search
main
0

Как распорядиться ключами от «Вишневого сада»? Для школьных сочинений подростки выбирают Чехова

Мне часто приходится читать и анализировать детское творчество. Наблюдать, как современные подростки выбирают темы для школьных сочинений, как воспринимают произведения литературы. Часто выбранные темы касаются творчества Антона Павловича Чехова. Задумалась, почему Антон Павлович притягивает школьников? Почему он так понятен и близок ребятам?

Потребность в независимости подросток чувствует с раннего возраста. Потребность самовыражения, внутренней свободы, чувство собственного достоинства. Ему хочется обличать все, что унижает, все, что есть неправда. Он внутренне бунтует. С подростком надо говорить языком правды, не лукавить. Пожалуй, эти мотивы он находит в творчестве А.П.Чехова. Давайте вспомним детство  писателя. А было ли оно у него? Да, отец дал Антону образование, как и другим сыновьям, нанял учителей музыки, иностранных языков, но при этом заставлял много времени проводить за прилавком, часто до полуночи. Возражать в доме не было принято, так как применялась порка. Рожденные в детстве внутренняя свобода, достоинство во взаимоотношениях с людьми проявлялись на протяжении всей жизни человека, писателя, врача. А.П.Чехов обличал все, что унижает. Его дар – в небольшом рассказе вместить события целого романа. Язык и стиль настолько многослоен и выразителен, точен и лапидарен, что  завораживает ребят. По нескольким репликам, незначительным деталям можно представить жизнь и судьбу персонажа. Почти все его рассказы – готовые пьесы для театра. Чеховская сатира обращена против угодничества и паразитизма, лжи и невежества, чванства и пошлости. Многие персонажи чеховских произведений стали нарицательными. Подросток может их видеть не только на улице, но совсем рядом, в школе. Ведь школа – это государство в государстве. В ней тот же калейдоскоп характеров, а значит, это знакомо, близко, значит, Антон Павлович Чехов сегодня тоже рядом. Он актуален. Мы его понимаем и принимаем, так как гениально писал обо всех слоях русского общества.Прошло 150 лет со дня рождения А.П.Чехова. Человека, любящего людей, любящего жизнь. Сквозь строчки книг школьник это чувствует, с удовольствием обсуждает произведения писателя, мечтает быть похожим на красивого человека. Подростка радует и порой удивляет, что любовь Чехова была столь деятельной. Он помогал людям справиться с жизненными сложностями, помогал посмотреть на себя со стороны. Он сам посадил не просто дерево, а  целый сад, организовал множество библиотек, школ, больниц, лечил бедных. Бесконечно давал деньги больным на приеме для покупки лекарств, понимая, что им не на что купить лекарства и, значит, больные обречены на смерть. Делал это писатель, не афишируя. Мало мы знаем о его благотворительности.  Он действительно  творил Благо. При  этом  был веселым,  неистощимым  на  выдумки  человеком. И сегодня он  с нами,  как никогда. Подросток учится делать добрые дела. Ему это доставляет радость. Смотришь – и появился цветок на подоконнике школьного окна. Сегодня у нас много фиалок!Современная жизнь – урбанизация, бешеная гонка за успехом, удачей, счастьем, красотой, а порой куском хлеба, безработица, дестабилизация культуры. И нет времени остановиться и подумать о смысле жизни, о счастье – какое оно? Что такое красота? Каким должен быть человек, в чем его предназначение? Место культуры в жизни общества? Кризис… Кризис душ людских.Можем ли мы сегодня вторить героям Чехова: «Через  сто лет человек будет прекрасен?» Нет! Общество больно  леностью ума, зависть его  разъедает, коррупция процветает…В  такие  минуты прибегаем  к классикам  литературы, писателям-гуманистам, пытаемся  в их произведениях найти ответы  на  повседневные  вопросы нашей действительности. Понимаем:  соприкосновение  с  классикой  всегда врачует,  очищает душу, делает нас лучше, добрее.  Через призму полутора веков мы видим, что А.П.Чехов – это провидение и предвидение, точность и глубина. Это взгляд в будущее. Он гениально сформулировал: «В  человеке все должно быть прекрасно: и душа, и одежда, и лицо, и мысли…» Только через подлинно человеческое общение мы понимаем друг друга. Главные ценности по-прежнему внутри нас, и они  истинное наше достояние. «Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!» – таково  эстетико-нравственное кредо писателя.В рассказах А.П.Чехова очень необычные герои, поступки которых трудно оценить однозначно. Ребята пытаются в этом разобраться.Так, Беликов из рассказа «Человек в футляре» весь зачехлен. Футляр – оболочка, защищающая человека от внешних воздействий, позволяющая прятаться от действительной жизни. Древние языки – футляр, защищающий от современности. Любовь к порядку, к ясным и точным запрещениям – футляр для мысли. Он держит в подчинении город, его боятся и ему повинуются, оставаясь людьми мыслящими и порядочными. Врач в рассказе «Крыжовник» говорит о скучной и ненормальной жизни. Здесь А.П.Чехов ведет диалог  о  наглости и праздности сильных, о невежестве и скопидомстве слабых.Боязнь перемен – такова основа всего современного зла («О любви»).Рассказ «Ионыч» – история новой формы тяжелой социальной болезни, которую давно изучала русская литература. Имя этой болезни – «духовная деградация личности».Ариадна из одноименного рассказа внешне красивая девушка, но в ней присутствуют эгоизм, жестокость, бесстыдство. Героиня пьесы «Анна на шее» раскрывается как цветок зла. Красива, эгоистична, бездушна. Живет в вихре удовольствий, не думая о других. В «Доме с мезонином» показана настоящая душевная красота Мисюсь, девушки скромной, несколько инфантильной. Этот образ эфемерен и неуловим, как призрак обещания несбыточного счастья.В пьесе «Вишневый сад» изображены картины мира России – «век шествует путем своим железным». Жизнь изменилась и пришла в движение. Название пьесы многозначно. Его окутывает атмосфера красоты, любви, печали… Надо уйти от паразитизма, порока столь цепкого и живучего  на Руси. В то же время приблизить красоту, человечность, добродетель. Как это сделать? Кто это сделает? Ведь общество разобщено, бездейственно, спутаны его представления о жизни, узки цели. Все это актуально и сегодня.Путь к другой жизни, основанной на самосознании и красоте, делающий добро,  прослеживается главными героями: Петей, Аней. «Человечество идет к высшей правде, к высшему счастью, какое возможно только на деле, и я в первых рядах!» – говорит Петя, любящий Родину.  Притом подчеркивает, что он свободный  человек, сильный  и  гордый. Под каждой строчкой чеховского текста  мы чувствуем глубокое подводное течение духовной жизни людей. В чистоте  добрых помыслов и чувств раскрывается красота чеховских героев. Критерии красоты – добро, бескорыстие, отсутствие фальши, лицемерия, душевная ясность, простота, неразрывная  связь с  народом. Таков был сам А.П.Чехов. Взять хотя бы факт его поездки на Сахалин, «остров ужасов» и человеческих страданий, прекрасное побуждение написать социально значимый роман о русских отверженных. Писатель болел страданиями своего времени, хотя политика его не интересовала.За прочитанными страницами  произведений мы слышим голос автора: кому достанется красота России? Каким людям? Что будет создано на месте этого обреченного на гибель сада? Кто подлинный хозяин русской земли? Как уйти от всего плохого в обществе? Как устроить жизнь лучше? Кто это будет делать? И ответ – человек! Чехов верит в него. Жизнь дается один раз, и хочется прожить ее осмысленно, красиво. Должно просто каждому человеку делать на своем месте маленькие добрые дела, верить в добро. Главный контролер –  твоя совесть. Это и есть прекрасное в человеке. Это то, что озаряет, пусть на мгновение, жизнь, что дает свет и что даже не присутствует в этом мире. Красота у Чехова – идея высшей гармонии, суть божественно-человеческого бытия. В пьесе «Три сестры» поднимается вопрос о смысле жизни, о  счастье, о человеке во Вселенной. Это вечные философские вопросы. Они и сегодня волнуют людей, особенно подростков.В спорах сестры приходят к выводу, что если жизнь удовлетворяет человека, то появляется осознание ее правильности. Мама говорит: «Мне  кажется…  человек должен искать веры, иначе жизнь его пуста… жить и не знать, для чего журавли летят, для чего дети родятся, для чего звезды на небе… или знать, для чего живешь, или это все пустяки, трын-трава…»Река времен забвения топит и уносит что-то незначительное, а история жива и дышит литературой. Великая русская классика – это летопись державы, спасение души. Все времена связаны друг с другом. Наша жизнь – это отклик ушедшего времени. Чаще заглядывайте в томики классиков! И, может быть, вы найдете своего Чехова, которого отличают тонкость и интеллигентность, четкость и краткость.Вот о чем говорит Чехов: добро, которое ты делаешь, уже завтра будет забыто. Делай добро, несмотря на это. Порядочность и открытость поставят тебя под удары. Несмотря на это, будь порядочным и открытым. Поступай так, чтобы свобода твоих поступков была совместима со свободой каждого и с всеобщими законами.Разве это не сегодняшний день? Разве эти мысли не прекрасны? Следовательно,  прекрасное – в  самом человеке. Это и глубокая культура, и разносторонность интересов, и развитость духовных потребностей, и стремление к хорошему.Школьники любят А.П.Чехова, особенно ценят его язык, стремление найти смысл жизни, переживания за судьбы людей и России. Спорят о ростках нравственности, засеянных писателем,  спорят, какими быть и как жить, спорят, как распорядиться ключами от «Вишневого сада».​Валентина САВЧЕНКО, преподаватель русского языка и литературы средней школы №222 Москвы

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте