search
main
0

Как распознать фейк

9 правил для тех, кто не хочет стать заложником ложных знаний

Одна из главных целей образования – научить детей критически оценивать информацию. Но умеем ли мы, педагоги, это делать? В мае 2019 года многие ведущие информационные агентства и издания опубликовали громкую новость о том, что «выгорание на работе официально признано болезнью» и теперь можно будет получать больничный.

На самом деле это ошибка. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) не признавала эмоциональное выгорание болезнью.

Давайте разберемся, почему эмоциональное выгорание не является болезнью, и сформулируем правила, которые позволят распознать любую фальшивую или ошибочную информацию.

Ознакомьтесь с первоисточником

Самый надежный способ отличить правду от лжи – обратиться к первоисточнику. СМИ в сообщении об эмоциональном выгорании ссылаются на Всемирную организацию здравоохранения. Чтобы убедиться в том, что эмоциональное выгорание не является болезнью, достаточно зайти на сайт ВОЗ по адресу: who.int/mental_health/evidence/burn-out/ru. Статья называется «Международная классификация болезней: «профессиональный синдром» эмоционального выгорания». Опубликована 28 мая 2019 года.

В первом абзаце этой статьи сказано: «Данный синдром не классифицируется как медицинское состояние». Частица «не» там выделена жирным, чтобы никто случайно не перепутал, не посчитал выгорание болезнью.

Во втором абзаце еще раз подчеркивается немедицинский характер понятия «выгорание»: «Он (синдром выгорания) отнесен к классу «Факторы, влияющие на состояние здоровья населения и обращения в учреждения здравоохранения», который включает в себя причины обращения населения в учреждения здравоохранения, не классифицированные как заболевания или медицинские состояния».

В этот раздел помимо эмоционального выгорания включены, например, такие факторы: неграмотность, провал на экзамене, смена работы, конфликт с начальником, без­домность, низкий уровень дохода, излишняя опека со стороны родителей, развод. То есть речь идет о разно­образных социальных, экономических и психологических обстоятельствах, которые, очевидно, не являются болезнями, но имеют прямое или косвенное отношение к работе врачей и системе здравоохранения.

Кроме того, в статье отмечается: «Эмоциональное выгорание было также включено в МКБ-10 в рамках той же рубрики, что и в МКБ-11, однако настоящее определение является более подробным».

Собственно, в этом и заключалась новость – определение стало более подробным. В МКБ-10 про выгорание сказано всего 4 слова: «Состояние истощения жизненных сил». В МКБ-11 про выгорание написано 93 слова. Это очень важные для специалистов уточнения.

Проконсультируйтесь с экспертом

В нашем информационном мире мы не можем быть компетентными во всех вопросах. Чтобы сформировать адекватное представление о каком-то явлении, нужно обратиться к помощи эксперта.

Ульяна Супрун – бывшая исполняющая обязанности министра здравоохранения Украины. Ее мнение как высококвалифицированного врача и администратора системы здравоохранения большой европейской страны весит больше, чем мнение всех журналистов вместе взятых. 5 июня 2019 года на своей странице Facebook она разместила пост «Выгорание не болезнь», в котором опровергла фейк и объяснила суть ситуации: «Нет, Всемирная организация здравоохранения не признавала выгорание болезнью, как вы могли где-то прочитать». Там достаточно большой текст, в котором Ульяна Супрун проясняет статус эмоционального выгорания в МКБ-10 и МКБ-11, описывает признаки, факторы риска и меры профилактики. Также в своем тексте она приводит ссылку на статью на сайте ВОЗ, которую я упомянул выше.

Проверьте автора

Нужно выяснить: имя автора реальное или вымышленное? Если реальное, то кто этот человек? Он эксперт? Ему можно доверять?

Когда я разбирался со статусом эмоционального выгорания в системе здравоохранения, мне попалась информация о заявлении Ульяны Супрун. Я впервые встретил это имя, поэтому навел справки о ней. Мне было важно узнать, есть ли такой человек на самом деле, действительно ли она эксперт такого высокого уровня – и. о. министра здравоохранения Украины.

Вся информация подтвердилась. Про нее есть большая статья в Википедии, на сайте Минздрава Украины было указано ее имя, она есть в Facebook, есть ее фото. Я даже на YouTube-канал ее мужа Марко Супруна зашел.

