На несколько дней, с 10 по 13 октября, Саратов стал центром, где обсуждались судьбы если не всего российского образования, то как минимум образования Приволжского федерального округа. Председатели региональных организаций Общероссийского Профсоюза образования из Самары, Оренбурга, Кирова, Пензы, Республики Марий Эл, Татарстана и Мордовии прибыли в город на Волге для участия в семинаре-совещании «Совместная работа сторон социального партнерства по преодолению дефицита квалифицированных педагогических кадров в системе образования». Тема актуальнейшая, недаром среди прибывших – трое членов Центрального совета Общероссийского Профсоюза образования: Олег Вахрушев, председатель Нижегородской областной организации профсоюза, Антонина Гудкова, председатель Самарской областной организации, и Людмила Пуртова, председатель региональной организации профсоюза в Республике Марий Эл. Это люди с огромным авторитетом и организаторским талантом. Олег Аркадьевич является одним из авторов и создателей инновационного проекта «Кредитный союз образования». Антонина Васильевна и Людмила Васильевна, возглавившие свои организации в начале 90‑х, когда сломленные профсоюзы, казалось, уже не поднимутся, сумели вдохнуть в них жизнь и развить до уровня равных социальных партнеров власти.
Педагоги в зеркале статистики
Сегодня профсоюзные лидеры стоят перед новыми серьезными вызовами. По данным Росстата, за последний год количество вакансий в системе образования увеличилось на 1905 единиц (на 9,5%) по сравнению с 2022 годом. В Приволжском федеральном округе в 2022-2023 учебном году наиболее высокая потребность отмечалась в учителях иностранных языков – 16,1%, русского языка и литературы – 13%, математики – 13,3%, начального образования – 11,6%.
Недавно Лаборатория изучения проблем непрерывного развития педагогических кадров, открытая Общероссийским Профсоюзом образования совместно с Российской академией образования, провела масштабное анкетирование учителей и руководителей образовательных учреждений. В исследовании приняли участие около 8 тысяч педагогов из 46 регионов России, из всех восьми федеральных округов. По словам участницы семинара, главного специалиста организационного департамента аппарата Общероссийского Профсоюза образования, куратора ПФО Марины Воротынцевой, исследование выявило ряд болезненных проблем.
Среди них – продолжающаяся тенденция старения педагогических кадров: треть опрошенных – это учителя в возрасте от 50 до 60 лет, еще 10 процентов – старше 60 лет. Молодежь в возрасте до 25 лет представляет самую малочисленную группу.
Участники саратовского форума подтверждают: так и есть, проблема общая. В Саратовской области, например, число работающих пенсионеров среди учителей растет и составляет 27% (в 2020 году было 25,9%), при этом отмечается высокая текучесть кадров, ежегодно недостает 500-600 педагогов. Многие профессиональные кадры наиболее активного возраста уезжают в столицу и не скрывают, что там их привлекает зарплата, которая в два-три раза выше региональной. Саратовская область по уровню средней заработной платы в образовании (37,2 тысячи рублей) находится в ПФО примерно в середине списка. Но и чемпион округа по зарплате – Татарстан – тоже не избежал утечки кадров. По словам Ирины Проценко, председателя республиканской профорганизации, в прошлом году было 2500 вакансий, в этом на 1 сентября их насчитывалось почти 2000.
При поддержке социальных партнеров
Как омолодить кадровый состав и остановить отток учителей? Решать эти вопросы надо вместе с властью. Участники совещания отметили довольно высокий уровень социального партнерства в Саратовской области, заслушав выступление заместителя председателя правительства – министра образования региона Михаила Орлова. За его плечами опыт работы директором лицея, так что с проблемами учителей он знаком не понаслышке.
Развитие образования – важнейший приоритет для областного руководства. «Наибольшую потребность в педагогах испытывают отдаленные районы, для нас очень важно сохранить там образовательные учреждения. Ведь если в населенном пункте исчезнет школа, люди будут оттуда уезжать», – подчеркнул Михаил Игоревич.
Теперь педагоги дальних районов будут получать ежемесячную доплату в размере 13 процентов от уровня среднемесячного дохода от трудовой деятельности в регионе. Предусмотрена выплата в размере 10 процентов от среднемесячного дохода учителям физики, химии, математики, информатики, то есть тех предметов, которые ориентированы на обеспечение потребности экономики региона в инженерных кадрах. Такую поддержку получат педагоги-предметники городов области с населением более 20 тысяч человек. Принято решение ежемесячно доплачивать 3 тысячи рублей преподавателям и мастерам производственной практики в среднем профессиональном образовании, а также 5 тысяч рублей – руководителям сельских детских садов, которые в среднем получают меньше воспитателей.
Куда ведут виртуальные классы?
И в правительстве региона, и в профсоюзе понимают, что помимо выплат нужна системная работа по профориентации. Как рассказал председатель областной организации Профсоюза образования Николай Тимофеев, проведенный в 2019 году мониторинг показал, что подготовка на педагогические специальности проводилась хаотично. «Мы через свой актив выработали подход к реализации этого направления. В результате появилась Программа преодоления дефицита педагогических кадров в системе образования Саратовской области на 2022-2025 годы, над которой мы довольно эффективно работаем вместе с Министерством образования и Саратовским государственным университетом имени Н.Г.Чернышевского».
Участники совещания побывали в этом вузе. СГУ – один из старейших и ведущих научно-образовательных центров России, который уже более ста лет готовит учительские кадры. Здесь проводят недели педагогического образования, в ходе которых проходят встречи студентов, учителей и руководителей образовательных учреждений. Важным педагогическим проектом вуза является создание виртуального педагогического класса, в котором обучаются школьники со всего региона. В апреле этого года университет провел олимпиаду для «виртуальных» учеников. Победители и призеры, а их было около 30 человек, получили четыре бонусных балла при поступлении в СГУ. До 90% выпускников виртуального класса поступают на педагогическое отделение. «В этом году в класс записалось более 500 старшеклассников, – говорит руководитель приоритетных проектов и программ СГУ Елена Елина. – Но не все дойдут до конца, останутся самые мотивированные». В целом вуз готовит около 20 тысяч студентов, из них 5,5 тысячи обучаются по специальностям, имеющим отношение к педагогике, но, к сожалению, далеко не все связывают свое будущее с практическим учительством».
Вас ждут, молодые кадры!
«Тех молодых специалистов, кто выбрал школу, мы всячески поддерживаем, – говорит Николай Николаевич Тимофеев. – Новичка сразу вводят в курс дела опытные коллеги-наставники. Для поощрения их деятельности мы совместно с Министерством образования Саратовской области учредили особые награды – знаки «Лучший наставник молодежи» и «Классный руководитель – новатор». Их получили уже 215 наставников и 85 классных руководителей. Награжденные этими знаками имеют льготы при аттестации. Кроме того, подключаются наши правовые инспекторы, которые разъясняют молодым специалистам их права».
Льготы и гарантии, установленные федеральными законами, в Саратовской области неукоснительно соблюдаются. Кроме того, областными законами установлены дополнительные преференции. Молодые специалисты, прибывшие в сельскую местность, получают единовременное пособие в размере 100 тысяч рублей, проработавшие 1 год получают 40 тысяч рублей единовременно, два года – 35 тысяч, 3 года – 30 тысяч рублей. С 2021 года молодым педагогам школ и дошкольных учреждений заработная плата в течение первых трех лет работы доводилась до уровня 70 процентов от номинальной за ставку при нагрузке 18 часов, а с 1 октября 2023 года этот уровень составляет 80 процентов.
На две ставки жить некогда…
Участники совещания поинтересовались у молоденькой учительницы одной из школ районного города Энгельса, сколько она получает. «Пятьдесят шесть тысяч, – был ответ. – Это с классным руководством и нагрузкой 24-26 часов». Вроде бы неплохие деньги. Однако, признается Николай Тимофеев, в очередь за вакансиями молодые люди не стоят и не все кадры в школе приживаются. Три последних года в сфере образования области молодые специалисты закрепляются недостаточно.
Эти данные подтверждают вывод Лаборатории изучения проблем непрерывного развития педагогических кадров: как только стимулирующая поддержка молодых специалистов спустя три года завершается, они машут школе ручкой. И уходят даже не всегда из-за потери в зарплате. Согласно опросу лаборатории треть учителей имеют нагрузку от 27 до 35 часов и выше, то есть до двух и более ставок. Как грустно шутят сами педагоги, «на две ставки жить некогда, а на одну – не на что».
Профсоюзные эксперты считают, что нехватка основных кадров в отрасли приводит к интенсификации педагогического труда. Это в свою очередь снижает качество обучения и приводит к профессиональному выгоранию.
Выявляется также, что почти четверть учителей ведут два учебных предмета и более. Такая разнонаправленная педагогическая нагрузка требует от учителя не только углубленной подготовки к урокам, но и иной организации системы повышения квалификации. По нормативу учитель может раз в три года бесплатно пройти повышение квалификации по одному предмету. А по второму, третьему он будет проходить курсы за свой счет? Согласно анкетированию 16,7% педагогов тратят на обучение свои личные средства.
Есть ли свет в конце тоннеля?
«Положа руку на сердце, должен сказать: вам досталось непростое время, – обращаясь к участникам форума, заметил председатель Федерации профсоюзных организаций Саратовской области, депутат областной Думы Михаил Ткаченко. – Но все вместе – власть, работодатель и профсоюз – могут решить проблемы. Больше надеяться не на кого».
Самое главное, как считают участники совещания, – Профсоюзу образования (возможно, вместе с Профсоюзом здравоохранения) надо вести более предметные переговоры с Правительством РФ о выработке единого подхода к оплате труда педагогов. И необходимо исправить ситуацию, когда целевые показатели по зарплате достигаются только за счет увеличения нагрузки, без выделения дополнительных средств.
Год педагога и наставника движется к своему завершению. Много хороших слов было сказано в адрес учителей. Однако жаль, посетовали участники семинара, что пока не появилось ни одно произведение искусства, которое бы заставило с особым чувством отнестись к педагогу.
Что же касается встречи на саратовской земле, профсоюзные лидеры остались довольны содержательным разговором. Кому-то понравился опыт с виртуальными классами, кто-то намерен использовать наработки в наставнической деятельности. Олег Вахрушев, выступивший модератором семинара-совещания, отметил, что «была представлена обширная, нужная информация, которую надо осмыслить». В ходе семинара лидеру Саратовской областной организации Николаю Тимофееву была вручена Почетная грамота Центрального совета Общероссийского Профсоюза образования. Гости тоже вручили организатору встречи памятную медаль в благодарность за теплый прием, а Людмила Пуртова подарила коллеге книгу о своей педагогической династии, которая насчитывает более четырехсот лет. Профлидеры сумели найти время для экскурсии по городу, побывали на месте приземления Юрия Гагарина и разъехались по домам не только с новыми впечатлениями, но и с новыми идеями и надеждами на позитивные перемены.
Татьяна ПРОСИНА, Саратов
Комментарии