Учитель на селе всегда в центре внимания. Интерес к его личной жизни проявляют все жители от мала до велика.
– Гляди-ка, опять у Марьи Ивановны всю ночь свет горел, – судачат соседки на лавочке.
– Дак она поди все книжки читает, – заливисто смеется молодая женщина.
– А что ей делать? Ни скотинушки, ни животинушки. В огороде вместо грядок – цветочки. Чудачка…
Сельчане охотно прощают до поры до времени Марье Ивановне ее непохожесть на других. Заезжая она, не из местных. Приживется ли? Задержится ли в школе? Этим больше всего озабочены и руководители школ, и родители учеников. А то, что не хочет Марья Ивановна заводить корову, сажать овощи, – ее личное дело. Значит, ей не требуется свое подворье.
Так было в оные времена. Тогда учителя стабильно получали зарплату, планировали свой летний отпуск и не желали загорать на собственных грядках да на сенокосе. И не нуждались тогда учителя в собственном хозяйстве.
Но теперь-то все изменилось. Наступили другие времена. Сейчас в сельских школах работают в основном уроженцы этих же мест. Это раньше по распределению попадали в деревни горожане. И не знали они, бедные, с какой стороны к корове подойти, что и как в огороде растет. И еще не заводили собственного хозяйства, потому что чувствовали свою временность. Отработают положенные три года – и поминай как звали.
Сегодня мы оказались в другой реальности. Зарплату учителя годами не получали, и выживали они за счет собственных огородов и родных буренушек. Иначе без коровок, поросят да огорода пришлось бы голодать. А я считаю, что нет худа без добра. И хорошо, что в учительских семьях стали заводить собственное подворье.
Сама я горожанка. В селе оказалась по распределению много лет назад. Повидала разных педагогов. Знала одну коллегу свою, которая считала, что не должен учитель превращаться в крестьянина. В семье двое детей, а на дворе шаром покати. Не хотела Зоя Петровна на грядках копаться да корову обихаживать. Мол, деньги есть, все купят. Муж завклубом работал и тоже разделял ее взгляды. А в нашем-то сельмаге молока-кефира не купишь. Вот и питались кое-как. Детям намажет, бывало, на хлеб купленное повидло да чаю нальет. Не будешь же по соседям ходить каждый день, молочка просить.
Если учитель не имеет собственного огорода, не заводит скотинки-животинки, – значит не укоренился на этой земле, не принял деревенский уклад. Того и гляди, сорвется с места. И отношение к нему у сельчан соответствующее. Надо ведь почувствовать на собственной шкуре, что такое труд на огороде, во дворе. Тогда иначе начинаешь смотреть на деревенскую жизнь. Уже не глазами временного дачника, а хозяина на этой земле. Тогда и с родителями своих учеников возникают иные отношения, можно сказать, более доверительные. Ведь в селе ох как не любят тех, кто сторонится крестьянского труда. Верно ведь говорят: как потопаешь, так и полопаешь.
Конечно, содержать свое подворье, обихаживать его – труд нелегкий. Утром надо встать до зорьки, чтобы буренушку свою подоить да в стадо отправить. Проспишь дойку – греха не оберешься. Никому не хочется быть посмешищем в глазах сельчан. Так что если взялся за гуж, не говори, что не дюж. Только успевай разворачиваться, чтобы и огород сорняками не зарос, и скотина была напоена-накормлена. Зато все труды с лихвой окупятся.
Знаю немало учителей – рачительных хозяев, чьи подворья – пример для всех соседей. К ним идут за советом и насчет солений-варений, и за рецептами приготовления домашних колбас, сыра. Разве это не дополнительные очки для поднятия авторитета учителя? Он не только на работе уважаем, но и в быту остается примером.
Я сама приехала в далекое сибирское село, не думая, что осяду здесь надолго. Городская жизнь мне казалась намного заманчивее. Тогда я думала: отработаю три года и назад, к городским удобствам. Мои подружки так и сделали. А я вышла замуж за хорошего парня. Завели с ним хозяйство, многому мне пришлось учиться, но на то голова и дана, чтобы думать да выбирать. Я выбрала сельскую школу, деревенский уклад и ни о чем не жалею.
– Дмитриевна, – слышу я от соседки, – рассадой не богата? Одолжи, а то больно у тебя помидоры все хвалят.
Я рада поделиться с другими сельчанами своими секретами земледелия. Не все ведь с родителями об учебе да о двойках толковать. Хотя и здесь мне грех жаловаться. Поступают мои ученики в вузы. Пять выпускниц решили стать учителями. Люблю свою школу, работу, люблю свой дом, свое подворье. А когда все в радость, то и любой труд не в тягость.
Галина ТЮТЮЕВА,
учительница русского языка и литературы
Крутиха,
Алтайский край
Комментарии