search
main
0

Как работать с молодежью?

Два года назад Воронежская областная Дума приняла постановление о программе «Патриотического воспитания граждан Воронежской области на 2002 – 2005 годы». Как она реализуется? Какие возникают проблемы и трудности? Что и как необходимо еще сделать? На эти вопросы отвечают те, кто на разных участках общей работы непосредственно участвует в воспитании молодежи.

На откуп ветеранам?

Председатель областного Комитета ветеранов войны и военной службы Алик АББАСОВ:

– Ветераны войны и труда – носители лучших традиций страны. Их мудрость и опыт – бесценное национальное достояние, которое должно не исчезнуть бесследно, а найти путь к умам молодого поколения. Это наша первейшая, если хотите, государственной важности задача.

Патриотизм не приходит к ребенку с рождением, а приобретается в процессе воспитания. Вроде бы государственная программа патриотического воспитания существует, но многие госучреждения не занимаются этой работой, все отдано на откуп ветеранам. А должны – всем миром.

Областной Совет ветеранов многое делает для патриотического воспитания молодежи. Этой цели служит издаваемый с 1996 г. журнал «Спутник ветерана». Несколько лет мы ведем совместную работу с областным Центром детско-юношеского туризма, краеведения и экскурсий, реализуем областную программу «Край родной». Учащиеся из всех районов города и области проводят научную работу по таким темам, как «Летопись воронежских деревень», «Эхо войны», «Твоя родословная» и многим другим.

Ежегодно проводятся областные научные конференции по истории Великой Отечественной войны, на которых работают школьные секции, научные разработки учащихся публикуются в печатных изданиях. Это дает возможность вовлечь молодежь в научный поиск, учит ее глубоко анализировать события минувших дней, воспитывает уважение к нашему прошлому. Из скромных средств областного Совета ветеранов мы поощряем юных участников конференций памятными призами.

Не стоит в стороне и союз писателей «Воинское содружество», который стал частью областной ветеранской организации. Из 77 его членов 33 – ветераны, участники Великой Отечественной войны. Они издали более 200 книг высокого патриотического накала. К сожалению, тираж их очень невелик.

Областной Комитет ветеранов регулярно проводит встречи с учащимися, уроки мужества и вахты памяти на местах сражений Великой Отечественной войны. Но эти акции не носят тот массовый характер, как в прошлом. Хотелось бы изменить к лучшему программу изучения в школе истории и литературы. Нынешние школьники плохо ориентируются в событиях недавнего прошлого.

На мой взгляд, следует вернуть в школы пионерские организации, конечно же, на новой основе, приемлемой сегодня. В деле формирования гражданственности эта работа с детьми имеет огромное значение.

Воспитание патриота и гражданина – задача государственной важности. А вот именно государственного подхода в полном объеме я еще не вижу…

Бандитом восхищаются, Матросова – не знают

Заместитель военного комиссара Воронежской области полковник Михаил БЕЛОУСОВ:

– Федеральная и областная программы патриотического воспитания дают еще больше возможностей как для воспитания молодежи, так и для укрепления армии. Участвуя в их реализации, воронежский областной военкомат тесно сотрудничает с администрациями области, города, районов, различными госструктурами.

Нельзя сказать, что мы ничего не делали до принятия этих программ. Факты говорят об обратном. Воронежская область дает Вооруженным Силам подготовленных специалистов. 50% наших призывников имеют воинскую учетную специальность, получают подготовку в РОСТО, в автомобильной и морской школах, в некоторых аттестованных техникумах.

Призывники из Воронежа и области служат в элитных частях, таких, как, например, Президентский полк. Давно практикуется целевой набор в части Минобороны. Благодаря шефским связям призывники знают, где и кем они будут служить. Парни из Кантемировки идут в гвардейскую Кантемировскую дивизию. Служат наши земляки и на гвардейском атомном подводном ракетном крейсере «Воронеж».

Все это свидетельствует, что в нашей области хотя бы частично удалось сохранить былую систему военно-патриотического воспитания. В пик ее развала в

1996 г. руководство области проявило мудрость и приняло постановление «О допризывной подготовке». Удалось сохранить кадры школьных военруков. Но все же былая система военно-патриотического воспитания, начинавшегося с младших классов школы и продолжавшегося в техникумах и вузах, былое массовое оборонно-спортивное и оборонно-техническое движения во многом утрачены.

Долгое время молодежь была предоставлена сама себе. Много будущих призывников после школы болтаются без дела, без работы, без цели. Для ребят, привыкших к расхлябанности, первые месяцы службы будут трудны. Меня как офицера, россиянина и просто нормального человека возмущает то, что дети не знают, кто такой Александр Матросов, но восхищаются главарем бандитов из телесериала «Бригада».

На мой взгляд, необходимо возродить систему военно-патриотического воспитания, конечно, применительно к современным условиям. Да начать с малого: чтобы занятия в школах открывались с построения, поднятия Российского флага, исполнения Гимна страны. Денег из казны это не требует, а польза огромна – с малолетства приучить уважать символы нашего государства.

Финансовые возможности еще долго не позволят нам вернуть былую систему военно-патриотического воспитания в полном объеме. Но все, кто заинтересован в благополучии страны, должны приложить максимум усилий, чтобы вернуть военной службе престиж почетной обязанности.

Кричащая проблема

Заместитель председателя Постоянной комиссии по делам молодежи, культуре и спорту Воронежской областной Думы Сергей РУДАКОВ:

– Сейчас все, наконец, осознали важность патриотического воспитания подрастающего поколения. Если несколько лет назад само слово «патриот» было ругательным, то сейчас все поняли, что у России есть свои интересы, национальные ценности, и их надо отстаивать. Но мы видим, что отдельные шаги в развитии патриотического сознания не сопровождаются целостной системой мер и противоречат другим шагам.

По оценкам специалистов, тех, кто занимается патриотическим воспитанием, ветеранов, проблеме патриотического воспитания уделяется недостаточное внимание. Государство должно взять на себя организацию системы воспитательной, патриотической работы с молодежью. В каждой школе должна быть детская организация. Не политическая, а детская и молодежная, которая помогала бы отстающим, брала шефство над ветеранами. Работа в этом направлении идет, но очень медленно. Почему? Потому что в государстве нет единого идейного, идеологического стержня, ценности размыты.

Патриотическое воспитание – кричащая проблема. Не случайно, а под давлением обстоятельств и потребностей общества были приняты федеральная и областная программы. Но делается все же очень мало.

Приведу пример. На торжественном заседании, посвященном годовщине Великой Победы, руководители говорили перед ветеранами хорошие речи, но вдруг из зала раздался женский голос: «Вы забыли о нас, о ветеранах. Одни речи, одни слова. Вы забыли о нас». Вот итог всей патриотической работы. Нужны реальные действия: и в социальной сфере, и в части льгот, и в работе с молодежью.

При обсуждении программы патриотического воспитания мною было предложено включить в нее праздник – День дружбы народов Воронежской области. Кстати, Ассамблея народов России инициировала перед президентом вопрос: объявить Год дружбы народов России. Ассамблея обратилась с этим предложением к руководству всех регионов. Наш губернатор и Воронежская областная Дума поддержали эту инициативу.

В свое время областная Дума и администрация области возродили военно-спортивную игру «Орленок». Проводятся районные и областные смотры, различные патриотические конкурсы.

Мы проводили общегородское собрание родительских комитетов по линии городского Совета общественных организаций. Возник вопрос о единой школьной форме. Если государство ориентировано на дальнейшее социальное расслоение, не будет единой школьной формы. А если мы начнем вырабатывать и защищать общегосударственные нормы, конечно же, школьную форму следует вернуть. Это и с эстетической, и с педагогической точки зрения важно. У нас вся система воспитания базировалась на принципах коллективизма. Детей надо организовывать, чтобы избежать последствий социального расслоения, приучать быть членами коллектива и общества. Если существенных корректив патриотического воспитания не будет, возможна политизация молодежи, она тянется в различные организации, порой экстремистского толка, потому что не чувствует защиты от государства.

Нужна стратегическая линия на объединение системы образования и организаций, занятых воспитанием, включая патриотическое. Эта линия стратегическая, и Воронежская областная Дума будет ее проводить.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте