Первокурсники впервые вступают в самостоятельную жизнь, ведь учеба в вузе значительно отличается от школьной жизни. Член Российского психологического общества, кандидат психологических наук, доцент кафедры психофизиологии и клинической психологии Академии психологии и педагогики Южного федерального университета Светлана Кузенко рассказала, как следует готовиться к новому этапу жизни.
Как сообщает Минобрнауки, эксперт обратила внимание на тревогу как древнюю реакцию, которая связана с выживанием. Она помогает предупреждает о возможных опасностях. Главное, чтобы тревога не стала хронической и не переросла в расстройство.
Чтобы быть готовыми к новому этапу, важно понять, что с поступлением в вуз связана не только тревога, но и позитивные эмоции – радость, расширение круга общения, возможность получить новые знания и достичь успеха, студенческая жизнь. Чтобы победить страх, нужно признать чувство тревоги, перестать его отрицать. Тревога запускает охранительное поведение: резкий переход на позитивный настрой, гиперконтроль.
В первые месяцы обучения необходимо уделить особое внимание своей реакции на стресс. Известны три ее варианта: «бей», «беги», «замри». Последняя является наиболее распространенной. Тогда студент не интересуется однокурсниками, не проявляет инициативы в учебе. Нужно поступать наоборот: действовать – это снижает тревогу и неуверенность. Нельзя позволять себе впадать в ступор. Можно, например, поинтересоваться возможностями трудоустройства после окончания вуза, в этом найти мотивацию. Важно адаптироваться к коллективу.
В ходе общения с педагогами и однокурсниками студент становится социально устойчивым. Этому помогает участие в научных сообществах, факультативах, проектах, волонтерстве. Так коллектив становится сплоченным, получает позитивный настрой, учеба не кажется непосильной ношей.
Комментарии