Нормативные правовые акты, регулирующие продолжительность и особенности режима рабочего времени педагогических работников.
Продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений регулируется статьями 92 и 333 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ), пунктом 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. №12-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями), постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 года №191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений».
Особенности режима рабочего времени педагогических работников регулируются Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 марта 2006 г. №69, зарегистрированным в Минюсте 26 июля 2006 г. Регистрационный №8110 (далее – Положение об особенностях режима рабочего времени).
Понятие сокращенной продолжительности рабочего времени для педагогических работников
Федеральным законодательством для педагогических работников установлена сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю. Означает ли это, что у всех педагогических работников она одинаковая?
Если за ответом мы обратимся к статье 333 ТК РФ, то увидим, что в этой статье наряду с указанием о продолжительности рабочего времени педагогических работников не более 36 часов в неделю имеется очень существенное уточнение о том, что в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) определяется Правительством Российской Федерации.
Следовательно, слова «продолжительность рабочего времени не более 36 часов» – это не общеустановленная и обязательная для всех педагогических работников продолжительность рабочего времени, а всего лишь ее предельная норма, которая Правительством РФ может быть установлена педагогическому работнику, занимающему одну должность или получающему одну ставку заработной платы в зависимости от того, какую он занимает должность и каковы особенности труда по этой должности.
С учетом всех этих условий постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. №191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений» (далее – постановление №191) педагогическим работникам и установлена либо продолжительность рабочего времени, либо норма часов за одну ставку заработной платы.
Продолжительность рабочего времени, составляющая 30 или 36 часов педагогической работы в неделю, установлена педагогическим работникам, предусмотренным в пункте 1 приложения к постановлению №191, а норма часов за одну ставку заработной платы, составляющая 18, 20, 24, 25, 30, 36 часов в неделю, либо 720 часов в год, – педагогическим работникам, предусмотренным пунктами 2 и 3 приложения к этому постановлению.
Так, 30-часовая продолжительность рабочего времени в неделю установлена:
старшим воспитателям всех образовательных учреждений, кроме дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей, а 36-часовая – старшим воспитателям дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей;
педагогам-психологам;
методистам (старшим методистам) образовательных учреждений;
социальным педагогам;
педагогам-организаторам;
мастерам производственного обучения;
старшим вожатым;
инструкторам по труду образовательных учреждений;
преподавателям-организаторам (основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки) общеобразовательных учреждений, учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования;
руководителям физического воспитания образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования;
работникам из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов;
инструкторам-методистам (старшим инструкторам-методистам) образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивного профиля.
Следует также отметить, что оплата труда педагогических работников, для которых установлена продолжительность рабочего времени, осуществляется на основе должностных окладов, а педагогических работников, для которых установлены нормы часов за ставку, – на основе ставок заработной платы.
Отличие в оплате труда на основе ставок заработной платы от оплаты труда в соответствии с должностными окладами
Отличие в оплате труда на основе ставок заработной платы от оплаты в размере должностного оклада состоит в том, что в первом случае педагогическим работникам, осуществляющим с их согласия постоянно педагогическую работу сверх установленной нормы или меньше установленной нормы, оплата производится пропорционально установленному количеству часов учебной нагрузки (педагогической работы) в одинарном размере из расчета установленной ему ставки заработной платы, за исключением случаев, когда выполнение работы сверх установленной нормы осуществляется по инициативе работодателя и рассматривается как сверхурочная работа.
Например, в случае привлечения работодателем воспитателей дошкольных учреждений при неявке сменяющего работника или родителей к работе сверх установленного объема педагогической работы такая работа считается сверхурочной и компенсируется в порядке, предусмотренном статьей 152 ТК РФ.
Если же работнику выплачивается должностной оклад за установленную продолжительность рабочего времени, то он пропорционально не изменяется, если работник иногда привлекается к работе сверх установленной продолжительности рабочего времени. Такая работа компенсируется либо как за сверхурочную работу, либо предоставлением дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день, продолжительность которого составляет не менее трех календарных дней.
Норма часов педагогической работы, установленная за одну ставку заработной платы для педагогических работников, предусмотренных в пункте 3 приложения к постановлению №191, фактически соответствует норме их рабочего времени, в пределах которой ими выполняются свои должностные обязанности.
Например, воспитатели, норма часов за одну ставку заработной платы которых составляет 25, 30 или 36 часов в неделю в зависимости от особенностей труда в различных типах и видах образовательных учреждений, выполняют свои должностные обязанности в пределах этого количества времени.
Особенности рабочего времени учителей, преподавателей, педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей
Для педагогических работников, предусмотренных в пункте 2 приложения к постановлению №191, т.е. учителей, преподавателей (кроме преподавателей вузов и ИПК), педагогов дополнительного образования и тренеров-преподавателей, норма часов преподавательской работы за ставку заработной платой является лишь нормируемой частью рабочего времени, поскольку их должностные обязанности не ограничиваются только выполнением преподавательской работы.
Например, принятая за расчетную единицу при оплате труда учителя норма часов преподавательской работы 18 или 20 часов в неделю не означает, что вся другая педагогическая работа (работа с родителями, внеурочная воспитательная работа, методическая работа и пр.) не оплачивается, как это утверждают некоторые представители педагогической общественности, предлагающие введение для учителей штатно-окладной системы оплаты труда.
Ставка заработной платы учителю выплачивается как за выполнение преподавательской работы в пределах установленной нормы часов, так и за выполнение других обязанностей, предусмотренных тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками.
После установления учителям, преподавателям, педагогам дополнительного образования, тренерам-преподавателям учебной нагрузки на новый учебный год нормируемой частью их рабочего времени будет являться установленный им объем учебной (педагогической) нагрузки, выполнение которой регулируется расписанием уроков (учебных занятий) в классах, группах, кружках, секциях, клубах и других объединениях обучающихся.
Размер оплаты труда за учебную нагрузку больше или меньше нормы подлежит пропорциональному увеличению или уменьшению по сравнению с размером ставки их заработной платы.
Продолжительность нормируемой части педагогической работы педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, определяется в астрономических часах и включает проводимые занятия независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между ними (сноски 3 и 4 приложения к постановлению №191). При этом количеству часов, установленному указанным работникам при тарификации объема учебной нагрузки, соответствует количество проводимых ими занятий продолжительностью, как правило, не превышающей 45 минут.
Должностные обязанности педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, помимо преподавательской работы конкретизированы в пункте 2.3 Положения об особенностях режима рабочего времени.
Работа учителей, преподавателей, педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей помимо учебных занятий не имеет четких границ и норм, поскольку зависит от различных обстоятельств.
Следует отметить, что характер большей части педагогической работы, предусмотренной в пункте 2.3 Положения об особенностях режима рабочего времени, позволяет сделать вывод, что ее выполнение осуществляется не в определенные рабочие дни недели, а рассчитывается на более длительные сроки: на месяц, учебную четверть, полугодие, учебный год, в связи с чем такая работа должна регулироваться соответствующими планами и графиками работ.
Установление каких-либо норм времени для ее выполнения, искусственно увеличивающих рабочее время педагогических работников сверх нормируемой его части, связанной с преподавательской работой, не предусмотрено, за исключением нормы времени, определенной Положением об особенностях режима рабочего времени, для дежурств во время образовательного процесса.
Особенности режима рабочего времени в каникулярный период и в период отмены учебных занятий (образовательного процесса)
Особенности режима рабочего времени педагогических работников связаны также с наличием в большинстве образовательных учреждений каникулярного периода, установленного для обучающихся. Период каникул, не совпадающий с ежегодными основными и дополнительными отпусками педагогических работников образовательных учреждений, является для них рабочим временем.
Следует отметить, что продолжительность их рабочего времени в период осенних, зимних, весенних и летних каникул, установленных для обучающихся, воспитанников, изменению не подлежит.
Например, руководители образовательных учреждений, в том числе санаторно-лесных школ, школ-интернатов, не вправе устанавливать учителям в каникулярный период продолжительность рабочего времени, предусмотренную для воспитателей.
В указанный период учителя, преподаватели (за исключением преподавателей учреждений начального и среднего профессионального образования, как это определено в пункте 4.5 Положения об особенностях режима рабочего времени) осуществляют педагогическую, методическую, а также организационную работу в пределах нормируемой части их рабочего времени, соответствующего установленному объему учебной нагрузки или педагогической работы, определенному им до начала каникул.
Увеличение их рабочего времени в каникулярный период для выполнения работ, предусмотренных пунктом 2.3 указанного Положения, возможно лишь в тех случаях, когда на этот период в соответствии с графиками и планами работ запланированы соответствующие мероприятия или виды работ.
Если таких мероприятий и работ на каникулярный период не запланировано, то привлечение работников, ведущих преподавательскую работу, к выполнению педагогической, методической, а также организационной работы в этот период ограничивается нормируемой частью их рабочего времени, т.е. количеством часов учебной нагрузки до начала каникул.
За время работы в период осенних, зимних, весенних и летних каникул обучающихся оплата труда учителей, педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей производится из расчета заработной платы, установленной при тарификации, предшествующей началу каникул.
Несколько иной порядок работы в каникулярный период определен для преподавателей учреждений начального и среднего профессионального образования в связи с тем, что нормируемая часть их рабочего времени определена в виде годового объема учебной нагрузки.
В соответствии с пунктом 4.5 Положения об особенностях режима рабочего времени преподаватели указанных образовательных учреждений во время зимних каникул, а также в период летних каникул, не совпадающий с их отпуском, привлекаются к участию в работе методических комиссий, семинаров, мероприятий по повышению квалификации, а также к организации и проведению культурно-массовых мероприятий, к работе предметных цикловых комиссий, комплектованию учебных кабинетов, лабораторий. За этот период указанным работникам выплачивается среднемесячная заработная плата.
В аналогичном порядке Положение об особенностях режима рабочего времени регулирует рабочее время работников образовательных учреждений в период отмены для обучающихся, воспитанников учебных занятий (образовательного процесса) по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям.
Привлечение к работе в каникулярный период, а также в период отмены занятий по указанным выше причинам осуществляется на основании соответствующих распорядительных документов образовательного учреждения, в которых одновременно определяются выполняемые работниками обязанности и график работы, при составлении которого в эти периоды с согласия работника объем установленной недельной учебной нагрузки (педагогической работы) может быть выполнен за меньшее количество дней в неделю или месяц по сравнению с установленным до этого расписанием.
Рабочее время и оплата труда учителей, обучающих детей на дому
Особое внимание следует обратить на регулирование режима рабочего времени в каникулярный период учителей, осуществляющих индивидуальное обучение на дому детей в соответствии с медицинским заключением.
При возложении на учителей общеобразовательных учреждений, для которых данное образовательное учреждение является местом основной работы, обязанностей по обучению детей на дому в соответствии с медицинским заключением, учебные часы, предусмотренные на эти цели, должны включаться в их учебную нагрузку на общих основаниях, а в каникулярный период указанные учителя в соответствии с абзацем вторым пункта 4.2. Положения об особенностях режима рабочего времени должны привлекаться к педагогической (методической, организационной) работе с учетом количества часов индивидуального обучения на дому таких детей, установленного им до начала каникул также на общих основаниях.
За работу в период каникул за указанными учителями сохраняется заработная плата с учетом количества часов, приходящихся на индивидуальные занятия с детьми на дому.
Очень часто, нарушая этот порядок, работодатель пытается оправдаться тем, что медицинское заключение об обучении ребенка на дому выдано только по 31 мая, но это не может служить основанием к прекращению выплаты заработной платы с учетом часов индивидуального обучения на дому, поскольку выданная справка соответствует окончанию учебного года, который заканчивается и для всех обучающихся тоже.
В случае если у учителя, ведущего в соответствии с медицинским заключением обучение ребенка на дому, учебная нагрузка по не зависящим от него причинам уменьшается в течение учебного года по сравнению с учебной нагрузкой, установленной при тарификации (например, обучающийся направлен в специализированное учреждение или справка выдана не на весь учебный год), то на него также распространяются гарантии по сохранению заработной платы, предусмотренные постановлением №191, о которых пойдет речь ниже.
Следует также учесть, что в отличие от порядка, действовавшего в начале 90-х годов, обучение в соответствии с медицинским заключением детей, имеющих ограниченные возможности здоровья на дому, необходимо осуществлять за счет средств, специально планируемых на эти цели, поскольку эти дети предусматриваются в списочном составе школы.
Обучение детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, на дому за счет средств экономии фонда оплаты труда свидетельствовало бы о занижении финансовых нормативов, которые должны предусматриваться на каждого обучающегося.
Разделение рабочего дня на части
Положением об особенностях режима рабочего времени урегулирован также вопрос, связанный с разделением рабочего дня на части.
Так, в образовательных учреждениях с круглосуточным пребыванием воспитанников (школы-интернаты, детские дома, пришкольные интернаты), в которых чередуется воспитательная и учебная деятельность, прерывающая рабочее время отдельных работников в течение рабочего дня (смены), с учетом мнения (по согласованию) выборного профсоюзного органа могут вводиться более длительные перерывы для отдыха и приема пищи, превышающие два часа, с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени (без учета перерывов) не превышала установленной продолжительности ежедневной работы.
Такой режим рабочего считается неудобным режимом и должен соответствующим образом компенсироваться, например, применительно к порядку, определенному постановлением Верховного Совета РСФСР от 01.11.90 №298/3-1 «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе», т.е. установлением оплаты в повышенном на 30 процентов размере.
Если такая возможность отсутствует, то образовательное учреждение не вправе разделять рабочий день на части с перерывом более двух часов подряд, в связи с чем при составлении графиков работы, расписаний целесообразно (например, воспитателям) устанавливать смены разной продолжительности, вводить суммированный учет рабочего времени для того, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период не превышала количества часов, установленных работнику по занимаемой должности.
Если же перерывы в рабочем времени образуются из-за того, что работник выполняет педагогическую работу более чем на одну ставку, в связи с чем невозможно соблюсти непрерывность его работы в течение дня, то это к разделению рабочего времени на части не относится. В этом случае педагогический работник, давая согласие на работу сверх установленной нормы часов за ставку, соглашается на условия выполнения дополнительной работы в установленное время.
Гарантии в оплате труда для учителей и преподавателей
При применении постановления Правительства РФ №191 необходимо также обратить внимание на то, что для отдельных учителей, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка, предусмотрены гарантии выплаты ставки заработной платы в полном размере при условии догрузки их до установленной нормы часов другой педагогической работой (сноска 4 приложения).
К таким учителям относятся:
учителя 1-4-х классов, если отсутствие полной учебной нагрузки связано с передачей преподавания уроков иностранного языка, музыки, изобразительного искусства и физической культуры, учителя-специалисты;
учителя 1-4-х классов сельских общеобразовательных учреждений с нерусским языком обучения, не имеющие достаточной подготовки для ведения уроков русского языка;
учителя русского языка сельских начальных общеобразовательных школ с нерусским языком обучения;
учителя физической культуры сельских общеобразовательных учреждений, учителя иностранного языка общеобразовательных учреждений, расположенных в поселках лесозаготовительных и сплавных предприятий и химлесхозов.
Указанные учителя об отсутствии возможности обеспечения их полной учебной нагрузкой по этим причинам и догрузке другой педагогической работой до установленной им полной нормы часов преподавательской работы с сохранением ставки заработной платы должны быть поставлены в известность не позднее чем за два месяца.
Например, если в 1-4-х классах передача преподавания часов, предусмотренных учебным планом для проведения занятий по музыке, изобразительному искусству, физкультуре, привела к уменьшению учебной нагрузки учителей начальных классов, а оставшаяся учебная нагрузка составляет менее 20 часов в неделю, то этим учителям заработная плата должна выплачиваться в размере не ниже месячной ставки заработной платы при условии их догрузки до установленной нормы часов иной педагогической работой.
Если в школе не создана необходимая материальная база для осуществления преподавания указанных предметов учителями-специалистами или такие учителя-специалисты отсутствуют, а также в случаях, когда это нецелесообразно по другим причинам, учителя начальных классов вправе преподавать эти предметы сами, в т.ч. с соответствующей дополнительной оплатой за часы преподавательской работы, превышающей 20 часов в неделю.
Передача преподавания в начальных классах других предметов (например, уроков труда) без согласия учителей не допускается.
Следует отметить, что постановлением №191 предусмотрены также гарантии сохранения заработной платы учителям общеобразовательных учреждений, преподавателям учреждений начального и среднего профессионального образования (сноска №4), у которых по не зависящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с установленной на начало учебного года учебной нагрузкой.
Гарантия по сохранению заработной платы за учителями и преподавателями в соответствии с указанным постановлением и на указанных в нем условиях фактически означает, что с этими работниками до конца учебного года не может быть расторгнут трудовой договор при любом объеме оставшейся после уменьшения учебной нагрузки, даже при ее полном отсутствии.
Причинами уменьшения учебной нагрузки, не зависящими от учителей и преподавателей, являются, например, сокращение количества часов по учебному плану, сокращение классов (групп), досрочный выпуск обучающихся.
Указанные педагогические работники об уменьшении учебной нагрузки в течение учебного года по указанным причинам должны быть поставлены в известность не позднее чем за два месяца, в течение которых изменения в заработной плате работников не производятся.
Для других педагогических работников (тренеров-преподавателей, педагогов дополнительного образования, воспитателей и др.) гарантий сохранения заработной платы до конца учебного года не предусмотрено.
При сокращении в течение учебного года количества обучающихся, воспитанников (групп), которое влечет за собой уменьшение учебной нагрузки (объема работы), работники должны быть уведомлены работодателем об уменьшении учебной нагрузки (объема работы), а соответственно и оплаты труда в письменной форме не позднее чем за два месяца, в течение которых работнику выплачивается заработная плата в прежнем размере (несмотря на то, что учебная нагрузка в прежнем объеме в период после уведомления выполняться уже не будет).
Продолжительность работы накануне нерабочих праздничных и выходных дней
При решении вопроса о продолжительности работы накануне нерабочих праздничных и выходных дней необходимо руководствоваться статьей 95 ТК Российской Федерации, в соответствии с которой продолжительность рабочего дня или смены, непосредственно предшествующих нерабочему праздничному дню, уменьшается на один час.
В непрерывно действующих организациях и на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены) в предпраздничный день, переработка компенсируется предоставлением работнику дополнительного времени отдыха или с согласия работника оплатой по нормам, установленным для сверхурочной работы.
Поскольку в отличие от Кодекса законов о труде РФ, не предусматривавшего уменьшения продолжительности рабочего дня накануне нерабочих праздничных дней у работников, которым в соответствии с законодательством устанавливалась сокращенная продолжительность рабочего времени, новый ТК РФ правило об уменьшении на один час продолжительности рабочего дня (смены), непосредственно предшествующих нерабочему праздничному дню, распространяет на всех работников, в том числе и педагогических.
В то же время, принимая во внимание, что режим рабочего времени отдельных категорий педагогических работников имеет свои особенности, необходимо учитывать следующее.
В соответствии с постановлением №191 рабочее время учителей, преподавателей учреждений начального и среднего профессионального образования, педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей, как было уже сказано выше, при выполнении педагогической работы состоит из нормируемой части (18, 20 часов в неделю либо 720 часов в год) и части рабочего времени, не имеющей четких границ.
Нормируемой частью рабочего времени педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, является установленный им объем учебной нагрузки, выполнение которой регулируется расписанием уроков (учебных занятий) в классах, группах, кружках, секциях, клубах и др.
Другая часть педагогической работы указанных работников, требующая затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов, вытекает из их должностных обязанностей, предусмотренных уставом образовательного учреждения и правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, тарифно-квалификационными характеристиками, и регулируется графиками и планами работы, в том числе личными планами педагогического работника (выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических, методических советов, с работой по проведению родительских собраний, консультаций, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, и др.).
Учитывая эту особенность рабочего времени учителей, преподавателей учреждений начального и среднего профессионального образования, педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей, вряд ли возможно накануне нерабочих праздничных дней применять сокращение на один час к части их рабочего времени, связанной с преподавательской работой. По всей видимости, накануне праздничных дней следует ограничить привлечение указанных работников к другой части их педагогической работы, которая может увеличить их рабочее время по сравнению с учебной нагрузкой, предусмотренной расписанием занятий.
В отличие от учителей и других указанных выше педагогических работников рабочее время лиц из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов имеет конкретную продолжительность 36-часов в неделю.
В то же время режим рабочего времени этих работников также имеет свои особенности, поскольку определяется с учетом выполнения преподавательской работы и осуществления научно-исследовательской, творческо-исполнительской, опытно-конструкторской, учебно-методической, организационно-методической, воспитательной, физкультурной, спортивно-оздоровительной работы.
Режим выполнения преподавательской работы регулируется расписанием учебных занятий. Объем преподавательской работы каждого преподавателя определяется образовательным учреждением самостоятельно в зависимости от квалификации работника и профиля кафедры и не может превышать 900 часов в учебном году – в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и 800 часов в учебном году – в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов.
Режим выполнения преподавателем обязанностей, связанных с научно-исследовательской, творческо-исполнительской, опытно-конструкторской работой, а также учебно-методической, организационно-методической, воспитательной, физкультурной, спортивно-оздоровительной деятельностью, регулируется правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, планами научно-исследовательских работ, программами, графиками и т.д.
В правилах внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, других локальных актах необходимо также определить, должны ли преподаватели выполнять указанную работу непосредственно в образовательном учреждении, или она может осуществляться за его пределами.
Таким образом, учитывая, что рабочее время преподавателей вузов и ИПК складывается из двух составляющих, то уменьшение их рабочего дня на 1 час накануне нерабочих праздничных дней также целесообразно осуществлять за счет выполнения работ непосредственно в образовательном учреждении, связанных с научно-исследовательской, творческо-исполнительской, опытно-конструкторской, учебно-методической, организационно-методической, воспитательной и другой работой.
Вера ПОНКРАТОВА, эксперт ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ
Комментарии