В программе “Столичное образование” читаем: “Образование в Москве должно быть миростоличным.., по своим результатам и способам сопоставимым с образованием других столиц мира, что должно формировать у жителей Москвы идеологию образования без границ, создавать условия для продолжения своего образования в любой точке мира”. Иначе говоря, наше образование должно быть конвертируемо.
Нужно сказать, что к ситуации конвертируемости многие московские школы шли давно. И, по-моему, на сегодняшний день они просто готовы к реализации проекта конвертируемости. Нам не доставало, как теперь очевидно, программного обеспечения, позволяющего весь этот многолетний опыт и путь оформить в конкретные практические шаги. “Столичное образование” устраняет это препятствие.
Что же необходимо сделать? Прежде всего посмотреть, чего мы недодаем нашим выпускникам, чтобы они могли вот эту рамочку конвертируемости проходить. Во-первых, у них нет осознания в полной мере того, что они – граждане России. Может быть, точнее сказать – нет признания ценности данного качества. Во-вторых, у них все-таки недостает умения изучать несколько иностранных языков. Нет навыков самоопределения в условиях иной языковой среды, иного вида культурных и государственно-политических форм. Им недостает того, что мы называем творческой искрой, позволяющей реализовать ученику те знания, которые он получает в нашей школе. И это, может быть, самый важный штрих данной проблемы…
Первая задача, которую мы стали решать, – развитие гуманитарных наук. В своей школе мы разработали ряд проектов обеспечения, скажу так, уровня конвертируемости. В частности, это программы развивающего обучения на основе системы Эльконина-Давыдова, авторская программа по литературе для 5-11-х классов, авторская программа по истории…
Второй блок задач связан с эстетическим воспитанием. Здесь также создана авторская программа для 1-11-х классов; очень содержательная, предполагающая поездки, например, в Италию и т.п.
Третий блок связан с созданием творческих об’единений. Они, кстати, тоже есть в нынешней школе – в виде кружков, например. Но их необходимо чуть-чуть развернуть в соответствии с уровнем и целями проекта и сложить в определенную систему, вырастающую из кружков начальной школы в творческие об’единения среднего звена и в клубы – старшего. Здесь среди наших проектов обеспечения – проект евроклуба школьников, проект изучения системы образования в еврошколах, проект ассоциации выпускников нашей школы, работающих за рубежом…
Полагаю, что одним из организационных шагов по реализации проекта конвертируемости образования является для нас создание ассоциации школ Центрального округа, работающих над этой проблематикой. Видимо, такая ассоциация могла бы иметь статус городской экспериментальной площадки.
Наталья ВАСИЛЬЕВА,
директор 1277-й школы
Комментарии