Пять российских регионов станут площадками для эксперимента по внедрению новой системы оплаты труда учителей на основе единых требований. Согласно проекту постановления Правительства РФ изменения апробируют в Белгородской, Нижегородской, Сахалинской, Ярославской областях, а также в Республике Мордовия. Документ предполагает, что на федеральном уровне будет утвержден порядок определения размеров ставок (должностных окладов) педагогов и перечень дополнительных выплат с размерами и условиями их назначения. Помимо этого регионам предоставят право использовать свои компенсационные и стимулирующие выплаты. К внедрению нововведений в пилотных регионах планируется приступить в мае 2022 года. До этого предусмотрен подготовительный этап, который будет включать разработку предложений по параметрам системы оплаты труда педагогов и моделирование расчетов.
О том, какие параметры и критерии необходимо учесть, чтобы выстроить справедливую систему оплаты труда, размышляют наши эксперты и читатели.
Любовь ДУХАНИНА, заместитель председателя Комитета по образованию и науке Госдумы РФ, координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям», председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования:
– Авторы проекта заявили о главных принципах новой системы оплаты труда: рост оклада на ставку не ниже МРОТ и оплата в зависимости от квалификационного уровня. Чем выше квалификация учителя, тем выше должен быть уровень его зарплаты.
За основу новой системы оплаты труда целесообразно взять квалификационные требования, разработанные СПК в сфере образования. На пятый квалификационный уровень, самый низкий из предусмотренных для учителей, могут претендовать студенты вуза, работающие в школе. Далее следуют уровни 6.1, 6.2 и 6.3. Их отличает уровень профессиональных задач – от стандартных до соответствующих самому передовому опыту.
Лариса АРАЧАШВИЛИ, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2019, учитель русского языка и литературы школы №55 «Долина знаний», Волгоград:
– То, что система оплаты труда в стране будет унифицирована, радует. Конечно, при расчетах необходимо учитывать квалификацию работника, результаты научно-исследовательской деятельности, победы в конкурсах профессионального мастерства, которые проходят при поддержке Министерства просвещения России. Когда учитель становится победителем статусного педагогического конкурса, он возвращается в родную школу на ту же зарплату, его при этом начинают звать, например, в Москву, предлагая уже совсем другие деньги. Таким образом, регионы остаются без кадров. Если мы говорим о наличии победителей олимпиад и конкурсов среди учеников у конкретного педагога, здесь равенства тоже может не получиться, потому что кто-то работает в школах для одаренных детей, а кто-то в местах с тяжелыми социально-экономическими условиями, доля талантливых ребят там будет существенно меньше. Эти факторы тоже следует учитывать, возможно, в каких-то процентных соотношениях.
Игорь КАРАЧЕВЦЕВ, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2003, директор гимназии №166 Санкт-Петербурга:
– Считаю, что нужно обязательно ввести такой параметр, как внешкольная деятельность педагога в период длительного пребывания с учениками за пределами школы. Например, поход, выездная олимпиада, экскурсии на несколько дней и так далее.
Светлана ОХОТНИКОВА, учитель биологии, заместитель директора по информатизации школы №2, Салехард, Ямало-Ненецкий АО:
– Реформы в системе оплаты труда – больная тема для каждого из нас. Зачастую мои коллеги работают на полторы, а то и на две ставки и их занятость включает классное руководство и воспитательную работу во всех ее проявлениях. Это не только колоссальная нагрузка, но и огромная ответственность. Когда данный проект войдет в режим пилотной апробации, мы четко поймем, как видит правительство работу рядового учителя. Это весьма деликатный момент, потому что, зарабатывая себе средства на существование путем добавления к вышеуказанной нагрузке платных услуг, мы теряем смысл качественного образования в массовой школе.
Светлана Ф., учитель русского языка и литературы, Нижний Новгород:
– Я на пенсии, но продолжаю работать в школе. Работаю не потому, что хочу, а потому что упросили, работать в школе некому.
На мой взгляд, среди параметров, которые нужно учитывать, должны быть уровень образования (среднее специальное, бакалавр, магистр), ученая степень, педстаж, учебная нагрузка, отраслевые награды, проверка тетрадей, «обязательность» предмета (русский язык и математика – предметы, по которым сдаются обязательные экзамены), владение разными технологиями (дистанционное преподавание, ИКТ). Немаловажен также статус школы (например, коррекционные школы и школы РАН, образовательные учреждения с углубленным изучением предметов и т. п.).
Елена Т., учитель, Великий Новгород:
– Выплаты компенсационного и стимулирующего характера из местных бюджетов ничтожно малы в большинстве школ дотационных регионов. У нас в Новгородской области один балл стимулирующей части фонда оплаты труда в сельской школе может стоить всего пять рублей, в городской – до 100 рублей, стандартно же его величина равняется 20-45 рублям. В некоторых школах стимулирующие выплаты не производятся совсем. На практике их размер зависит от решения руководителя школы, а также от размера фонда стимулирующих выплат. А размер этого фонда зависит от места школы в общем региональном рейтинге на основании таких параметров, как результаты ЕГЭ, победы на олимпиадах и так далее. На мой взгляд, это несправедливо. Получается, что отличный учитель в «отстающей» школе автоматически получает мало. Мое предложение: продумать систему стимулирующих выплат таким образом, чтобы премировать хороших учителей независимо от места школы в рейтинге.
Александра Ш., учитель математики, Воронеж:
– Я помню время, когда у нас в школах была система окладов, причем не на уровне МРОТ. Оклад составлял три четверти всей зарплаты, и на него мог прожить начинающий учитель. Норма нагрузки за ставку была та же – 18 часов в неделю. Сегодня за эту нагрузку молодой учитель получает 12-15 тысяч рублей, прожить на них невозможно, как ни старайся. Надбавки за стаж и квалификацию тоже были приличными. Хочется, чтобы в новой системе оплаты труда все это было учтено. Пусть оклад будет не смехотворным, не мизерным, а будет равен средней оплате труда в регионе за те же 18 часов в неделю. Указывают среднюю зарплату в регионе в 35 тысяч рублей – пусть столько платят учителю за его нагрузку в 18 часов. Потому что провести 4-5 уроков в день и сделать это на высшем уровне – очень большой труд! И за дополнительную работу надо доплачивать соответственно: не пять тысяч рублей за классное руководство, а хотя бы 15-20 тысяч, потому что это отдельная и очень ответственная работа. Особенно она усложняется во время дистанционного обучения, когда учитель все свое время тратит на общение с детьми и их родителями. Времени на себя не остается, ты постоянно должен быть в Сети и на телефоне. Такие нагрузки надо оплачивать соответственно.
Андрей ВОТЧЕЛЬ, учитель истории, заместитель директора школы №71, Дзержинск, Нижегородская область:
– Педагоги ждут достойной оплаты за свой труд. Общаясь с учителями из разных регионов, могу сказать, что существует серьезный дисбаланс в плане стоимости ставки, объемов премиальной части, размеров стимулирующей доплаты. Безусловно, вопрос об изменениях давно назрел. Однако некоторые мои коллеги настроены скептически, считая, что любая инициатива, которая касается оплаты труда педагогов, приводит к сокращению реальной зарплаты.
А в идеале, конечно, увеличение стоимости ставки минимум до 3-4 МРОТ. Это может привести к снижению нагрузки учителей. У педагогов появится возможность работать не на износ, как сейчас, набирая побольше часов, а на результат, что повысит качество образования в целом.
Алексей ОВЧИННИКОВ, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2011, учитель биологии школы села Теплое, Данковский район, Липецкая область:
– Безусловно, система оплаты труда педагогов нуждается в трансформации. Появляются новые виды трудовых действий, видоизменяются трудозатраты на осуществление тех или иных функций, выполняемых педагогами в процессе работы, что особенно наглядно проявилось в период пандемии. Система оплаты труда, располагая соответствующей нормативной базой, должна иметь возможность гибко реагировать на эти изменения. Надеюсь, что эксперимент, проводимый в регионах, находящихся в различных социально-экономических условиях, позволит сбалансировать критерии и показатели для установления должностных окладов, а также назначения выплат компенсирующего и стимулирующего характера.
На мой взгляд, методические материалы, которые будут подготовлены по итогам эксперимента, должны содержать избыточное количество показателей. Это позволит регионам выбирать те из них, которые наилучшим образом отражают региональную специфику и соответствуют приоритетным направлениям развития образовательных систем.
Комментарии