В Центре развития ребенка – детском садике №1407 Южного округа Москвы нет ни одного пустующего метра. Даже лестничные площадки и сами лестницы со смыслом. Например, на этих ступеньках можно усадить ребят и устроить представление. В качестве украшений специальные портьеры и театральная атрибутика. А вот лестница – «водная стихия». На фоне окна «плавают» рыбки из оригами, рядом в вазонах, оформленных ракушками,- цветы, похожие на водоросли. Несмотря на то, что зданию детского сада 25 лет, его заведующая Татьяна ТКАЧ и весь дружный коллектив сделали все необходимое, чтобы типовое помещение стало уютным и радовало необычными и яркими дизайнерскими решениями.
Родительские гостиные и клуб «» – просветительская форма работы с родителями. Здесь для мам и пап организуются встречи с педагогами, психологами, логопедами, врачами, сотрудниками ГИБДД. К услугам родителей – библиотека специальной и художественной детской литературы детского сада.
Каждое утро почти 170 мальчишек и девчонок приходят в Дом радости, чтобы не только развиваться и общаться, но и укреплять здоровье. Всего в саду 9 групп. Две из них логопедические, одна – ортопедическая. В распоряжении ребят занятия ЛФК, лечебно-оздоровительный массаж, сауна, бассейн, оздоровительные коктейли, фитотерапия и музыкотерапия.
Философские посиделки
– С 1992 года наш детский сад работает по инновационной педагогической системе Натальи Михайловны Крыловой «Детский сад – дом радости», – рассказывает Татьяна Вениаминовна Ткач. – Программа стоит на трех китах: заботе о психическом и физическом здоровье каждого воспитанника, содействии в овладении ребенком разными видами деятельности, приобщении дошкольника к основам духовной культуры и интеллигентности. Суть программы: каждый ребенок своеобразен и неповторим, поэтому подход к нему должен быть индивидуальным.
Сначала родителей очень удивляет, что на занятиях в Доме радости их дети не сидят, как обычно, в затылок друг другу. Ребята могут расположиться на ковре, на стульчиках или в спальне, а если и то и другое надоело, залезть… под стол. В группах разработан график индивидуальной работы с каждым ребенком. Дети начинают приходить в детский сад с раннего утра: в 7.15 приходит первый ребенок, через 15 минут – второй… Занимаясь поочередно с каждым пришедшим, воспитатель готовит их к фронтальным занятиям, которые начнутся в 9.00.
Особенность программы «Целостного, комплексного интегративного подхода к воспитанию дошкольника как индивидуальности» Натальи Крыловой в том, что на единый стержень – режим дня – автор нанизывает разные виды детской деятельности. По такой схеме за день дети проигрывают до 9 различных игр: хороводные, подвижные, театрализованные, пальчиковые, игры-забавы, минутки шалости, минутки тишины, апробирование продуктов. К примеру, приобретают основные гигиенические навыки дети также в виде игры. На руках каждого «мыльные перчатки». «А давайте сядем кушать с грязными руками!» – «Нет! На руках микробы!»
Особое место в методике Крыловой уделяется сюжетно-ролевым играм. Ребенок уже в раннем возрасте четко представляет цель, загибая один за другим пальчик: «что задумали, кто будет делать, с помощью чего, как мы будем делать по порядку и получим вот такой результат» (большой палец вверх). Например, летом во дворе детского сада можно увидеть сельский дворик с игрушками – коровой, козой, выводком гусей. Весь процесс получения молока, в том числе транспортировку его на молокозавод, ребята усваивают в ходе сюжетно-ролевой игры «Ферма».
Неудивительно, что в «Доме радости», в подготовительной группе, проходят философские посиделки. На них маленькие философы выражают свое мнение по поводу тех или иных понятий, другими словами, ищут суть предмета. К примеру, рассуждают о мире науки и техники, астрономии, экологии, историко-географического мира.
Сегодня детский сад №1407 – окружная экспериментальная площадка по теме «Влияние инновационного внедрения авторской технологии «Детский сад – дом радости» Натальи Крыловой на становление творческого стиля деятельности педагога».
Автор программы «Детский сад – дом радости» Наталья Крылова, доцент кафедры дошкольной педагогики Пермского государственного университета кандидат педагогических наук, разработала маршрутные листы ежедневной работы воспитателя. Это сценарии каждого дня. Для начинающего воспитателя, который только что прослушал курсы, в сценарии прописано все: от «Здравствуй, дружок!» до «Ты придешь еще? Завтра я буду тебя ждать!». Их обращение к детям изобилует пословицами, поговорками, художественным словом, потешками.
Каждый год на базе детского сада №1407 Наталья Михайловна Крылова читает лекции по своим методикам для педагогов дошкольных образовательных учреждений Москвы и регионов России.
Макет пожарной каланчи
Каждый сотрудник учреждения – это творческий участник педагогического процесса: воспитатели, педагог-психолог, социальный педагог, учителя-логопеды, инструктор по физкультуре, младший воспитатель и даже садовник и повар.
К примеру, проекты социального педагога Валентины Грецовой – всегда открытие не только для детей, но и их родителей. «Как буйный пожар государем на всей земле стать захотел» – назывался спектакль, посвященный пожарной безопасности. К постановке его детский сад привлек студентов соседнего электромеханического колледжа. В ролях зачинщиков пожара были сами малыши. Выставочная экспозиция в саду в этот день представляла уникальные документы из истории пожарного дела. Социальный педагог специально для этих целей пересняла в Музее «01» фотографии старых пожарных машин, огнетушителей и даже старой каланчи. Кстати, макет каланчи был воспроизведен воспитанниками детского сада и их родителями с помощью легоконструкторов. О том, что нужно сделать, чтобы от огня не случилось беды, дети узнали еще и из уст настоящего пожарного, одетого в огнезащитный костюм.
В такой же игровой форме совместно с ГИБДД Южного округа столицы для воспитанников детского сада проводятся плановые мероприятия по закреплению Правил дорожного движения. На расчерченных во дворе площадках: проезжей части и пешеходных переходах – большие игрушечные машины и дети-пешеходы. Все наглядно! Детским садом №1407 разработаны собственная концепция и программа по профилактике дорожно-транспортного травматизма для детей от 3 до 7 лет. По результатам конкурса «Азбука дорожного движения» в 2007 году детский сад занял 1-е место в Южном округе и 3-е место по Москве.
Детский сад №1407 активно сотрудничает с различными организациями и образовательными учреждениями микрорайона.
Например, в расположенном по соседству выставочном зале «На Каширке» воспитанники детского сада – частые гости. Сюда в рамках социального проекта «Удивительный мир природы» сотрудники Московского зоопарка привозили специально для детсадовцев настоящих птиц и зверей.
Дружная семейка
Основные, приоритетные направления работы детсада №1407 в этом году: «Семья – хранительница традиций народа», «Здоровая семья – здоровые дети», «Семья рождена, чтобы быть свободной». Светлана Дьяконова, старший воспитатель детского сада, утверждает, что взаимодействие с семьей всегда было одним из главных приоритетов в работе детского сада.
– У нас никого не удивит, если чей-то папа придет в группу и начнет катать на спине детей или вдруг возьмет и починит стульчик в присутствии детей, – рассказывает она. – О том, что «мамы всякие важны, мамы всякие нужны» ребята знают не понаслышке, потому что родители приходят к нам на занятия и рассказывают о своих профессиях.
Мамы и папы удовольствие получают не меньше детей, например, от составления родословной своей семьи, оформления семейного герба или участия в соревнованиях «Мама, папа, я – спортивная семья». А чего стоила выставка-конкурс «Для любимого сыночка и дочки испеку пирожочки»! Весной родители занимаются озеленением, везут с дач рассаду. Поэтому во дворе детского сада всегда роскошные клумбы. Хорошим тоном администрация Центра развития ребенка – детского сада №1407 считает поблагодарить родителей за каждую оказанную услугу.
Родительские гостиные и клуб «Дружная семейка» – просветительская форма работы с родителями. Здесь для мам и пап организуются встречи с педагогами, психологами, логопедами, врачами, сотрудниками ГИБДД. К услугам родителей – библиотека специальной и художественной детской литературы детского сада.
В рамках программы «Московская семья – компетентные родители» 1407-й сад апробирует новую форму взаимодействия с семьями детей микрорайона, не посещающих детские учреждения, – консультативный пункт. Отличительная особенность работы пункта – одновременное обучение родителя и ребенка.
Комментарии