Всем родителям хочется, чтобы их ребенок был грамотным, не испытывал трудности при письме и чтении. В Институте воспитания РАО уверяют, что умение правильно читать и писать зависит от развития других навыков.
Эксперты рассказали о необходимых навыках, которые предстоит выработать у ребенка, чтобы он мог развить высокий уровень грамотности. Своими рекомендациями они поделились в Телеграм-канале Института воспитания РАО.
Избирательность внимания и произвольность действий
С детьми еще в дошкольном возрасте полезно играть в «Съедобное-несъедобное», «Найди лишнее» – с категориями овощи/фрукты, домашние животные/дикие животные. Можно использовать карточки «Мемори».
Развить зрительное внимание помогают игры с предметами и картинками «Что пропало?», «Что изменилось?», «Найди отличия» и т.п. Хорошо также собирать подходящие по возрасту пазлы, искать в комнате заданные предметы. То же можно делать и на улице, на страницах книг.
Для развития контроля движений отлично подходят игры «Море волнуется раз», «Саймон говорит», «Запрещенное движение», «Колпак мой треугольный».
Зрительно-пространственное и слуховое восприятие
Для того, чтобы ребенок мог развить высокий уровень грамотности, ему необходимо хорошее зрительное и слуховое восприятие. Выполняйте с ребенком задания на различение форм, дорисовывание простых фигур, ушей и хвостов известным ребенку животным.
Полезно отыскивать узнаваемые силуэты в путанице из контуров, проходить карандашом «перепутанные» дорожки, лабиринты, выполнять графические диктанты. Играйте в игры на слуховое восприятие: «Жмурки», «Испорченный телефон», «Повтори за мной». Важно запоминать ритмы, заданные хлопками или стуком по столу либо полу. Вместе прислушивайтесь к звуку дождя за окном, тиканью часов в комнате и пению птиц в парке.
Зрительная и слуховая память
Полезно просить ребенка рассказывать своими словами о событиях из его жизни, прочитанных вами книг, просмотренных фильмов. Разучивайте вместе загадки, стихотворения, прозаические отрывки. Складывайте геометрические фигуры из спичек или палочек по памяти. Хорошо также рисовать по памяти геометрические фигуры или персонажей стихов и сказок, увиденные дорожные знаки.
Играйте в игры на запоминание, узнавание и воспроизведение: «Мемори», «Снежный ком» – со словами и действиями, «Что пропало?», «Что изменилось?» – с предметами и картинками, в «Магазин» – с запоминанием списка покупок.
Фонематический слух и другие речевые навыки
Играйте в игры на поиск предметов с определенным звуком в названии, слов с заданным количеством звуков или слогов. Находите ударный или безударные слоги в словах. Тренируйтесь подбирать прилагательные и глаголы прошедшего времени к существительным всех родов, называть синонимы и антонимы, выбирать правильные предлоги для обозначения положения предмета в пространстве.
Полезно также придумывать вместе с ребенком новые слова и небольшие рассказы о реальных и сказочных персонажах. Пусть герои в них говорят с разной интонацией, высотой и громкостью голоса. Для составления рассказов по картинкам можно использовать иллюстрации из детских книг или наборы «Жили-были», «Дорога приключений» и др.
Координация движений глаз и руки, губ и языка
Поощряйте рисование карандашами, мелками, фломастерами, помогайте детям совершенствовать технику и не «заезжать» за край рисунка при раскрашивании. Делайте с ребенком упражнения на развитие мелкой моторики. Создавайте поделки из круп, складывайте фигурки из бумаги. Занимайтесь лепкой, конструированием, нанизыванием предметов на тонкий шнур, учите шнуровать обувь самостоятельно.
Дошкольника надо тренировать в написании отдельных букв, цифр, выполнении графических узоров. Не стоит забывать об играх на развитие речевого дыхания – «Снежинки», «Кораблики» и др., артикуляционной гимнастике, надувании мыльных пузырей. Разучивайте скороговорки и чистоговорки.
Ранее сетевое издание «Учительская газета» сообщало о праздновании Международного дня грамотности. Его учредили 8 сентября 1965 года на иранской конференции, посвященной борьбе с тотальной безграмотностью во многих регионах мира.
Комментарии