Нальем в химическую посуду на две трети профессионализма. Добавим немного молодого задора и личного обаяния. Поставим колбу на огонь интереса. Получим незабываемый урок химии от Елены Щукиной.
«Мы, химики, преобразуем природу, – любит повторять ученикам Елена Владимировна. – Занимаясь химическим синтезом, мы получаем искусственные витамины, гормоны, ферменты, лекарства, красители, необходимые человечеству».
Елена Владимировна – классный руководитель в 10‑м классе, учитель химии и биологии в первых, пятых (здесь она ведет биологию), седьмых, восьмых классах пермской школы «Петролеум+». Это обычная, по ее словам, общеобразовательная школа, в которую нет никакого специального отбора.
Школа тем не менее является одной из двенадцати уникальных школ Перми, работающих по системе «школа – вуз – предприятие». Таких образовательных учреждений в городе двенадцать. «Точка» занимается дизайном, «Мастерград» – градостроением, а «Фотоника» – технической специализацией. Школа №102 выбрала нефтяную промышленность и получила название «Петролеум».
Цель уникальных школ – взаимодействие с различными профессиональными сообществами. О профессиональной ориентации здесь не только говорят, но и внедряют в практику. Уже за школьной партой учащиеся понимают, хотят ли они посвятить себя той или иной специальности. Елена Владимировна гордится системой образования в родном городе. Она уверена, что пермское образование, способное готовить для общества ученых, врачей, учителей, – это сформировавшийся бренд.
В школе она училась в гуманитарно-педагогическом классе с увеличенным количеством часов русского и литературы, а любимым предметом благодаря учительнице Татьяне Алексеевне Кучинской была химия. Родные думали, что она пойдет по пути языкознания, тем более что все ее тети с маминой стороны работают учителями, воспитателями, библиотекарями. Но «перетянула» сторона папина, в которой сплошь медики и военные.
Поступала и поступила Лена Щукина сразу в два вуза – на филологический факультет Пермского педагогического университета и на факультет химии Пермского государственного университета. Выбрала любимую химию.
Окончив вуз, решила набраться практических навыков. Вакансия нашлась в малокомплектной вечерней школе. Несмотря на название, классы были и вечерние, и дневные. В процессе работы получила два совершенно разных опыта, так как преподавала биологию и химию взрослым, по каким-то причинам не получившим в свое время аттестат, и одновременно трудным подросткам.
Через три года ушла работать по второй специальности – «экономист», – которую получила, параллельно обучаясь на экономическом факультете университета. Год в должности начальника отдела добровольного медицинского страхования, потом декрет. Из декрета пришла работать в школу №87 Перми учителем химии, а поскольку школа немногочисленная, совмещала с преподаванием детям физики. После второго декрета Елена Владимировна пришла в «Петролеум».
– Химия – наука, возбуждающая любопытство. Детям, да и взрослым всегда интересно узнать, как и почему возникает то или иное вещество, – считает педагог. – Если к десятому классу ребята устают и становятся все более и более прагматичными, то первоклашкам интересно все. Главная задача учителя – не позволить потухнуть огоньку природного познавательного интереса, не затушить его скучными формулами, написанием бесконечных уравнений. Понимаю, что не каждый из моих ребят станет химиком, научным сотрудником, лаборантом химического анализа, но обладать основами знаний о строении вещества, о причинно-следственных связях – необходимо.
Действительно, химические процессы происходят вокруг и внутри нас, не прекращаясь. В быту нас окружают химические процессы, даже когда мы готовим обед. Внутри человека проистекает множество химических реакций, перевариваем ли мы пищу или просто чистим зубы.
Первоклассников Щукина упомянула не случайно: в ее школе в качестве эксперимента химия введена в начальной школе – по желанию родителей и самих детей. Елена Владимировна с гордостью рассказывает, что ее первоклашкам уже знакомы восемь химических элементов. Они знают, что такое углерод и чем он отличается от водорода. Им ведомо, что вещество состоит из молекул, но не всякое – некоторые сложены из атомов. Дети из ее первого класса знают, что такое индикаторы и зачем они нужны. Знают, как самому сделать индикатор, например, из чая. А еще педагог прививает первоклассникам научный стиль объяснения материала. Малыши не только знают, каковы признаки химических реакций, но и при описании процесса говорят правильно – «выделяется газ» вместо «шипит».
У старшеклассников задачи сложнее. В рамках профессиональных проб в группе углубленного изучения химии Елена Щукина ведет практикумы «Лабораторно-химический анализ» и «Товаровед-эксперт».
– На товароведении мы проводим экспертизу товаров – от шоколада и мороженого до жидкостей для вейпов, – уточняет учитель. – В лабораторию химического анализа, оснащенную всеми необходимыми реактивами, приходят восьмиклассники, в том числе и из других школ, чтобы попробовать себя в роли химика и понять, хотят ли они этим заниматься в дальнейшем. Ведь мало провести эксперимент, нужно еще написать отчет, в котором объяснить свои действия, сделать выводы.
Такие профессиональные пробы позволяют ребятам определиться, идти ли им учиться дальше в технологический колледж, медицинский, фармацевтический вуз, а может быть, посвятить себя химии как науке или заняться одной из отраслей нефтехимии. «Наши нанохимики» – так называет Елена Щукина тех, кто хочет изучать науку углубленно.
Дети в любом возрасте нуждаются не в менторе, но в тьюторе, считает Елена Владимировна. Он сопровождает ребенка, идет рядом, помогая и поддерживая. Рассматривая каждого ребенка как элемент периодической таблицы, понимая его свойства, краски и возможности, она соответственно выстраивает взаимодействие с ним. Задает вопрос, не оценивая ответ. Не навязывает свою точку зрения. Не дает готовых ответов. Старается построить урок таким образом, чтобы дети сами дошли до знания. У них всегда есть время на «подумать», на то, чтобы зацепиться за исходную мысль и раскрутить самостоятельно цепочку размышлений. «Потому что если мы ребенку дали готовое знание, которое он не заработал сам, то как он его присвоит? А вот когда он покорпел над поиском ответа, сам потрудился и дошел до решения, только тогда это решение в голове у него отложится», – рассуждает Елена Владимировна.
Такой подход при подготовке к урокам требует от преподавателя больших усилий. Нужно создать видеоролик, подключить инфографику – одним словом, максимально уйти от лекционной формы подачи урока. Но это дает и качественно иной результат.
Ее профессиональная жизнь проходит в постоянном педагогическом самосовершенствовании, а конкурсный путь начался еще в 2016 году.
– Тогда я не прошла даже заочного отборочного этапа, – рассказывает педагог. – На следующий год прошла в очный этап, но не стала лауреатом. Потом стала абсолютным победителем на городском этапе, но не прошла заочный отбор на краевой конкурс. Почувствовав, что гештальт не закрыт, вернулась в конкурс в 2021‑м. У меня была фантастическая команда подготовки, в которую вошли коллеги, директора и завучи школ, в которых я работала. Все они в прошлом завоевывали различные места на «Учителе года», и опыта им не занимать. Совместно мы перечитали массу литературы, пробовали, изучали ошибки – и снова пробовали. Так нарабатывался опыт, так сформировалось видение будущего конкурсного урока.
Ее открытый урок на конкурсе «Учитель года»-2021 прошел под девизом «Химия высокого полета». В форме бортпроводника, подражая инструктажу стюардесс, Елена Владимировна напомнила классу о необходимости соблюдения техники безопасности при проведении химических опытов. Сам урок прошел «Над высотой знаний химии элементов девятого класса». Детям было предложено поразмышлять над тем, какое вещество входит во все продукты «химического ланча». Узнали ребята и о том, каким красителем дешевле покрасить джинсы – природным или синтезированным. Прикосновение к такой подаче материала даже на тридцать пять минут наверняка дало ребятам почувствовать, что химия присутствует в жизни человека повсеместно. Жюри высоко оценило работу Елены Владимировны – она вошла в «пятнашку» лучших учителей страны.
Подготовка к конкурсу отнимает массу времени. Домой приходилось возвращаться сильно за полночь, и супруг взял на себя большую часть домашних забот, в том числе о детях, десятилетнем сыне и четырехлетней дочке.
– Он понял, что для меня это очень важно, и два с половиной года поддерживал меня во всем, – признается Елена Владимировна. – Конечно, подключились и очень помогли мои родители.
Когда позади волнения, можно наконец надеть фартук и сотворить у себя на кухне нечто невообразимое. Хобби – молекулярная кухня – позволяет ей приготовить, на радость собственным детям, апельсиновые макароны и вишневую икру. Можно еще создать хлеб со вкусом трюфеля, но главное лакомство – мороженое, которому можно придать волшебные формы с помощью жидкого азота.
– Молекулярная химия – это не про еду, это про удовольствие. Это моя любимая физическая химия, но только в кастрюле, – рассказывает Елена Владимировна. – Наесться такими блюдами практически невозможно, речь идет скорее о получении эстетического удовольствия. Но надо добавить, что в процессе приготовления у продуктов сохраняются все полезные свойства. Если, например, яичный желток варить четыре часа при температуре 60 градусов, лецитин в желтке становится похож на масло, и его можно будет намазать на хлеб. При этом и вкус, и полезные качества желтка останутся при нем.
Елена Владимировна – автомобилист с большим стажем, любит погонять на высоких скоростях, «положить стрелку» на спидометре. И о конкурсе «Учитель года» говорит как азартный водитель:
– Чем выше уровень конкурса, тем выше скорость и больше драйва. Больше свободы и креатива, даже среди членов жюри. Никогда не знаешь, что ждет тебя на следующий день, что приготовят организаторы. Задания неожиданны и очень сложны.
Одним словом, соревнования такого уровня – уместившаяся в несколько дней школа жизни. Когда раскрываешься сам и по-новому смотришь на коллег. Когда получаешь независимую профессиональную оценку собственных усилий и наработок.
Галина СЕРГЕЕВА, Пермский край
Комментарии