«Были бы гроши, а как тратить – нет вопроса…» Это утверждение из фильма «Место встречи изменить нельзя» ошибочно, по крайней мере в отношении директоров школ, получивших президентский миллион. Вопрос, как потратить столь внушительную сумму с максимальной пользой для школы, занимает сегодня умы трех тысяч директоров.
Раиль РАМАЗАНОВ, директор 45-й школы, Уфа: Ни один кабинет не остался без обновки
Наша школа получила президентскую премию. Это волнующее событие и, конечно, серьезный стимул для дальнейшей работы. Вопрос, как потратить президентскую премию, наш коллектив решил следующим образом. Провели оперативное совещание, где обсуждали вопросы приобретения необходимого оборудования. Коллективно рассматривались все поступившие от педагогов заявления о том, что нужно купить в первую очередь. Поскольку в нашей школе углубленно изучаются физика, математика, биология, география и история, решено было оснастить лабораторным оборудованием прежде всего эти кабинеты. Также будет укомплектован необходимым оборудованием кабинет информатики: решено приобрести интерактивную доску и мультимедийный проектор. В кабинете химии появятся новые столы, а в кабинете иностранных языков установим телевизор и видеомагнитофон. Для уроков труда приобретем швейные машины, завезем новое оборудование и для столярной мастерской. В спортивном зале установим тренажер. Так что практически ни один кабинет не остался без обновки.
Марина КОЛЧИНА, директор Краишевской школы, Еланский район, Волгоградская область: Побольше бы самостоятельности
В нашей школе работают 26 учителей, а учатся 117 мальчишек и девчонок. Правда, просторное и довольно новое учебное здание могло бы вместить вдвое больше детей. Оно рассчитано на 360 мест. Но, увы, столько ребятни пока не нарожали в селе Краишево. Демографический спад, как и во всей России…
Педагогический коллектив Краишевской школы здорово потрудился, чтобы выиграть президентский грант в 1 миллион рублей. Приоритетный национальный проект «Образование», по общему мнению, стал реальным стимулом для работы. Кроме того, он позволил как бы со стороны оценить результаты своей работы. Оказалось, даже в глубинке можно идти в ногу со временем.
Приоритетом в нашей деятельности стала забота о здоровье учеников сельской школы. В своем учебном заведении мы активно взялись за создание адаптивной школы, содействующей здоровью детей. Сегодня над этой проблемой мы работаем вместе с главой сельского поселения Валентиной Григорьевной Христенко, которая 20 лет, с самого основания школы, была ее директором.
Я только один пример приведу. Когда в конце концов и в нашу сельскую глубинку стали привозить разрекламированные «кириешки», чипсы и другую такую же чепуху, это не замедлило сказаться на ребячьих желудках. Понимаете, можно сто раз объяснить подростку про то, что вредно ими объедаться, но если нет альтернативы в виде горячего обеда, ребятня так и будет шуршать фантиками на большой перемене.
Мы объявили войну «кириешкам». Больших усилий стоило, но мы организовали в школе хороший буфет-«раздатку». Во времена колхоза в этом не было надобности. Школьники тогда обедали в столовой хозяйства. Теперь колхоз развалился. Приходится самим заботиться о ребячьих желудках.
И вот радость – выиграли президентский грант! По условиям конкурса федеральные средства могут быть направлены только на развитие учебного заведения. Скажем, крышу чинить на эти деньги не рекомендуется. И это понятно. Но мне кажется, в наших условиях сельской провинции приобретение нового оборудования для нормального пищеблока было бы вкладом именно в развитие школы.
Другой пример. Мы заботимся о закаливании ребят. Зимой устраиваются физкультминутки на свежем воздухе. Регулярно проводятся Часы и Дни здоровья. Гордимся, что у нас в штате появилась своя медсестра. «С миру по нитке» оборудуем медицинский кабинет. Сами готовим «фирменные» фиточаи.
С лета собираем травы – календулу, мать-и-мачеху, липовый цвет. И в сезон гриппа и простуд если ребенка забеспокоило горло, никого не удивляет, что на парте у него стоит чашка с горячим ароматным и целебным чаем.
И тут опять вопрос. Премию Президента, как нам объяснили, мы не можем потратить ни на закупку оборудования для медицинского кабинета, ни на тренажеры и спортинвентарь. А ведь такие вложения, как нам кажется, сработали бы именно на нашу программу развития. Такие инвестиции в здоровье обязательно окупятся, разве не так?!
Конечно, деньги не пропадут. Решено потратить их на компьютерную технику, на приобретение оборудования для кабинета химии, частично – на программно-методическое обеспечение.
Но на будущее хотелось бы, чтобы школам давалось больше свободы в расходовании премий.
Ирина СОКОЛОВА, директор школы №26, Нижний Новгород: А на ремонт – нельзя…
Премию Президента мы уже тратим, и деньги идут на модернизацию оборудования – приобретаем компьютерную технику, школьную мебель, учебно-наглядные пособия.
Когда мы подавали заявку на участие в конкурсе инновационных школ, составили финансовый план: на что хотим потратить премию. В планах были ремонтные работы, но, как выяснилось, это не разрешено условиями конкурса. В итоге один кабинет будем ремонтировать за счет бюджетных средств. Зато на миллион рублей мы приобретаем компьютерный класс, ноутбуки, медиапроекторы, принтеры, сканер и новую мебель для средней и старшей школы для двух кабинетов.
Наталья КОЗЛОВА, заместитель директора гимназии №587, Санкт-Петербург: Мы столкнулись с трудностями
Сложность, наверное, заключается в том, что денег как таковых мы не видим. Составляется перечень нужного школе оборудования, который утверждается у главы администрации района, как главного распорядителя средств. Затем это оборудование покупается через тендер. К сожалению, нужно заметить, что не всегда фирма, выигравшая тендер, поставляет в школу качественный товар. Из того перечня оборудования, что был нам предложен, мы выбрали три интерактивные доски, оборудование для кабинетов физики и химии. С оборудованием для кабинета физики у нас вышла некоторая заминка. Когда мы составляли техническое задание, то записали прибор как «электрические цепи». По прошествии времени оказалось, что можно приобрести прибор с более широким функциональным действием, но он уже имеет другое название. Поскольку в техническом задании все должно быть обозначено четко (допустим, если написано «комплект», то должен быть комплект, а если этого слова нет, то прибор должен быть единичным), то у нас возникли трудности с приобретением «электрических цепей». Пять раз мы пытались уладить вопрос, но в конечном итоге пришлось все же переделывать техническое задание.
Еще одна трудность возникла при покупке интерактивных досок. На выделенные деньги невозможно приобрести программное обеспечение для них. Но без него интерактивные доски просто груда металла. Они должны работать.
Комментарии