В Государственном собрании – Курултае Республики Башкортостан обсудили, как освободить учителей от лишней бумажной волокиты и дополнительной непрофильной нагрузки. Предысторию вопроса можно изучить в «МП» №9 от 3 марта.
Понедельник начинается в субботник
Открывая парламентские слушания, заместитель председателя Госсобрания Рустам Ишмухаметов отметил, что за последние годы в республике многое сделано для развития региональной системы образования, но есть системные недостатки и нерешенные проблемы, которые отражаются на качестве реализации образовательных программ и эффективности работы педагогов.
– Проблемы связаны с размером заработной платы педагогических работников, неопределенностью в объемах учебной нагрузки, с дефицитом педагогических кадров, недостаточным престижем среди молодежи профессии учителя, различием в условиях и качестве образования детей, проживающих в городах, районных центрах и сельской местности, большой бумажно-административной нагрузкой учителей, – сказал Рустам Ишмухаметов.
Особое внимание участники слушаний уделили проблеме внеурочной загруженности педагогов. Было отмечено, что согласно результатам международного исследования российская система образования является наиболее забюрократизированной среди образовательных систем 36 стран мира. Российский учитель трудится более 46 часов в неделю, затрачивая на составление планов и отчетов и на подготовку к урокам более 15 часов.
– По результатам различных социологических исследований выявлено не менее 49 видов документов, заполняемых учителями, – сказал Рустам Ишмухаметов. – 67% опрошенных педагогов подтверждают, что высокая документационная нагрузка остается нерешенной проблемой.
Министр образования и науки РБ Айбулат Хажин отметил, что далеко не всегда дополнительная нагрузка на учителя прямо связана с образовательным процессом. При этом наибольшие споры вызывает дополнительная нагрузка, обеспечивающая удовлетворение интересов сторонних организаций.
– Это всевозможные запросы общественных организаций, просьбы организовать участие детей в мероприятиях, не имеющих отношения к школьному или муниципальному плану воспитательных мероприятий, просьбы привлечь учителей на «помывку забора по красной линии улицы», – сказал Айбулат Хажин. – Как правило, эта работа не регламентирована, носит авральный характер, основана на личных просьбах и, конечно же, не оплачивается.
Теряем кадры
Председатель Башкирского рескома Профсоюза работников народного образования и науки РФ Раиль Газизов отметил, что профсоюз, федеральное министерство, Рособрнадзор направляли совместные рекомендации в субъекты РФ об освобождении школы от непрофильных функций, а педагогов – от административной и бумажной волокиты.
– Мы не говорим о роли школы и учителей в выборах всех уровней, об участии в регулярных субботниках, они воспринимаются как норма, – подчеркнул Раиль Газизов. – На муниципальном уровне школе навязываются обязанности практически всеми структурами органов управления, включая администрации муниципальных образований, военкоматы, структуры МЧС, МВД и другие. Например, педагогам вменяют в обязанности сбор информации о наличии пожарных извещателей, сбор денег на питание учащихся и другие нужды, обход микрорайона, дежурство и патрулирование в общественных местах, разнесение повесток допризывникам от военкоматов. Почти 90% опрошенных учителей отвлекаются на заполнение различных отчетов и выполнение работ других ведомств. И это на фоне того, что 42% респондентов работают на 1,5-2 ставки. Это удручающая статистика.
Раиль Газизов подчеркнул, что выполнение работниками навязанных обязанностей невозможно без издержек в их основной деятельности. Хроническая усталость, эмоциональное выгорание на фоне перегрузок становятся основными причинами оттока педагогических кадров в другие регионы или вообще ухода из системы образования.
Средняя температура по школе
По словам руководителя Гострудинспекции в РБ Татьяны Астрелиной, еще один из основных факторов, обуславливающих текучесть кадров, – это невысокий уровень оплаты труда педагогов. Так, из 311 обращений педагогов в Гострудинспекцию за два предыдущих года 281 (то есть более 90%) было о заработной плате. В своем выступлении Татьяна Астрелина коснулась выполнения указа Президента России №597, цель которого – реальное повышение зарплат бюджетников определенных категорий.
– Что видим на практике? Да, кто-то из педагогов почувствовал повышение оплаты труда, но произошло оно в большинстве случаев за счет увеличения нагрузки. А у кого-то зарплата осталась на прежнем уровне или даже уменьшилась, – отметила она. – В итоге достижение «указного» показателя, мы полагаем, свелось к арифметическим манипуляциям, когда за средней величиной зарплаты по конкретному образовательному учреждению скрывается «разбег» в десятки тысяч рублей.
В республике система оплаты труда педагогических работников регулируется в основном постановлением Правительства РБ №374. По словам Татьяны Астрелиной, осложняет ситуацию отсутствие правовой определенности отдельных положений этого документа. К примеру, в нем четко не определено, является ли персональный повышающий коэффициент обязательной составляющей заработной платы. Также непонятно, что конкретно нужно выполнить учителю для его получения. В итоге на практике в одной школе в перечень критериев получения такой выплаты ввели работу без больничных листов, что не только не соотносится с качеством образования, так еще и влияет на состояние здоровья учителя и учеников.
Татьяна Астрелина завершила свое выступление предложением Правительству РБ с участием профсоюзов, представителей образовательных учреждений проработать изменения в постановление №374, чтобы обеспечить максимальную прозрачность составных частей зарплаты педагогов, сформулировать конкретный перечень стимулирующих выплат и критерии для их установления.
По итогам обсуждения был принят проект рекомендаций парламентских слушаний органам государственной власти и местного самоуправления, Совету ректоров вузов РБ и образовательным организациям. Правительству республики, в частности, рекомендовано комплексно рассмотреть вопрос снижения административной нагрузки на педагогических работников. Министерству образования и науки РБ – совершенствовать работу цифровой образовательной системы региона, а также модернизировать личный кабинет учителя в ГИС «Образование» с целью исключения дублирования отчетности в работе педагогов.
Артур СУНАГАТУЛЛИН. Фото с официального информационного портала Государственного собрания – Курултая Республики Башкортостан
P.S. Напомним, что в апреле в Государственную Думу РФ был внесен законопроект, ограничивающий бюрократическую нагрузку на учителей. Инициатива предполагает, что Минпросвещения России утвердит типовой перечень и требования к содержанию учебно-методической и иной документации, подготовкой которой занимаются учителя. Привлекать школьных педагогов к работе над документами, не включенными в перечень, будет запрещено. Кроме того, образовательные организации смогут использовать электронный документооборот без бумажных версий. Пока законопроект готовится к первому чтению.
Комментарии