search
main
0

Как растить профессионалов?

Кратко очертить грани профессионализма сложно. Особенно офицерского. Профессионалов высокой пробы чаще встретишь среди советского поколения офицеров. Нынешняя офицерская молодежь проигрывает лейтенантам 70-х. А ведь на офицерских плечах держится боеготовность. Повышение профессионализма офицеров, начиная с их подготовки в военно-учебных заведениях, не первый год руководство Минобороны считает одной из важнейших задач. Как этого добиться?

Ответы на ряд вопросов дал сбор с руководителями органов военного управления и вузов, прошедший в конце мая в Рязани. Он был посвящен выработке единых подходов к совершенствованию обучения и воспитания, формированию у слушателей и курсантов высокого профессионализма, нравственных и физических качеств, морально-психологической устойчивости. Базой сбора стали три рязанских вуза – Военный автомобильный институт имени генерала армии В.П. Дубынина, Институт ВДВ имени генерала армии В.Ф. Маргелова и филиал Военного университета связи имени С.М. Буденного.

Пути

Вступительное слово начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ генерала армии Анатолия Квашнина вместо предполагаемых 10 минут заняло около полутора часов. Чувствовалось, что повестка дня – боль военачальников. Анализ и прогноз военно-политической обстановки в мире не дают оснований для беспечности. Близость партнеров из НАТО на Западе и китайских друзей на Востоке гарантирует сегодняшним курсантам и лейтенантам напряженное завтра. Способна ли наша система военного образования подготовить высокопрофессиональных комбатов и комполков, комдивов и командармов? Для этого нужно очень многое сделать. Благо, государство, повернувшееся в последние годы лицом к армии, это понимает.

В 2002 г. утверждена федеральная программа «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации до 2010 года». По словам начальника Главного управления кадров Минобороны РФ – заместителя министра обороны РФ по кадрам генерал-полковника Николая Панкова, первый этап ее реализации предполагает комплекс научных исследований по важнейшим направлениям, чтобы на их основе разработать облик перспективной системы военного образования и создать условия для ее формирования.

Ныне, как сообщил замминистра в докладе, на конкурсной основе отобраны исполнители научно-исследовательских работ, разработаны технические задания на проведение исследований. Идет работа по совершенствованию законодательного обеспечения системы военного образования. Одно из направлений связано с увеличением средней продолжительности службы офицеров и уменьшением отчислений курсантов. «Не вызывает сомнения то, что срок первого контракта должен быть увеличен как минимум до 10 лет после окончания вуза, что должна быть введена гражданско-правовая ответственность военнослужащих за невыполнение условий контракта», – подчеркнул Панков.

Все более массовым явлением в армии становятся офицеры-двухгодичники. С 1999 г. призыв выпускников гражданских вузов с военными кафедрами вырос чуть ли не в 5 раз. В связи с этим, как отметил замминистра, возникла необходимость «в законодательном закреплении порядка заключения контрактов со студентами об обучении на военных кафедрах с последующим обязательным прохождением военной службы в течение пяти лет». Это наряду с другими нормативными документами составит правовую основу для эксперимента, предусмотренного федеральной программой.

Необходимо внести в законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» нюансы, связанные с особенностями военных вузов, адъюнктуры и докторантуры. Ряд положений этих законов противоречит законам о военной службе.

Немало сделано для совершенствования управления военным образованием. Утвержденное в нынешнем году приказом министра обороны Положение о системе управления военным образованием в Вооруженных Силах РФ определило предназначение системы управления, состав, ответственность, основные задачи и функции органов военного управления по руководству этой сферой. «Сделаны очередные шаги по расширению прав и самостоятельности вузов в решении вопросов повседневной деятельности», – сообщил Панков. Кузницам офицеров предоставлена возможность зарабатывать деньги, как это делает Военный университет, открыв платный факультет.

Минобороны удалось добиться выделения на реализацию программы на 2004 г. 139,7 миллиона рублей. Они первым делом пойдут на научные исследования, пополнение вузовских библиотек, подключение вузов и органов управления военным образованием к Интернету.

Впрочем, без подвижек в самих военных вузах дело в гору не пойдет. На сей счет начальник Генштаба привел пример из собственного опыта, посещения одного из вузов войск радиационной, химической и биологической защиты.

К слову, рязанской троице – Военному автомобильному институту, Филиалу Военного университета связи и Институту ВДВ – в этом смысле, не в пример упомянутому вузу, есть чем похвастать. Занятия с участниками сбора подтвердили: там мощная учебно-материальная база сочетается с методическим мастерством преподавателей, требовательностью командиров, системностью организации учебы и воспитания, многолетними традициями.

Выступая на сборе, генерал-полковник Панков определил задачи модернизации системы военного образования. Важной вехой он назвал присоединение России к Болонскому процессу, что предполагает формирование к 2010 г. единого европейского пространства высшего образования. В его основе – 3 основных принципа: введение двухступенчатого высшего образования (бакалавриат и магистратура), системы зачетных единиц для унификации количественного учета получаемого образования, обеспечение сопоставимого качества образования введением взаимопризнаваемых методологий его проверки.

Для военного образования особенно проблематичен первый пункт. Возможность подготовки в вузах Минобороны бакалавров и магистров наряду с дипломированными специалистами предусмотрена соответствующими документами. Загвоздка в механизме их подготовки. В Главном управлении кадров разработана такая схема. Насколько она жизнеспособна, покажет время.

Воспитание

В кардинальном повышении эффективности, подчеркнул замминистра, нуждается воспитательная работа с курсантами. С содокладом на эту тему выступил начальник Главного управления воспитательной работы (ГУВР) Вооруженных Сил РФ генерал-полковник Николай Резник. Он подчеркнул, что в новых экономических и социальных условиях задачи воспитания будущих офицеров усложнились. Военная служба по-прежнему не в почете у значительной части молодежи, крепки подогреваемые некоторыми СМИ антиармейские настроения. Свое черное дело ежедневно делают голубые экраны, с которых на неокрепшие умы лавиной обрушиваются символы бездуховности, стяжательства, наркомании и алкоголизма, насилия и крайнего индивидуализма. Противопоставить всему этому, по словам генерал-полковника, можно только умелую, кропотливую, целенаправленную работу.

По-прежнему актуальна проблема бегства молодых офицеров из армии на первом году после выпуска. Как отметил начальник ГУВР, отношение к службе после вузов во многом определяется морально-психологическими качествами отбираемых в них кандидатов. «Социальное расслоение общества привело к тому, что в среде слушателей и курсантов происходит разделение на тех, кто хочет всю свою сознательную жизнь посвятить служению Родине и тех, кто мечтает получить диплом, но о службе вовсе не думает», – сказал Резник. Он напомнил также, что воспитательная работа в вузах несет и учебно-методическую функцию. Курсанты учатся у своих командиров и педагогов формам и методам воспитания, запоминают и копируют педагогические приемы, которые впоследствии будут использовать в войсках на протяжении всей службы.

К слову, по данным исследований, опросов выпускников вузов, более 70% берут в качестве жизненных примеров своих преподавателей.

Несмотря на проблемы, есть положительные тенденции в развитии системы воспитания будущих офицеров. По словам генерал-полковника Резника, нарастает ее практическая направленность. Есть подвижки в укреплении материально-технической базы воспитательной работы. В таких вузах, как рязанские, например, заметно стремление командования создать условия для духовного и профессионального роста, развития личности обучаемых.

Воспитательная деятельность преподавателя, подчеркнул Резник, не может сводиться к просветительству, бесстрастной передаче учебной информации. В современных условиях она должна приобрести форму наставничества. В воспитании слушателей и курсантов должны участвовать все должностные лица вузов. Крайне важно в формировании морально-боевых качеств будущих офицеров делать акцент на усилении их героико-патриотического воспитания. Большие возможности открывает для этого подготовка к 60-летию Великой Победы.

Воспитательной работе в вузах и подготовке будущих офицеров-воспитателей был посвящен «круглый стол» с участием заместителей главнокомандующих видами Вооруженных Сил и командующих родами войск, начальников главных, центральных управлений и вузов по воспитательной работе.

Потенциал

Еще одной актуальной задачей генерал-полковник Панков назвал сохранение и укрепление научно-педагогического потенциала военных вузов. Сегодня укомплектованность офицерских кузниц в целом достаточно высока, и сохраняется устойчивая тенденция роста. Впрочем, увеличение числа доцентов и профессоров, кандидатов и докторов наук – не самоцель. Острее, по словам замминистра, проблема реализации научного потенциала в образовательном процессе. Он подчеркнул, что проблему нужно решать комплексно, в частности, повысить престиж профессии военного педагога. Такая работа активно ведется. В Закон «О статусе военнослужащих» представлены предложения о присвоении звания «полковник» и «капитан 1 ранга» преподавателям, имеющим ученую степень.

Кроме того, кадровым органам и вузам, по слова замминистра, надо более активно проводить работу по отбору кандидатов, способных в будущем стать педагогами. Он заявил также о необходимости качественных изменений в системе послевузовского образования. В случае реализации Болонских соглашений возможность поступления в адъюнктуру будет лишь у офицеров со степенью магистра. А они, как планируется, составят лишь часть офицерского корпуса.

Заместитель начальника Главного управления кадров Минобороны РФ генерал-лейтенант Николай Васильев ознакомил участников сборов с особенностями комплектования вузов военного ведомства курсантами и слушателями в нынешнем году. В частности, решено увеличить набор курсантов на 3 тысячи человек. В первую очередь это коснется вузов Сухопутных войск. В качестве острейших проблем Васильев назвал недобор слушателей в военные академии и университеты, что лет 10-12 назад просто невозможно было представить. Теперь эта напасть принимает хронические формы. Снижаются и качественные характеристики. Все более редки среди слушателей офицеры, прошедшие батальонное звено.

Об итогах реализации рекомендаций ноябрьского учебно-методического сбора с руководящим составом органов военного управления и вузов рассказал заместитель начальника Главного управления кадров генерал-лейтенант Олег Смирнов.

Проблемы физической подготовленности слушателей и курсантов поднял председатель спорткомитета Вооруженных Сил РФ полковник Владимир Лукашов. В самых общих чертах смысл его выступления в том, что армия стремительно прирастает слабаками и лентяями. Если срочно не взяться за исправление положения, героиня американского кинобоевика «Солдат Джейн» станет недостижимым идеалом мужественности для многих молодых офицеров.

Ряд выступлений был посвящен опыту вузов. Наряду с теорией сбор был насыщен практическими занятиями. Особенно яркими были продемонстрированное четырьмя с лишним сотнями курсантов-автомобилистов комплексное занятие по физподготовке и полевой выход десантников.

Профессионализм – понятие многогранное. И все же раскрыть его по-военному лаконично можно. «Профессионализм – это ежедневный труд над собой и подчиненными», – сказал начальник Генштаба генерал армии Анатолий Квашнин участникам сбора.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте