Наши дети с будущим уже на «ты». Их реальность порой напоминает главы из фантастического романа, а ведь все это работает!
Герои отправляются на кратер Индевелон
Девятиклассник из школы №1368 разработал компьютерную образовательную игру Marsoid и создал ее демоверсию. В сюжете фантастической игры, которая к тому же и образовательная, герои отправляются на кратер Индевелон исследовать орбиту Марса. Но метеоритный дождь путает карты, и группа оказывается на пустынной «воинственной» планете. Цель игры – помочь исследователям найти команду, раздобыть питание и, главное, выжить.
По словам девятиклассника, не так уж и много существует игр, связанных с Красной планетой. Особенность же Marsoid в том, что она образовательная. Игроки, двигаясь по сюжетным линиям, получают новые знания о космосе, узнают, как дышать на Марсе, как устроен бактериоидный двигатель.
Над созданием игры школьник работал несколько месяцев: юный программист изучал «движок», на котором игра функционирует, потом на платформе Engine Unreal создавал графику. Уже готовы две сюжетные главы. В Marsoid можно играть, но разработчик хочет довести ее до ума, прежде чем выпускать в Сеть. Игра с захватывающим сюжетом и невысокой ценой заинтересует многих, уверен ее создатель. У Marsoid уже есть потенциальный инвестор, но автор игры рассчитывает на сотрудничество с Роскосмосом, так как, по его мнению, для создания полноценного обучающего продукта нужно работать в команде с учеными.
Игра уже стала победителем хакатона «Архитекторы будущего» и получила победу в номинации Pre seed в «Цифровом партнерстве».
Поиск веб-уязвимости и защита от киберпреступников
Одиннадцатиклассники школы №2065 в соревнованиях по информационной безопасности Moscow Capture the Flag стали вторыми. В течение семи часов команда сражалась с противниками в киберпространстве и пыталась захватить флаг соперника. Ребята решали задачи из области информатики и защиты информации, чтобы получить уникальную комбинацию символов – это и есть флаг. Одни задачи призывали взламывать систему, другие, наоборот, охранять от киберпреступников.
Школьники должны справиться с разными форматами заданий – поиск веб-уязвимости (web), поиск и эксплуатация уязвимостей в приложениях (PWN), исследование программ без исходного кода (reverse), расследование инцидентов (forensic), администрирование (admin), криптография (crypto), стеганография (stegano), поиск информации из открытых источников (OSINT), есть категория joy, состоящая из развлекательных задач.
Благодаря знаниям, которые юные хакеры получили на уроках по информационной безопасности в школе №2065, их команда заняла второе место. Помимо соревнований ребята посетили мастер-классы и лекции на тему кибербезопасности.
Инженер из 4‑го «А»
В школе №1354 «Вектор» в этом учебном году открылся необычный кружок для четвероклассников «Дополненная реальность», где юные инженеры создают виртуальных котиков и управляют роботами.
Дополненная реальность, или AR, занимает свое место в школьном образовании, интерактивные карты, ожившие схемы из учебников, виртуальный химический опыт уже не кажутся далеким будущим. Обычно AR как инструментом пользовались учителя или старшеклассники, а в школе №1354 «Вектор» осваивать инновационные технологии учат четвероклассников.
– На занятиях мы поднимаем актуальные темы и разбираем то, чем живет современное инженерное сообщество, – говорит руководитель кружка, учитель информатики Василий Кропачев.
Дети приходят в кружок подготовленные, они занимаются программированием с первого класса и уже освоили обучающий язык Scratch. С его помощью ребят можно ознакомить со сложными направлениями инженерии в раннем возрасте, для них уже не представляет труда создать приложение для смартфона, свои персонализированные стикеры и маски для Инстаграма. Через игру и развлечение школьники узнают, как функционируют сложные программы, такие как Face ID.
Чтобы посещать кружок, нужны знания по программированию и математике – на занятиях ребята знакомятся с понятиями, которые в школьной программе встречаются лишь в 5‑м классе, узнают про десятичные дроби и про то, как вычислить длину окружности, видят, как применять математические знания на практике, а это мощный стимул в учебе. С радостью программируют и девочки, у них получается даже быстрее и аккуратнее, чем у мальчиков, которые в свою очередь лучше генерируют идеи. Педагог говорит, что его занятия родители используют как источник мотивации:
– Будешь хорошо учиться, пойдешь к Василию Андреевичу в кружок!
А про то, как в прошлом году дети под руководством педагога Василия Кропачева создали волка-робота, помощника для воспитателей, «Учительская газета-Москва» уже рассказывала. Робот в обличье игрушечного волка оповещает родителей в детском саду о важных событиях из жизни группы. И это интересно!
Маргарита ТИМОФЕЕВА
Комментарии