В канун Международного дня у москвичей было много дел: одни занимались политикой, другие тоже, вот только этих других интересовала иная политика – состоялся «круглый стол», участники которого (московские педагоги) обсуждали, какова должна быть программа действий для построения системы работы со способными школьниками в современной России.
Недавно был представлен проект Концепции интеграции эффективных механизмов поиска и поддержки талантливых детей и молодежи в общенациональную систему, написанной по поручению Президента РФ Дмитрия Медведева группой под руководством Аркадия Дворковича. Только этот проект и вывешен на сайте Минобрнауки. Однако серьезные проекты так не делают. Нужно объявлять тендер на создание проектов и открыто их обсуждать, а когда предлагают один из одного, то это монополизм и почва для злоупотреблений. Другой проект (тоже по поручению Дмитрия Медведева) был разработан в 2009 году группой ученых и учителей и получил название «Колмогоровский проект» (концепция программы развития интересов, склонностей и способностей учащихся в области математики, информатики и естественных наук), который вообще не обсуждался и был опубликован в «Новой газете» (№ 25, 11.03.2011 г.). Если разработка проекта концепции стоила немалых денег, то Колмогоровский проект делался на общественных началах, то есть без финансирования.Убежден, что Колмогоровский проект заслуживает внимания и обсуждения, что его следует разместить рядом с проектом концепции, а затем, определившись с принципиальными расхождениями в проектах, дополнить лучший из них удачно проработанными деталями другого (см. таблицу).Пожелания к обоим проектамДля решения кадрового вопроса и повышения качества обучения надо не только увеличить зарплату учителя, но также и снизить его нагрузку, тогда учитель сможет уделить внимание каждому ребенку. Для этого либо норматив должен быть не 18, а 9 часов в неделю, либо учеников в классе не 25, а 15. Сейчас учитель просто не успевает «дойти до каждого», или успевает, но в ущерб здоровью и своей семье. У учителя должно оставаться время и для профессионального роста. Надо поощрять и школы с изначально слабым контингентом учащихся. Если учителю удается дотянуть слабых детей хотя бы до нормального среднего уровня, то это великая его заслуга, а у нас поощряют только за высокие достижения. Есть опасность, как это не раз бывало, что бюрократические структуры займутся освоением средств, а до педагогов, работающих с одаренными детьми, дойдут «слезы». Заслуживает внимания опыт негосударственного фонда «Династия», который по некоторым направлениям работает эффективнее государства при минимальных затратах, и опыт РФФИ, который позволяет молодым ярким ученым получать гранты независимо от административной научной системы. Есть предложение направить все планируемые средства для осуществления проекта фонду Дмитрия Зимина «Династия». А. КОВАЛЬДЖИ, заместитель директора лицея «Вторая школа»
Комментарии