На площадке III Всероссийской научно-практической конференции «Развитие личностного потенциала как ценность современного образования» в рамках панельной секции эксперты обсудили вопросы помощи детям с ОВЗ и методики инклюзивного образования.
В России на сегодняшний день около двух миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), и каждый из них нуждается в особых программах обучения и социальной адаптации. Учителя-дефектологи и педагоги-психологи определяют уровень развития каждого конкретного ребенка, чтобы составить индивидуальный образовательный маршрут и сформировать группы с учетом возможностей и способностей каждого ребенка. Многие специфические вопросы в обучении и социализации детей с ОВЗ в каждом регионе решаются по-разному. Соответственно и итоги этой работы порой значительно разнятся.
Наставник и подопечный меняются местами
Программа по развитию личностного потенциала (РЛП) предлагает свои схемы и методики, которые можно эффективно использовать для обучения детей с ОВЗ. Довольно большое количество школ и детских садов в разных регионах страны взяли их на вооружение, и в ходе панельной секции специалисты поделились первыми результатами своей работы.
«Сегодня педагоги в основном самостоятельно разрабатывают специальные адресные задания, презентации, подбирают наглядный материал, соответствующий возможностям и потребностям детей. Программа РЛП может помочь в организации этого процесса, сделать его интересным и понятным для учителя и самое главное – для ребенка, – считает Ирина Поташова, заведующий кафедрой компенсирующего развития ГБПОУ «Московский индустриальный колледж», – Разнообразие методик, которые предлагает Программа, позволяет брать широкий спектр категорий ребят с особенностями развития и заниматься с ними, используя самые разные формы работы. Это может быть индивидуальный подход или работа с группой или даже в рамках всего образовательного учреждения. При этом мы можем охватить самый широкий спектр детей с ОВЗ по возрастным категориям, по уровню развития и с самыми разными диагнозами».
Ольга Кораневская, доцент кафедры специальной педагогики и комплексной реабилитации ИСОиП ГАОУ ВО МГПУ особо отметила, что продукты Программы РЛП полезны для всех детей с особыми образовательными потребностями – это часто болеющие дети или имеющие тяжелые, длительные заболевания; дети, для которых русский язык является неродным и есть сложности усвоения социокультурной составляющей их новой родины.
Заведующий детским садом №260 города Новокузнецка Ольга Щелканова отметила, что в ее образовательном учреждении присутствуют дети с самыми разными диагнозами, включая и такие сложные, как: синдром Дауна, ДЦП, аутические расстройства. Она представила на суд экспертного сообщества опыт реализации индивидуальной жизненной траектории дошкольника с ОВЗ через построение творческой личностно-развивающей образовательной среды.
«На протяжении этого года мы активно работаем над развитием личностного потенциала дошкольников с ОВЗ, – отметила Ольга Щелканова, – Для нас это актуально, поскольку в детском саду функционируют группы комбинированной направленности, где совместно обучаются нормотипичные и особенные дети с нарушением зрения, речи и сложными нарушениями развития. Развитие личностного потенциала дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в социальном окружении, давать правильную самооценку собственной личности и окружающих – это не всегда доступно для детей с ОВЗ».
Педагоги ДОУ №260 продемонстрировали, как можно интегрировать собственные ресурсы в проект по созданию личностно- развивающей образовательной среды. Для эффективной реализации этой задачи был создан управленческий проект «Ступени возможностей для особенных детей», главная задача которого – развитие эмоционального интеллекта, мотивации, жизнестойкости подопечных. Для формирования этих качеств педагоги-психологи активно применяют комплексную программу «Магия света, песка и воды», которая включает в себя рисование светом (фризлайт), рисование на воде (эбру) и песочное рисование. По мнению педагогов, вкупе с традиционной сказкотерапией все это дает очень хорошие результаты.
Ольга Красохина, заместитель директора по учебно-воспитательной работе пензенской средней школы №27, продолжила эту тему, рассказав об опыте использования Хрестоматии художественной литературы, как об одном из направлений школьного управленческого проекта трансформации условий инклюзии через создание открытой личностно-развивающей образовательной среды.
«Содержание Хрестоматии, разработанное экспертами Центральной городской библиотеки имени А.Гайдара совместно с БФ «Вклад в будущее», как нельзя лучше подходит для развития личностного потенциала, – отметила О.Красохина, – Произведения подобраны таким образом, чтобы как можно больше аспектов жизни человека в период его взросления попали в центр внимания юного читателя. Для нас это была настоящая находка, ведь у детей с ОВЗ зачастую скудный социальный опыт, а через проживание описанных в книге жизненных ситуаций, они обогащаются необходимыми знаниями».
В разделах Хрестоматии 50 отрывков из произведений русских и зарубежных классиков. Они предназначены для углубленного изучения темы с сопутствующими упражнениями, играми и вопросами для обсуждения. «Затем эта работа у нас вылилась в конкурс коллажей по прочитанной книге и победителем в нем стал ребенок с ОВЗ, который смог глубоко понять и очень верно художественно изобразить образ полюбившегося героя», – поделилась своей радостью с коллегами О.Красохина.
Создание комфортной среды для всех обучающихся – главная задача Программы РЛП. Трудности, которые возникают на пути достижения этой цели, порой ставят в тупик педагогов, но, как показывает опыт, все они успешно преодолеваются, если педагоги и учащиеся предстают единой командой. Директор Тюменцевской средней школы Алтайского края Татьяна Калужина рассказала о том, как долгое время педагогам не удавалось убрать некое неравенство во взаимоотношениях нормотипичных школьников и детей с ОВЗ. Первые в лучшем случае показывали формально толерантные отношения, а чаще занимали некую покровительственную позицию, что иногда приводило к конфликтам.
«Тогда мы загорелись идеей организации неформализованного общения разных групп детей в ходе различных видов творческой деятельности, в ходе которого дети с ОВЗ могут проявить свои скрытые ресурсы и возможности, а нормотипичные ребята откроют для себя новые стороны в таком общении», – сказала Т.Калужина.
Реализация этих идей стала возможной в рамках реализации Программы РЛП, участником которой Тюменцевская школа стала в 2019 году. Первым делом педагоги при поддержке учеников и родителей изменили пространственно-предметный компонент среды: все пространства школы постарались сделать комфортными и интересными для детей, чтобы они почувствовали, что это не просто школа – здесь веет домашним теплом и уютом. Затем через мессенджеры и группы в социальных сетях обратились к школьникам с просьбой помочь создать внутри школы творческую, креативную и абсолютно неконкурентную среду. Вскоре в школе появились новые творческие студии, которые создают мультфильмы, развивающие ролики, школьную газету, поздравительные клипы и даже снимают кино. И дети с ОВЗ участвуют в этой работе на равных не только с остальными школьниками, но даже и со своими старшими наставниками.
«У нас есть замечательный фильм о нашем селе, – поделилась Татьяна Калужина, – Когда мы его снимали, главный оператор, наш ученик, ребенок с ОВЗ, брал у меня интервью и после очередного неудачного дубля сказал мне следующее: «Татьяна Федоровна, что же вы так зажаты? Расслабьтесь, а то зрителю будет скучно смотреть», – и я приняла это к сведению. Не скажу, что из меня получился продвинутый тик-токер, но некая лихость в выступлениях стала присутствовать. И я ему благодарна за это. А ребенок понимает, что он может дать совет, к которому взрослый человек прислушается. И у него произошли серьезные изменения в развитии по ходу создания фильма. И мы понимаем, что эти наши совместные продвижения – они взаимно ценны».
Комментарии