Оцените источник

Ознакомиться с первоисточником не всегда возможно. Часто мы должны довериться чьему-то пересказу, какому-то информационному ресурсу. Но не любому, а только авторитетному.

Одно из крупнейших СМИ, распространяющее информацию о признании эмоционального выгорания болезнью, – «Российская газета».

На первый взгляд «Российская газета» – авторитетное издание. Это официальный печатный орган Правительства Российской Федерации! Но есть три фактора, снижающих доверие к этой газете:

1. Это СМИ. Как и любому СМИ, ему жизненно необходимо делать контент. Хоть какой-нибудь контент, чтобы доказать свою полезность.

2. На сайте «Российской газеты» огромное количество рекламы. Видимо, у правительства не хватает денег на финансирование газеты. Значит, она, как и любое коммерческое СМИ, заинтересована в доходах от рекламы.

3. В одном интервью академик Евгений Борисович Александров заметил: «На Западе, кстати, гороскопы – удел желтой прессы. А у нас даже «Российская газета» – правительственное издание! – печатает предсказания всяким там козерогам и тельцам. Это позор».

Таким образом, «Российская газета» даже менее авторитетна, чем какое-то частное новостное издание, которое не публикует гороскопов.

Проверьте свои склонности

Все советы по выявлению фальшивых новостей опираются на идею, что никому нельзя доверять. Все могут врать и все могут ошибаться. Самая трагическая часть этой идеи заключается в том, что мы тоже можем ошибаться и обманывать сами себя.
Наши восприятие и мышление сами по себе чрезвычайно ограниченны. Познание – неприятный процесс. Узнать что-то новое – значит признаться себе и окружающим, что наше старое знание было ошибочным, что наши мысли, слова, эмоции и поступки были неправильными. Это трудно. Мы часто остаемся в дураках, не потому что нельзя было разобраться в вопросе и узнать правду. Обычно мы просто не хотим знать горькую правду, мы предпочитаем оставаться в сладких иллюзиях.

Чтобы избегать дезинформации, нужно учиться быть радикально непредубежденным.
Например, я имею определенные политические взгляды. Меня окружает информационное пространство, которое соответствует моим взглядам.

Летом 2019 года в Москве проходили митинги и задержания участников этих митингов. По этому поводу у меня сложилось мнение, которое каждый день подкрепляется СМИ, за которыми я слежу.

Я понимаю, что есть множество людей, которые придерживаются противоположных взглядов на политический кризис в Москве летом 2019 года. Есть СМИ, которые доказывают правильность противоположной позиции.

Чтобы иметь объективное представление о происходящем в Москве, я решил посмотреть, как освещают эти события СМИ противоположного лагеря. Нашел в Интернете статью на эту тему одного из крупнейших СМИ. Там был очень яркий и эмоциональный текст про митинги. Я был поражен! Но не текстом, а тем, что кроме текста там не было ни фотографий, ни видео. «Мои» СМИ информировали меня о событиях в Москве в основном фото, видео и даже прямыми трансляциями. Я видел, что там происходило. Но понятно, что снимать можно под разными углами, поэтому я решил в «их» СМИ посмотреть съемки под другим ракурсом. Но там никакого ракурса не было: только текст.

И это в XXI веке! Сейчас каждый человек со смартфоном в кармане является фото- и видеожурналистом, выкладывающим в Интернет все, что наснимал. И что крупное федеральное СМИ в Москве не смогло сделать ни одной фотографии, иллюстрирующей текст? Могло, конечно. Просто не было фото и видео, которые подтверждают текст.
В итоге я не поменял свое мнение, а, наоборот, еще больше в нем укрепился, потому что рассмотрел аргументы противоположной стороны.

