search
main
0

Как правильно? Реши и сделай. Урок производственного обучения на тему «Гибка металла»

Данный урок можно использовать при изучении слесарных работ как в школе, так и в образовательных учреждениях начального профессионального образования, где предусмотрено изучение слесарного дела. Урок расширяет и углубляет знания по слесарному делу.

Тема по программе: Слесарные работы.Тип урока: изучение трудовых приемов и операций.Цели урокаОбучающая – ознакомить учащихся  с  приемами гибки металла. Научить правильным приемам гибки листового металла и проволоки в тисках с помощью различных приспособлений, соблюдению требований безопасности труда.Развивающая – развивать самостоятельность путем нахождения неисправностей на чертежах, развивать оперативность мышления, находить пути  совершенствования своего труда. Развивать навыки производительного труда, умение разбираться в практических ситуациях и самостоятельно осуществлять найденные решения.Воспитательная – формировать у учащихся стремление к постоянному развитию профессиональных  способностей  и мастерства, стремление к самоконтролю.  Формировать самостоятельность и уверенность в своих силах. Развивать интерес к профессии. Воспитывать бережное отношение к слесарному инструменту. Материально-техническое оснащение урока: металлическая заготовка, разметочный инструмент, слесарные молотки, тиски, круглогубцы, кусок трубы,  измерительные приборы, эталоны изделий, плакат «Гибка металла», инструкционно-технологические карты, таблица критериев оценки.Место проведения:  слесарная мастерская.Ход урокаI.    Организационная часть (5 минут)Рапорт старосты о наличии учащихся. Проверка рабочей одежды и внешнего вида учащихся.II.    Вводный инструктаж (45 минут)1.    Сообщение темы и цели урока.2.    Актуализация прежних знаний:а) учащиеся (4-5 чел.) получают карточки с вопросами, на которые должны ответить за 15 минут;  б) учащиеся по схемам и макетам отвечают на следующие вопросы.1)    Как правильно  пройти на свое рабочее место?2)    Какие правила техники безопасности необходимо соблюдать на рабочем месте?3)    Как правильно подготовить рабочее место к работе?4)    Когда необходимо применять правку металла и что это такое?5)    Какой инструмент необходим для правки металла?6)    Как правят металл в горячем состоянии?7)    Как правят металлические листы?3. Формирование новых понятий и способов действий.Рассказать о значении данной работы для освоения профессии.Рассмотреть новый материал и составить конспект.Гибка металла – это придача новой формы заготовке (или ее части) механическим или ручным способом с помощью специальных приспособлений.Для ручной гибки металла используют слесарный молоток, деревянный молоток (киянка), плоскогубцы или круглогубцы и различные металлические оправки.Тонкую проволоку изгибают круглогубцами, проволоку большего диаметра – в струбцине или на соответствующей оправке. Арматурную сталь изгибают с помощью трубы, надетой на конец стержня. Гибку тонколистового металла и проволоки выполняют в тисках по уровню губок или с применением специальных приспособлений – оправок. Чтобы не помять заготовку, на губки надевают накладные угольники из более мягкого металла. Гибку выполняют деревянным молотком (киянкой) или слесарным молотком, но удары наносят не по заготовке, а по деревянной колодочке, она оттягивает металл, не оставляя на нем вмятин. Заготовку закрепляют так, чтобы линия сгиба была на уровне уголков, губок тисков или ребра оправки. Легкими ударами киянки или молотка сначала отгибают край заготовки, а затем  всю намеченную область. При гибке заготовок большой длины используется металлическая полоса или деревянный брусок. Длинные листы следует гнуть на гибочной машине.Трубы при изгибании деформируются и сплющиваются, поэтому перед изгибанием их заполняют сухим песком, а концы уплотняют деревянными пробками. Затем трубу нагревают над огнем и осторожно, постепенно изгибают на оправке. В трубу также можно вставить толстую стальную спираль. После охлаждения и контроля высыпают песок или извлекают спираль.Обычно заводы выпускают проволоку в рулонах. Заготовки нужной длины отрезают кусачками. Отрезанный кусок проволоки перед обработкой необходимо выпрямить. Чтобы придать заготовке из проволоки нужную форму, ее подвергают гибке. Гибку проволоки выполняют с помощью плоскогубцев и круглогубцев. Плоскогубцами зажимают и сгибают проволоку под нужным углом. Детали сложной формы получают с помощью круглогубцев. Для изготовления изделий в форме колец применяют цилиндрические оправки.Техника безопасности при гибке металла. При гибке металла в холодном и горячем состоянии, чтобы избежать ушибов и ранений, необходимо прочно укреплять металл и трубы на станках; следить за исправностью ограждений, электрооборудования, проводов, пусковых устройств и защитного заземления.Техника безопасности при ручной гибке:- надежно закреплять заготовку с оправкой в тисках;- работать можно только исправным инструментом;- отрезая заготовку, нельзя подносить проволоку близко к лицу;- нельзя держать левую руку близко к месту сгиба заготовки;- на  руку, удерживающую заготовку, должна быть надета рукавица;- не стоять за спиной работающего и не работать, если кто-то стоит за вами.Разобрать рабочие чертежи и схемы.  Технические требования.Разобрать технологическую последовательность выполнения работы в соответствии с заданием.Учебные задания1.    Гибка листового и полосового материала.2.    Гибка прямоугольной скобы с применением простейших приспособлений.3.    Гибка ушка круглогубцами.4.    Гибка хомутика в круглых оправках.5.    Гибка металла круглого сечения с применением  приспособлений.Рассмотреть применяемые инструменты, приборы и приспособления.Показать приемы работы.Предупредить о возможных ошибках при выполнении работы (см. табл.). Обратить внимание на приемы самоконтроля.Разобрать вопросы рациональной организации рабочего места.Провести инструктаж по правилам техники безопасности и обратить внимание учащихся на опасные приемы работ.Сообщить учащимся критерии оценок.4.   Закрепление материала вводного инструктажа.Показать правильную организацию рабочего места.Воспроизвести правильные приемы при гибке металла.Как правильно гнуть проволоку?Как правильно гнуть листовой металл?Для чего необходима последовательность при выполнении работы?Как проверить правильность выполнения работ?Предложить  нескольким учащимся повторить рабочие приемы перед группой; убедиться в понимании.Показать типичные ошибки при гибке металла. III.     Упражнение учащихся и текущее инструктирование (5 часов)1.    Распределение учащихся по рабочим местам.2.    Выдача практических заданий.3.    Выдача учащимся технологической документации, соответствующей практическому заданию.  4.  Самостоятельная работа учащихся под руководством мастера производственного обучения. 5.  Целевой обход рабочих мест учащихся. 6.  Текущее инструктирование.Обход рабочих мест учащихся для проверки:а) соблюдения последовательности технологического процесса;б) правильного использования инструмента и оборудования;в) организации рабочего места;г) соблюдения учащимся  правил безопасного труда;д) качества выполнения работы.IV.    Заключительный инструктаж (10 минут)1.    Подведение итогов урока с анализом:- выполнения планового задания,- соблюдения технологии и техники безопасности.2.    Проведение оценки качества работы учащихся.3.    Указание на ошибки, допущенные в процессе урока.4.    Уборка и сдача рабочих мест.5.    Рефлексия:- Какое значение для тебя лично имеют знания и умения, полученные на уроке?- Ты помогал другим или тебе помогали?- Что вызвало наибольшие затруднения?6.    Домашнее задание: по  учебнику «Общий курс слесарного дела»:   1. Повторить правила и способы выполнения работ при гибке металла.2. Прочитать материал об инструментах, применяемых при гибке металла.​Александр КОСТИН, мастер производственного обучения профессионального лицея  №31 города Узловая Тульской области

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте