search
main
0

Как повысить рейтинг детских садов?

Об этом шел разговор на заседании городского методического совета «Роль методической службы в повышении качества работы дошкольных образовательных учреждений, имеющих низкий рейтинг у населения», в котором принял участие городской Совет заведующих дошкольными образовательными учреждениями. Собственно говоря, когда из почти двух тысяч детских садов всего 39 пользуются низким рейтингом у населения, беспокоиться вроде бы не о чем. Тем не менее речь шла о том, как сделать так, чтобы и эти 39 ДОУ стали востребованными и популярными у родителей, чтобы они захотели отдать туда своих детей.

работы дошкольных учреждений с низким рейтингом показал, что причины для этого могут быть разные, но главное – неукомплектованность педагогическими кадрами, слабая материально-техническая база, длительное отсутствие старшего воспитателя. Еще одна причина – то, что в педагогическом процессе мало используются современные программы и технологии.

Анализ

Почему появляется низкий рейтинг?

Ольга МЕЛЬНИКОВА, заведующая кафедрой педагогики и методики дошкольного образования Московского института открытого образования:

– Среди наиболее часто называемых причин низкого рейтинга ДОУ, по мнению родителей, мы выделили несколько. Это отсутствие услуг дополнительного образования или несовпадение социального заказа родителей или предлагаемых ДОУ (3 детских сада), необходимой материально-технической базы (10 детских садов), гибкого режима (один детский сад), неблагоустроенная территория или неудачное расположение ДОУ (5 детских садов), низкий профессиональный уровень педагогов (один детский сад), неукомплектованность кадрами (5 детских садов), смешанные группы в ДОУ (один детский сад).

Нам особо был интересен взгляд методической службы города на причины низкого рейтинга ДОУ. По мнению окружных методических центров, причины такие:

– постоянная смена кадрового состава (9 детских садов);

– начинающий, неопытный руководитель (2 детских сада);

– недостаточное использование новых форм и методов работы с детьми и родителями (2 детских сада);

– консерватизм в управлении ДОУ (один детский сад);

– низкий профессиональный уровень педагогических кадров и нежелание его повышать (8 детских садов);

– слабая материально-техническая база (один детский сад);

– недостаточное методическое обеспечение инновационного процесса в ДОУ (один детский сад);

– вакансии воспитателей, старшего воспитателя либо длительное его отсутствие (5 детских садов);

– дошкольное учреждение не принимает активного участия в мероприятиях округа или города (2 детских сада).

Рассматривая все эти причины, мы условно разделили их на две составляющие: управленческого и методического характера, но каким бы ни было это деление, мы должны отчетливо понимать, что устранение этих причин, решение этой проблемы возможно совместными усилиями окружных управлений образования и методической службы.

Первым шагом, по нашему мнению, должен стать основательно проведенный мониторинг качества воспитательно-образовательной работы каждого дошкольного образовательного учреждения с низким рейтингом для выявления его основных болевых точек. Мы полностью разделяем мнение ученых, что важнейшая задача мониторинга – педагогическая диагностика, которая способствует изучению и регулированию педагогического процесса, возможности верно его оценить. Основными объектами психолого-педагогического мониторинга в ДОУ должны быть: программа, по которой работает учреждение, индивидуальное психическое и личностное развитие детей, влияние методов воспитания на динамику развития детей, диагностика их психоэмоционального состояния и профессионально-личностного развития педагогов, прослеживание влияния технологий на повышение общего качества работы дошкольного учреждения и уровень взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников.

Еще один важный момент: по нашему мнению, разработка методических рекомендаций по совершенствованию педагогической документации и системы методической работы с коллективом для каждого ДОУ с низким рейтингом. Организация системы наставничества «Решаем проблемы вместе» – еще одно эффективное средство для повышения качества работы детского сада. Суть этой системы заключается в закреплении проблемного детского сада за сильным учреждением округа, которое берет на себя функции учреждения-наставника. Бесспорно, важная форма работы с детскими садами, имеющими низкий рейтинг, – цикл выездных консультаций методической службы для начинающих руководителей по различным направлениям в соответствии с теми проблемами, которые были выявлены в ДОУ, также активизация деятельности окружных «школ начинающего руководителя». Нам кажется принципиально важным восстановление института кураторства городской методической службы ДОУ с низким рейтингом для привлечения детских садов к городским мероприятиям: «круглым столам», мастер-классам, семинарам-практикумам и так далее. Мы считаем, что необходимо обеспечить очередное прохождение курсов повышения квалификации для нуждающихся в этом педагогов детских садов, имеющих проблемы в образовательном процессе.

По нашему мнению, осуществление всех этих направлений работы с ДОУ позволит оказать им действенную помощь в повышении качества работы и в скором времени вопрос о наличии в столичном образовании таких детских садов будет снят с повестки дня.

Город должен знать о лучших заведующих и премировать их

Людмила КИСЕЛЕВА, заведующая детским садом №915, член городского Совета заведующих ДОУ:

– Проблемы непопулярных детских садов или садов с низким рейтингом присущи многим районам. Причины непопулярности садов, по мнению городского Совета заведующих, таковы: слабая материально-техническая база садов, неудовлетворенность родителей качеством образовательных услуг ДОУ, территориальная расположенность детского сада. Что же можно сделать, чтобы поднять рейтинг таких садов?

При переходе на нормативное финансирование большие детские сады имеют достаточно средств, чтобы самостоятельно улучшить свою материально-техническую базу, оснастить педагогический процесс современным дидактическим материалом, пособиями, развивающими играми. Следует только проконтролировать, чтобы финансовые средства тратились не на покупку очередного ковра или плазменного телевизора, а на обогащение предметно-развивающей среды, закупку современных пособий. Например, при приемке детских садов к новому учебному году ОМЦ должен провести анализ состояния оснащенности педагогического процесса проблемного учреждения и дать рекомендации по устранению проблем.

Малокомплектным детским садам (компенсирующего вида и массовым) без помощи Департамента образования и окружных управлений образования не обойтись. В настоящее время повышающие коэффициенты для малокомплектных детских садов не работают, затраты на питание воспитанников, включенные в бюджетное финансирование, не покрывают всех расходов, и часть средств на питание берется из родительской платы, что существенно сокращает и без того малые поступления. Следовательно, разумно было бы поставить вопрос о выведении норматива на питание из бюджета детского сада и прописать его отдельной строкой. Окружным управлениям образования следует продумать вопрос о дополнительном целевом финансировании таких детских садов за счет дополнительно поступающих средств, сложившейся экономии, договоренности с другими детскими садами, имеющими достаточно средств.

Для выяснения конкретной причины непопулярности того или иного детского сада среди родителей следует привлечь ОМЦ для посещения этого учреждения, изучения состояния воспитательно-образовательного процесса и проведения диагностики, регулирования и коррекции его работы. В результате должен быть выработан план действий, направленных на изменение ситуации. Например, при недостаточном образовательном уровне педагогических работников предложить повышение уровня подготовки воспитателей через курсы повышения квалификации, обучение в московских городских педагогических университетах, посещение проблемных семинаров-практикумов, других детских садов. ОМЦ может выявить сильные и слабые стороны педагогического коллектива детского сада и, опираясь на это, определить дальнейший путь его развития. Если позволяют условия и если есть легко обучаемый персонал, возможна организация в этих детских садах таких новых форм дошкольного образования, как консультативные пункты, группы кратковременного пребывания, службы ранней помощи, центры игровой поддержки и так далее.

Неудовлетворенность родителей качеством воспитательно-образовательных услуг возможна также в случае, когда родители слабо информированы о характере и содержании занятий, которые проводятся с их ребенком, и реально отчуждены от образовательного процесса, реализуемого в детском саду. Во избежание этого следует широко использовать такие формы работы, как дни открытых дверей, проводимые в каждом округе, открытые занятия по всем разделам программы с обязательным привлечением родителей, совместные праздники, соревнования, экскурсии, презентации и так далее. Здесь велика роль ОМЦ, который организует и проводит окружные соревнования, смотры, конкурсы и активно привлекает к работе проблемные детские сады.

В каждом округе есть своя разработанная система рейтинговой оценки работы ДОУ, которая лишний раз доказывает, что конкуренция – это здоровый стимул для того, чтобы стать лучшим. По результатам рейтинговой оценки поощряются детские сады, занимающие лидирующие позиции, и наглядно видно, как уменьшается количество садов с низкой рейтинговой оценкой.

Неудобно расположенный массовый детский сад – вдали от станции метро, от основных транспортных потоков, также малопривлекателен для родителей. Поэтому при строительстве новых детских садов или реконструкции старых надо учитывать мнение окружного управления образования о целесообразности размещения детского сада в этом районе.

Для решения проблем с уже работающими детскими садами необходима помощь окружного управления образования и ОМЦ. Если набор помещений и образовательный уровень педагогов позволяет, то в таком детском саду возможно открытие центров игровой поддержки, групп кратковременного пребывания, лекотек, а также групп компенсирующего вида. В работе с малокомплектным детским садом, где мало свободных помещений и невозможно организовать новые формы работ с детьми, следует поднять вопрос о его перепрофилировании, об изменении его статуса на наиболее привлекательный для родителей. Тогда спрос на эти детские сады значительно возрастет.

Изучить рейтинг востребованности детских садов можно и по результатам работы комиссий по комплектованию на основе анализа записи родителей в тот или иной детский сад. Неплохо было бы регулярно публиковать эти рейтинги на сайтах окружных управлений образования, в местных СМИ и на их основе определять надбавки или премировать заведующих лучших детских садов.

Все дело в высокой планке требований

Вера БОГОРОДСКАЯ, руководитель структурного подразделения по дошкольному воспитанию Южного окружного управления образования:

– Наш округ самый большой в Москве: тут работают 298 ДОУ, в которых воспитываются свыше 44 тысяч детей (29 центров развития ребенка – детских садов, 41 детский сад с приоритетным направлением в развитии, 144 детских сада, 84 комбинированных и компенсирующих детских сада). Скажу сразу, что, с одной стороны, деление дошкольных учреждений по рейтингу весьма условно. С другой стороны, у нас в округе принята довольно высокая планка требований, предъявляемых к показателям качества дошкольного образования. Мы ведем работу по повышению качества дошкольного образования системно, не только с садами, имеющими низкий рейтинг, но и вообще со всеми детскими садами.

Окружной методический центр работает в тесном контакте с окружным управлением образования, согласовывая управленческие и методические мероприятия в плане работы. Мы анализируем работу за учебный год, отмечаем успехи и проблемы по различным вопросам организации работы в ДОУ, которые направлены прежде всего на повышение качества дошкольного воспитания. На ежемесячных совещаниях заведующих мы рассматриваем методические вопросы, касающиеся воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста, один раз в 2-3 месяца проводим совещания для заведующих ДОУ с учетом видового разнообразия учреждений, руководимых ими: центры развития ребенка – детские сады, коррекционные детские сады, детские сады, в которых открыты новые формы работы с родителями и детьми, не посещающими ДОУ (лекотеки, центры игровой поддержки ребенка, консультативные пункты, группы кратковременного пребывания). Для начинающих заведующих в течение года мы проводим учебу на базе лучших учреждений округа, с ними работают специалисты окружного управления образования, юристы, кадровики и методисты.

В этом учебном году одним из важных направлений нашей работы стало «Повышение качества образовательного процесса, предоставление каждому ребенку реализации своего права на индивидуальное развитие в соответствии со своими потребностями, способностями и возможностями». По плану в октябре 2007 года в округе прошло совещание «Роль старшего воспитателя в реализации задач по повышению качества дошкольного образования», в котором приняли участие не только окружные методисты, но и заведующие, старшие воспитатели, психологи. В ноябре 2007 года с заведующими и воспитателями ДОУ на окружной научно-практической конференции «Повышение качества дошкольного образования как базисной необходимой и самоценной ступени единой образовательной системы» встретились преподаватели Московского гуманитарного педагогического института и специалисты центра «Дошкольное детство» имени А.В.Запорожца. В рамках этой конференции прошли мастер-классы, «круглые столы» по различным проблемам дошкольного образования и для разных категорий руководителей (начинающих заведующих, заведующих, работающих в инновационном режиме, руководителей коррекционных дошкольных учреждений). В начале учебного года традиционно проводятся «круглые столы» для педагогов дополнительного образования, воспитателей по физической культуре, музыкальных руководителей, психологов, воспитателей групп раннего возраста, на которых участники знакомятся с лучшим опытом педагогов округа.

Традицией стало и использование конкурсного движения для повышения качества образования. Победители окружного и городского этапов конкурсов проводят презентации проектов, презентуют опыт для своих коллег и учреждения. Это дает возможность заведующим, возглавляющим дошкольные учреждения одного вида, увидеть и познакомиться с лучшим опытом работы. На базе дошкольных учреждений мы проводим также мастер-классы, консультации, семинары, методические объединения. Большое внимание уделяем повышению квалификации педагогов ДОУ, ежегодно повышают квалификацию более 950 педагогов дошкольных учреждений округа.

Низкий рейтинг дошкольного учреждения может меняться с изменением условий. Например, в детский сад №2004, который находится в жилом доме, с площадкой для прогулок через дорогу, родители никак не хотели отдавать своих детей, тем более что рядом построили новый детский сад с бассейном, красивыми прогулочными верандами, с кабинетами для дополнительного образования. Управление образования приняло решение сделать встроенный детский сад структурным подразделением новостройки, у детей появилась возможность пользоваться бассейном, заниматься с педагогами дополнительного образования, а у родителей резко возрос спрос на этот детский сад. То же самое было и с детскими садами №№738 и 1510.

Интересный результат мы получили после проведения Дня открытых дверей. Многие родители, которые отказывались идти в детские сады рядом с домом, считая, что условия и работа в них ведется на низком уровне, после посещения дошкольного учреждения, знакомства с педагогическим коллективом, программами, условиями для игр и занятий детей приходили менять путевки.

Анализ работы дошкольных учреждений с низким рейтингом показал, что причины для этого могут быть разные, но главное – неукомплектованность педагогическими кадрами, слабая материально-техническая база, длительное отсутствие старшего воспитателя. Еще одна причина – то, что в педагогическом процессе мало используются современные программы и технологии.

Методическая служба видит свою задачу в организации помощи этим учреждениям. Прежде всего это проведение анализа работы этих ДОУ по всем направлениям. Необходимо помочь им в подборе программ и технологий, в соответствии с кадровым составом наметить основные направления деятельности, составить программу развития на ближайшие три года, прикрепить к близлежащему дошкольному учреждению, работающему в инновационном режиме, помочь в повышении квалификации педагогических кадров, постоянно отслеживать посещение педагогами этих ДОУ консультаций, методических объединений, мастер-классов и других окружных и городских мероприятий, посвященных различным проблемам дошкольного воспитания. Окружные методисты должны посещать мероприятия в ДОУ, а ДОУ должны уделять особое внимание работе с родителями, знакомить их с содержанием работы, привлекая к участию в педагогическом процессе, к совместному проведению досугов и развлечений, организации выставок, к оформлению детского сада и участков.

Конкурсы помогают держать высокий уровень

Татьяна КУПРИЯНОВА,

начальник отдела ДОУ Зеленоградского окружного управления образования:

– По тому, как сложилась к сегодняшнему дню московская система дошкольного образования, можно сказать, что сумасшедшие, или, точнее, бурные, темпы развития дошкольного образования в столице все педагоги и управленцы ощущают на себе. Коллегия, которая недавно прошла в Департаменте образования, еще раз всех нас убедила в том, что передышки в ближайшее время не предвидится. Когда мы получили из Департамента образования информацию о том, что нужно подготовить программу развития ДОУ в округе и выявить те, что находятся в инновационном режиме, что работают стабильно, и те, что не имеют высокого рейтинга у населения, мы, конечно, вместе с методической службой (а у нас методслужба – три методиста и два специалиста) сели и решили определить, какова же у нас в округе картина с ДОУ в соответствии с этими критериями. Наш анализ показал, что, в общем-то, из 56 ДОУ 19 учреждений у нас работают в инновационном режиме, это экспериментальные площадки первого и второго уровней, окружные экспериментальные площадки. В 32 ДОУ работают группы кратковременного пребывания, у нас есть три лекотеки, восемь консультативных пунктов. Когда мы все это проанализировали, выяснилось, что практически нет ни одного ДОУ, где бы не было открыто что-то новое и интересное, где не было бы новых форм организации работы.

Тогда мы решили пойти другим путем – посмотреть, как же наши ДОУ участвуют в различных конкурсах. Получилось, что все 56 детских садов ежегодно участвуют не в одном конкурсе – колоссальное количество конкурсов, которые мы проводим для учреждений дошкольного образования, позволяет им это делать. Они участвуют в окружном, городском конкурсах, но обязательно участвуют.

В результате мы сделали вывод, что наши ДОУ находятся в режиме инновационном и стабильном. Думаю, что этому помогает работа методических объединений, система наставничества, в последние годы мы стали проводить Неделю методического сопровождения, у нас есть Неделя управленческой деятельности, когда мы определяем ДОУ, работающие в инновационном режиме, и туда идут все руководители ДОУ и знакомятся с опытом работы продвинутых дошкольных учреждений. В Зеленограде вошла в практику ярмарка педагогических идей, панорама педагогического опыта, это интересная форма, которая позволяет оценить уровень работы многих ДОУ.

За прошедший год мы организовали много новых форм работы (лекотеки, консультативные пункты, группы кратковременного пребывания, службы ранней помощи, центры игровой поддержки), но пока, на мой взгляд, нет достаточного методического сопровождения работы всех этих новых форм на городском уровне.

Главный вопрос – кадры. У нас все заведующие и старшие воспитатели ДОУ имеют высшее образование, поэтому мы разговариваем с ними на одном языке, понимаем друг друга, определяя перспективы того, что нужно сделать в будущем.

Информированность родителей – наш главный педагогический козырь, который помогает нам иметь меньше проблем с населением и детьми. Мы имеем свой форум, на который поступают все родительские письма, мы имеем свой сайт, все эти формы работы дают свои положительные результаты. Мы начинаем свою работу с просмотра родительских писем и делаем выводы, это дает нам возможность своевременно прорабатывать с педагогами те проблемы, которые волнуют родителей, направить методистов в те ДОУ, где возникают проблемы. Ежегодно мы выпускаем информационно-аналитический журнал «Организация работы дошкольных образовательных учреждений», и тут каждый детский сад в каждой таблице может себя увидеть, посмотреть, как он работает и на что ему нужно обратить внимание. Это тоже большое подспорье, как и сборники материалов из опыта работы, по управленческим аспектам деятельности ДОУ.

Вместо подведения итогов

Городской методический совет принял решение, в котором, в частности, предусмотрены проведение анализа качества воспитательно-образовательной работы ДОУ с низким рейтингом, разработка методических рекомендаций по совершенствованию педагогической и методической работы, организация системы наставничества «Решаем проблемы вместе», разработка цикла консультаций для начинающих руководителей ДОУ, создание системы рейтинга, обновление информационного банка данных о проблемах, возникающих у начинающих руководителей, продолжение деятельности «Школы начинающего руководителя», обеспечение первоочередного прохождения курсов повышения квалификации для педагогов из ДОУ с низким рейтингом и многое другое. Все эти меры можно считать выполнением решения коллегии Департамента образования, посвященной развитию дошкольного образования столицы на следующие десять лет.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте