭ, к ОГЭ, конечно, единые каникулы нам нужны. Тут важна периодичность, нам нужно, чтобы рассматривались периоды без каких-то жестких перерывов (если, скажем, есть перерыв в учебе на 21 день, потом собрать детей и настроить их на учебу очень сложно). Но когда период четко определен, это потом работает на результат. Такие длинные каникулы позволят проводить круглые столы для учителей, создавать условия для обмена опытом – ведь все учительское сообщество будет разом освобождаться, поэтому перемещение по городу, организация обучающих мероприятий для учителей приобретет другое качество. Как управленец, директор, который руководит коллективом, я смотрю на единые каникулы с позиции того, как учителям организуют повышение квалификации в каникулярное время. Могу сказать, что нам для учебного процесса не хватает июня, но если мы скажем сейчас, что хорошо бы сделать июнь учебным, нас обвинят, что делаем непопулярные предложения. Но если бы такое предложение приняли, мы бы тогда провели июнь не за партами, а в проведении практикумов. Для этого нужно очень хорошо и серьезно подумать об организации этих практикумов. Начальную школу я бы оставила в покое, пускай первые-четвертые классы, как у них в мае заканчивается учеба, так и уходят на каникулы. А вот с пятого по восьмой класс дети могли бы участвовать в таких научных и предметных практикумах, это было бы очень интересно и очень полезно. Но для этого нужно разрабатывать научно-техническую и материальную базу, искать партнеров, это большая задача на будущее. В принципе об этом, как мне кажется, надо подумать.Сергей СТЕПАНОВ, директор университетской школы МГПУ:- Наша школа – структурное подразделение МГПУ, она молода – работает только третий год, но мы активно включились во все процессы, происходящие в Москве, в том числе в обсуждение проблемы установления единых каникул. То, как устроен учебный год, на мой взгляд, существенным образом влияет на здоровье детей. В нашей школе мы с одобрения ученого совета МГПУ и Департамента образования реализовали модель, которую назвали биместровой. Самый главный принцип этой модели состоит в том, что у нас летние каникулы длятся не больше двух месяцев. Если дети отдыхают летом два месяца, их остаточные знания составляют 40-50 процентов, это значит, что у них сентябрь как разгонный, адаптационный месяц становится не репродуктивным, а продуктивным, на адаптацию уходит неделя-полторы максимум, а в обычных школах – три-четыре недели. Наша система полностью поменяла весь цикл учебного года. При четвертной системе самая нерациональная смена продуктивных и непродуктивных циклов: в самые тяжелые периоды, пиковые для нагрузки на здоровье, каникулы самые маленькие, осенние каникулы – неделя, весенние каникулы – неделя. После 11 недель учебной нагрузки третьей четверти все осложняется климатическими и эпидемиологическими факторами, больше дней болеют дети – самый маленький каникулярный период, когда человек не может восстановить здоровье. Вроде бы эту проблему решает триместровая система, но при всем при этом период, который занимает одну неделю каникул, не очень оптимален, так как любая смена жизнедеятельности влечет за собой период адаптации – 2-3 дня как минимум. Наша модель – «7+2», 7 – число, обладающее максимальной степенью свободы из всех чисел. В нашей системе учебный год делится на два, отсюда ее название – биместровая, или двухмесячная. Получается так: семь недель дети учатся до последней недели октября, затем у них двухнедельные каникулы. Дальше дети учатся в ноябре и до конца декабря, после этого каникулы до 7-10 января. Затем они учатся снова семь недель в январе и феврале, с 23 Февраля по 8 Марта у них каникулы. Далее учеба в марте и апреле, последняя неделя апреля и майские праздники – каникулы. Завершается год учебой в мае и до конца июня.
Комментарии