Увидела эту энциклопедию и зашлась белой завистью: в наше время в школьной библиотеке таких книг не было. Открыла один из двадцати томов – “На заре цивилизации” – и оказалась в окружении мегалитов, наскальных росписей и замысловатых украшений первобытных женщин… Двадцатитомник подойдет учителю истории, изо, ребятам для дополнительной работы.
Мы сетуем: дети мало читают. А что им читать? Школьные библиотеки с трудом сегодня пополняются учебниками. Мы рискуем вырастить поколение, не знающее книжной культуры.
“УГ” решила помочь школьным библиотекам (и библиотекарям).
Двадцать красочных томов энциклопедии “Открытие мира юношеством” можно выиграть, ответив на вопросы нашей викторины.
Уважаемые библиотекари, привлеките к викторине своих коллег, учеников, родителей – ведь этой энциклопедией будут пользоваться все школьники, и еще не один год!
Ответы направляйте в редакцию, сделав на конверте пометку “Школьная библиотека”. Последний срок отправки писем 1 апреля (по почтовому штемпелю). Энциклопедию получат первые 3 победителя. Удачи!
1. Этот роман о воспитании впервые опубликован в 1762 году и начинается словами “Все выходит совершенным из рук Творца, все вырождается в руках человека”. Тотчас же после выхода в свет оказался под запретом церкви. Спустя десять дней после публикации романа тираж в Париже был конфискован и сожжен. В парламенте церковники возбудили против автора судебное дело, и автор вынужден бежать в Швейцарию. Амстердамский тираж первого издания постигла та же участь, что и издание в Париже. В августе 1762 г. архиепископ Парижа Бомон вносит роман в список запрещенных книг и объявляет его покушением на “основы христианской религии, спокойствие государства”. В октябре папа Клемент XIII предает автора анафеме. Не пришлось это произведение и русской императрице Екатерине II. “Особенно не люблю я **-ого воспитания: не так думали в наше старое доброе время”. В России после такого заключения на ввоз этого романа был наложен запрет. Вольтер критически отнесся к идеям “естественного воспитания”, хотя и нашел, что в педагогическом романе “есть страниц пятьдесят, достойных, чтобы переплести в сафьян”. Само произведение и мировоззрение автора, где педагогика – важная, но не единственная сфера, породило широкий интерес к проблемам воспитания.
2. В этом трактате автор излагает свою систему общественного воспитания. С 3 лет дети (имеются в виду дети свободных граждан, а не рабов) должны посещать созданные при храмах детские площадки, с 7 до 12 – учиться чтению, письму, счету, музыке в государственных заведениях, с 13 до 15 – посещать школы физического воспитания. Юношам с 16 до 18 лет надлежало изучать в целях военного образования математику и астрономию, с 18 до 20 – проходить военную подготовку. Наиболее одаренные мужчины в возрасте 30-35 лет могли получать философское образование.
3. Свой главный педагогический труд автор начал писать в Чехии и закончил в Польше, издан в Амстердаме в 1657 г. В трактате рассматриваются вопросы не только обучения, но и воспитания (умственного, нравственного, физического, эстетического), школоведения, педагогической психологии. Это своеобразный сплав педагогических идей времени: он вносит в педагогику и новые идеи, и кардинально пересматривает старые. Автор выявляет законы педагогической науки, выводя из закономерностей природы. “Все происходит благодаря саморазвитию, насилие чуждо природе вещей”, – гласит надпись на фронтисписе этого произведения.
4. Это произведение является замечательным литературно-педагогическим памятником XII века Древней Руси. Автор, выдвигая религиозное воспитание на первое место, вместе с тем думал о земной жизни. Он призывал детей, помолившись Богу, приниматься за выполнение житейских обязанностей.
Светлана КАЗЕНОВА

Комментарии