Отключите персональный поиск

Еще одна опасность оказаться в ловушке своих предпочтений исходит от современных компьютерных технологий. Многие поисковые системы (Google, Яндекс и др.) используют при формировании поисковой выдачи персональные фильтры. По одному и тому же запросу в один и тот же момент разным людям они выдают разные результаты. Эти результаты зависят от того, что по мнению поискового робота данный конкретный пользователь хочет найти. Робот определяет персональные предпочтения на основе данных из нескольких источников: истории поисковых запросов; данных из других сервисов компании, которыми пользуется человек (почты, контактов, фото, документов и др.); геоданных; технических характеристик устройства пользователя.
Обычно такая способность предугадывать наши желания очень полезна. Например, если я набираю в Google запрос «ветеринарная клиника», то Google показывает мне сайты и адреса ветеринарных клиник Красноярска. По ip-адресу и другим данным Google знает, что я нахожусь в Красноярске и, вероятно, ищу ветеринара рядом с домом.
Если же я ищу ветеринарную клинику с ip-адреса, зарегистрированного в Норвегии (через VPN), то Google предлагает адреса клиник в Калининграде, Москве и Калуге. То есть поисковая система в данном случае помимо персонального фильтра (человек в Норвегии) учитывает также, что запрос сделан на русском языке. В итоге Google предлагает ближайшие к Норвегии русскоязычные ветеринарные клиники.

Эта услужливость поисковых роботов хороша до того момента, в который нам нужно всесторонне рассмотреть какой-то сложный вопрос, сформировать объективную картину мира, поисковый робот будет мешать! Поиск будет фильтровать для нас информацию. Илай Парайзер назвал это «пузырь фильтров». Мы оказываемся в своеобразном информационном пузыре, изолированными от информации, которая не подходит для этого пузыря по мнению поискового алгоритма.

Еще более фатальная ситуация в социальных сетях. Социальные сети помимо прочего еще отслеживают нашу реакцию на разные материалы: лайки, дизлайки, репосты, комментарии. Поэтому лента новостей в социальных сетях еще более подстраивается под наши интересы, чем поисковые роботы.

Решить проблему пузыря фильтров можно двумя способами. Первый: отключить персональные результаты в поиске и умные ленты в социальных сетях. Второй: использовать поисковую систему DuckDuckGo. DuckDuckGo не собирает персональную информацию и не запоминает историю поисковых запросов, по­этому пузырь фильтров в ней технически невозможен. Лучший вариант – искать информацию с помощью нескольких поисковых систем. Разные поисковики выдают очень разные результаты по одним и тем же поисковым запросам.

Проверьте актуальность

Проверьте дату новости и дату события, о котором рассказывается в новости. Может быть, новость правдивая, но устаревшая. Либо публикация свежая, но само событие старое.

Михаил Задорнов однажды рассказал журналистам, что у него ужасные соседи: от них много шума, мешают работать и жить. Через несколько лет он переехал в элитный дом, и у него появились новые соседи: над ним жил министр МВД. В этот момент журналисты поняли, что заявление Задорнова о плохих соседях становится интересной новостью, и сообщили, что Михаил Задорнов жалуется на постоянный шум и скандалы в квартире сверху – в квартире министра МВД. Правдивую информацию журналисты поместили в другое время, и информация стала ложной.

Некоторые СМИ на своих сайтах предупреждают, что просматриваемая страница сильно устарела. Например, британская газета The Guardian в самом начале старых материалов на своем сайте выводит предупреждающую надпись: «Эта статья опубликована более двух лет назад». Это уведомление выделено ярко-желтым цветом. Дата публикации там тоже указана.

Читайте дальше заголовка

Не судите о тексте по заголовку. Заголовок – это отдельный вид творчества. Все журналисты, писатели и издатели знают, что хороший заголовок – это половина успеха. Заголовки придумываются для привлечения внимания и впечатления.
Часто люди делятся в социальных сетях постами, которые они не читали, просто им очень понравился заголовок.

Проверьте свое чувство юмора

Когда вам попадается какая-то интересная новость, задайте себе вопрос: «Может быть, это шутка?» Многие газетные «утки» были придуманы журналистами ради развлечения. Что только люди не публиковали: открытие жизни на Луне, демонтаж Эйфелевой башни и Великой Китайской стены, изменение властями значения числа «пи», сообщение, что компания Pepsi предоставляет пожизненную скидку 10% всем, кто на ухе сделает татуировку с логотипом компании. В августе 2019 года известный дизайнер Артемий Лебедев опубликовал видео, в котором заявил, что он навсегда покинул Россию по политическим соображениям. Многие приняли это заявление за чистую монету. Через несколько дней в интервью он объяснил, что это была шутка.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте