8 Марта, по сути, можно назвать вторым профессиональным праздником российских учителей. По данным Общероссийского профсоюза образования, в 2020-2021 учебном году 88,3% от общей численности учителей в школах страны составляли женщины и только 11,7% – мужчины. Подобное соотношение сохраняется на протяжении многих лет. Например, в 2010-2011 учебном году оно было таким: 87,9% – женщины и 12,1% – мужчины.
Можно ли изменить эту ситуацию и как? С таким вопросом мы обратились к нашим экспертам и читателям.
Владимир СОБКИН, руководитель Центра социологии образования Института управления образованием Российской академии образования, академик РАО:
– Вопрос серьезный. Процесс феминизации учительской профессии наблюдается уже не первое десятилетие, причем почти то же соотношение цифр было и в перестройку, и в период застоя, и в послевоенные годы. Это беда отечественной школы. Но тут есть несколько важных моментов.
Допустим, в начальной школе высокий процент женщин можно воспринимать вполне нормально. Однако в старших классах, когда начинается процесс взросления, пубертатный период, недостаток мужского воспитания ощущается весьма остро, поскольку юноше приходится волей-неволей принимать женские формы контроля поведения. Это явный перекос, который негативно влияет на социализацию школьников.
Также хочу обратить внимание на то, что низкая зарплата не способствует привлечению в профессию мужчин. И вот тут мы наблюдаем феномен «нефизиологической женоподобности», когда общество не рассматривает мужчину-учителя как образец мужественности. А потому и престиж этой профессии в глазах юношей невелик. Грубо говоря, многие парни подсознательно чувствуют, что, если пойдут работать в школу, их не будут считать представителями сильного пола. Следовательно, необходимо менять общественные установки. Ведь в дореволюционной школе, как известно, основную массу педагогов составляли именно мужчины. А почему? Далеко не в последнюю очередь потому, что учитель на свою зарплату мог снимать дом в несколько комнат, содержать прислугу. Кстати, вспомните, отец Ленина, Илья Николаевич Ульянов, работал инспектором народных училищ в Симбирской губернии в чине действительного статского советника. А это, между прочим, соответствует чинам генерал-майора в армии и контр-адмирала во флоте. Это все к вопросу о престижности и статусе…
Екатерина КОСТЫЛЕВА, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2021, учитель физики гимназии №16 Тюмени:
– Мне кажется, что эту ситуацию можно изменить. Участие мужчин в образовательном процессе очень важно. Представители сильного пола создают в школе особую атмосферу, меняют взаимодействие в коллективе, становятся значимыми фигурами для школьников, демонстрируют пример мужского поведения.
Чтобы молодые люди приходили в школу, важно показать им возможности для творчества, самореализации, профессионального роста, которые есть в современном образовании, а это в том числе участие в конкурсах профессионального мастерства, конференциях, опыт наставничества и т. д.
Важна среда, в которой они начинают работать, условия для развития. Довольно часто хорошей мотивацией становятся сами дети, которые увлечены предметом и достигают результатов. Все чаще я встречаю молодых коллег-мужчин. В моей родной гимназии заместителями директора работают трое мужчин, в гимназии №166 Санкт-Петербурга, где я недавно побывала, директор и его замы, многие учителя также мужчины. Таких примеров становится все больше.
Многое зависит от руководителя образовательного учреждения, который умеет привлекать к работе с детьми педагогов-мужчин, как, например, это делала в свое время народный учитель России ректор Тюменского областного института развития регионального образования Ольга Ройтблат, будучи директором 34‑й тюменской школы. Тогда в ее коллективе из 210 человек было 60% учителей-мужчин. Многие из них совмещали преподавательскую деятельность в университетах, в других организациях с работой в школе.
Еще один пример, заслуживающий внимания. Ежегодно в Тюменской области проводятся губернаторские смены с одаренными детьми. Около 85% педагогов на них – это мужчины (в основном молодые ученые). В центре научного творчества и робототехники ТюмГУ все 100% педагогического состава – представители сильного пола, недавние выпускники или студенты старших курсов. Они быстро находят общий язык с детьми, открывают ребятам мир науки с новой стороны, побуждают их к творчеству. Работа в педагогической отрасли в студенческие годы – важнейшая предпосылка остаться в профессии.
Иван ХЕОРХЕ, учитель истории и обществознания Гатчинской гимназии имени К.Д.Ушинского, лауреат конкурса «Учитель года России»-2020, победитель конкурса «Учитель будущего»-2021, сопредседатель Ассоциации молодых учителей Ленинградской области:
– Уверен, что можно и нужно. Здесь важно формировать позитивный образ мужчины-педагога в общественном сознании: через СМИ, художественную культуру (фильмы, литература) и личный пример практикующих учителей, которые активно проявляют себя в общественной сфере. Не менее значимым является формирование у молодежи понимания, что профессия педагога дает возможность финансово обеспечить себя и семью, уделять время родным. Оплачиваемый отпуск 56 дней – какая профессия может похвастаться таким бонусом? Для молодых парней это очень важно, когда они определяют для себя дальнейшую профессиональную траекторию. У нас есть отличный пример молодого учителя-мужчины, который пришел в школу, имея непедагогическое образование, а сейчас проходит переквалификацию. Он успешный молодой человек, неплохо зарабатывает, любит свое дело. Уже в первый год работы прошел в полуфинал конкурса «Флагманы образования. Студенты».
Игорь ЗОЛОТОТРУБОВ, директор Русскогвоздевской школы, Рамонский район, Воронежская область:
– Вряд ли в ближайшее время соотношение женщин и мужчин в школьных педагогических коллективах изменится. Во-первых, с советских времен, а возможно, и ранее у нас сложилась традиция, что в педагогическую профессию приходит больше женщин. Это, скорее всего, связано с психологическим стереотипом, что вопросами воспитания и образования в семье чаще занимаются женщины. Вторая причина, почему в педагогическую профессию приходит меньше мужчин, – это довольно низкая оплата труда. Если мужчина приходит в школу, он это делает не ради денег, а по призванию. Третий важный момент – это престиж профессии учителя, который в последние десятилетия невысок. Даже молодые девушки, окончившие педагогический вуз, уже не стремятся становиться учителями, а ищут себя в чем-то еще. Во всяком случае не идут учителями в сельские школы. Могу для примера привести данные по нашей школе. У нас педагогический коллектив маленький – 10 человек, из них двое мужчин: директор, он же учитель истории, и учитель физкультуры. Выходит, по сравнению с общей статистикой у нас ситуация даже получше, так как мужчины составляют 20% от общего числа педагогов. Если говорить о том, что может переломить ситуацию, то я бы назвал повышение престижа учительской профессии и увеличение оплаты труда.
Максим ИВАНОВ, участник конкурса «Учитель года России»-2014, учитель истории и обществознания Державинского лицея, Петрозаводск, Республика Карелия:
– Переломить ситуацию можно, и это просто. Делаем нагрузку в 18 часов, как в некоторых подведомственных образовательных организациях Министерства обороны РФ, и зарплату, как там, – не менее 100 тысяч за эти отработанные часы, и лет через 10 мы увидим другую картину. Экономический фактор основной, но еще надо поработать над тем, чтобы учитель был максимально освобожден от бюрократической нагрузки. Например, написание рабочих программ. Кто решил, что их должны писать учителя? Важно сделать труд учителя максимально свободным, чтобы педагог творил, мотивировал своих учеников на свершения. Необходимо, чтобы в школу пришли свободные в широком смысле люди. Но боюсь, все это утопия.
Дарья ПРЯДУХИНА, учитель математики лицея №23 Калининграда:
– Не думаю, что это ситуация, которую необходимо переломить. Больше тревожат множество вакансий учителей и их нехватка в школах независимо от пола. Повышение зарплат может привлечь мужчин в образование, ведь по большей части им приходится содержать семью, и зарплаты учителя/завуча для этого недостаточно. Но эта же проблема, безусловно, касается и женщин. Также хочется видеть работу учителя более творческой и менее контролируемой со стороны администрации.
Михаил СЕМЕНОВ, учитель, Великий Новгород:
– На мой взгляд, есть две основные причины малого числа педагогов-мужчин в школах. Первая лежит на поверхности. Это небольшая зарплата. Мужчина традиционно добытчик в семье, и он не будет работать только из энтузиазма. Вторая причина, по моему мнению, связана с психологическими особенностями полов. Женщины лучше сдают экзамены, детальнее воспринимают тексты и в целом способны успешнее учиться, чем мужчины. Это приводит к тому, что для многих мужчин, не столь способных к академической учебе, путь в педвузы на бюджетные отделения оказывается закрыт. Выход я вижу в том, чтобы разрешить работать в школах мужчинам, не имеющим педагогического образования, при условии прохождения специальных курсов повышения квалификации. Таким образом школы могли бы получить ценные кадры. Например, мужчин – преподавателей информатики, которые раньше работали в сфере ИКТ, трудовиков из бывших строителей, плотников или мужчин – преподавателей физкультуры, которые имеют профессиональную спортивную подготовку.
Комментарии