search
main
0

Как разорвать замкнутый круг?

Ответ на этот вопрос искали участники «круглого стола» под громким названием «Профессиональное самоопределение и занятость учащейся молодежи – гарантия стабильного общества». Форум проходил в Москве, в историческом здании Российской торгово-промышленной палаты. Старые стены за свою более чем столетнюю историю помогли меценатам решить немало вопросов, однако проблема молодежной безработицы оказалась посложнее любой биржевой сделки.

СтатфактПовышение занятости подростков на один процент снижает уровень подростковой преступности на пять процентов.В России более трех тысяч школьных компаний.

Только вдумайтесь: 40 процентов трудоспособного населения России – молодежь, и среди них 40 же процентов безработных, а треть молодых специалистов работают не по специальности, – с этой статистической сводки начал свое выступление Юрий Люльчев, руководитель школьной компании. – В чем проблема? Работодатель не хочет брать молодого специалиста, так как у него нет опыта работы. Но где же его поднабраться, если негде работать? Получается замкнутый круг. Однако его можно разорвать, и сделают это школьные компании. Опыт работы на ученическом предприятии не должен пропасть бесследно. Наоборот, его нужно фиксировать в аттестате зрелости как стаж.

– У современной молодежи много новых идей – мы действительно сможем поднять страну на такой уровень, что нам будут завидовать, – так считает Татьяна Ослепова, победитель российского конкурса «Лучший президент школьной компании». Татьяна организовала в своей школе весьма прибыльное предприятие по видеопрокату, так что слова ее не расходятся с делом.

Международная образовательная организация «Достижения молодых» – инициатор «круглого стола» – объединяет 113 стран, в том числе и Россию. В Туле, Кемерове, на Сахалине и в Москве открыты учебные центры. По словам Евгения Велихова, руководителя российской программы «Достижения молодых», через нее прошли уже два миллиона школьников:

– Существует много программ, обучающих предпринимательской деятельности: «Семь шагов в мир бизнеса», «Планирование карьеры и жизни» и т.д. «Достижения молодых» избрала узкий, но, на мой взгляд, весьма действенный путь, а именно – содействие школьному предпринимательству. Причем не только теоретическое, но и практическое – как создать школьную компанию. Поясню алгоритм. Подростки выбирают продукт или услугу, которую они собираются производить, и составляют коммерческий план. На этом этапе, как вы понимаете, не обойтись без экономических знаний: ведь надо не только уметь составлять бизнес-план, но и грамотно оценивать рынок сбыта и перспективы на будущее.

Следующий шаг – выпуск акций компании для того, чтобы как можно больше школьников могли участвовать в ее работе. Как видите, механизм ничуть не отличается от «взрослого» предпринимательства. И не должен отличаться, поскольку обучение максимально приближено к реальным условиям.

Заключительный этап можно было бы назвать так: «контрактная деятельность с заказчиками». Это наиболее трудный и ответственный момент, поскольку от юных предпринимателей требуется не только знание конъюнктуры рынка, но и практические навыки общения с контрагентами, составления договоров и прочие коммерческие тонкости. Всему этому учит программа «Достижения молодых».

Должен заметить, что в Англии, Ирландии, Швеции 70 процентов школ имеют свои компании. В России – только пять процентов. В чем причина такого отставания? Причин несколько. Первая и основная заключена в несовершенстве нашего законодательства. Очень трудно развернуть дело при существующем налогообложении. Еще сложнее сделать молодежный бизнес, так сказать, привлекательной зоной для капиталовложений. Многие бизнесмены пока считают это бесперспективным. Непонятна и позиция Министерства образования, которое до сих пор не разглядело рационального зерна в школьном предпринимательстве.

А что думают на этот счет экономисты? Мнение Надежды Волковой, международного эксперта по системам управления качеством рабочей группы ООН:

– Развитие молодежного предпринимательства как средства борьбы с бедностью – одно из важнейших направлений деятельности экономической миссии ООН. Школьная компания – это начальный этап, на котором образование смыкается с бизнесом. Должна сказать, что на этом этапе проблема самозанятости подростков стоит особенно остро, и именно школьные компании могут решить ее.

Статистика показывает, что профилактика правонарушений по крайней мере в пять раз эффективнее наказаний. По этому поводу высказалась Вера Осауленко, ответственный секретарь комиссии по делам несовершеннолетних московского района Щукино:

– Дети, оказавшись вне образовательной среды и не определившиеся с профессией, зачастую попадают в места не столь отдаленные. Я работаю с подростками 13 лет и полностью поддерживаю идею развития школьных предприятий. Помимо заработка, что в наши дни совсем нелишнее, они помогают определиться в жизни.

– Школьная компания – это образовательный процесс, который должен оцениваться и отражаться в аттестате, – считает Евгений Бунимович, директор московской школы. – Я убежден, что часы работы на школьном предприятии должны засчитываться как учебные. Ведь это профильный предмет – прикладная экономика, если хотите. Сегодняшняя школа стала индустриальной областью, напичканной компьютерной техникой. Сплошь и рядом возникают проблемы с ее обслуживанием. Между тем многие школьники знают компьютер лучше любого учителя. Так почему бы не создавать школьные компании из таких «продвинутых» детей?

Москва – один из немногих городов России, которому удается, в какой-то степени решать проблему молодежной безработицы. Я имею в виду программу «Обеспечение занятости молодежи Москвы», согласно которой работодатель в течение шести месяцев получает дотацию на оплату труда молодого «специалиста». Однако, по словам Александра Павличенко из Московской службы занятости, в городе официально зарегистрированы 33 тысячи безработных и 20 процентов из них – молодежь:

– Основная проблема трудоустройства подростков – необъективность оценки ситуации на рынке труда. Юноши и девушки, особенно впервые ищущие работу, меньше чем на 500 долларов в месяц не согласны. При этом они не учитывают одно весьма серьезное обстоятельство: рынок уже заполнен опытными кадрами. Ни один работодатель не станет серьезно относиться к молодому специалисту, требующему оклад в 15 тысяч рублей. Вывод: опыта надо набираться в процессе учебы. И это могут быть не только школьные компании. Как пример приведу окружной учебный центр «Юниор» на востоке Москвы. На его базе работают школьные бригады по ремонту компьютеров. Вместе с аттестатом зрелости юные компьютерщики приобретут и стаж работы, причем по такой специальности, которая пользуется неплохим спросом на рынке труда.

Должен сказать, что у школьного предпринимательства есть и противники, причем среди бизнесменов. Я стал свидетелем разговора двух немолодых людей, сидящих в зале.

– Я вижу чисто академический интерес к этому собранию.

– Неужели никакой практической значимости?

– Никакой. С детьми работать хлопотно – слишком много амбиций…

Со стороны, конечно, виднее… А вот мнение человека, который на собственном опыте ощутил все «прелести» школьного предпринимательства, – зам. директора московской школы-интерната для глухих детей Александра Воскресенского:

– Я убедился в абсолютной неконкурентоспособности школьного предприятия, в нашем случае – переплетно-брошюровочного. Много брака из-за того, что у ребят нет опыта. Между тем нас заставляют платить налоги, как коммерческую организацию. Так что предприятие даже не может окупить расходы.

Вообще упреков в адрес Налогового кодекса звучало немало. В самых, надо сказать, резких формах. Создается впечатление, будто государство специально методично перекрывает кислород молодежному предпринимательству. Но только зачем? Неужели есть резон в том, чтобы душить свое будущее?

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте