search
main
0

Как помочь ребенку влиться в коллектив и справиться с конфликтом: на вопросы родителей ответила психолог

Как успешно адаптироваться к школе, к школьным требованиям, как предотвратить ситуацию травли в детском коллективе и что делать в ситуации буллинга? Такие вопросы волнуют многих родителей современных школьников. На них ответила психолог, рассказав, чем ребенку могут помочь родители при адаптации к школе и в случае возникновения конфликтов.

Фото: gpointstudio, Freepik

Психолог, специалист отдела интегративных психологических практик ГБУ «Московская служба психологической помощи населению» Надежда Пономарева ответила на вопросы родителей на канале Госуслуг. Эта информация от эксперта поможет взрослым разобраться в волнующих их проблемах.

Ребенок 6 лет стесняется отвечать на вопросы

Существует много причин, по которым ребенок испытывает страх перед ответом на вопрос учителя. Учитывая возраст ученика – 6 лет – специалист отметила, что у него идет период адаптации к школе. Это вызывает сильное психоэмоциональное напряжение. Он может бояться недовольства учителя или негативной реакции одноклассников. Эти переживания влияют на его состояние.

Адаптация первоклассника может продолжаться до 2 месяцев. Иногда она затягивается на период до 1 года. На адаптации сказывается множество факторов, в том числе и готовность ребенка к школе. Родителю важно поддерживать первоклашку: замечать его сильные стороны, не скупиться на похвалу, не давать негативных оценок. Необходимо ему сообщить, что ошибаться можно и даже нужно. Психолог советует привести ему пример из детства, когда он только учился делать первые шаги: он вставал, падал, вновь вставал и продолжал идти. Так и сейчас – в ошибке нет ничего страшного. Однако, если вы замечаете, что ни похвала, ни поддержка не помогают преодолеть страх перед ответом учителю, стоит обратиться к школьному психологу, который работает над системой адаптации – он проработает с ребенком его страх ошибок.

Помощь при адаптации в новом коллективе

Адаптация у разных детей протекает по-своему. Родители могут помочь ребенку привыкнуть к новым условиям. Для этого стоит поговорить с ним о его переживаниях, желаниях, о том, что наполняет его перед походом в школу: чего он боится, может, он уже столкнулся с какими-то трудностями в общении. Такая доверительная беседа способствует вербализации переживаний и чувств.

Кроме того, дома с ребенком можно порепетировать ситуацию знакомства: представиться, рассказать о себе, задать несколько вопросов и ответить на них. Это поможет ему более уверенно чувствовать себя в новом коллективе. Следует напомнить школьнику, что он может помогать тем ребятам, которые его окружают, и сам просить о помощи. Таким образом будут складываться разные ситуации взаимодействия, и ребенку будет проще устанавливать контакты. Следует также помочь определиться с кружками и организовать досуг. Как правило, неформальное общение устанавливается вне стен школы.

Родители могут пригласить сверстников своего ребенка в гости или устроить совместные походы в театр, в цирк, в музей. Постарайтесь транслировать ребенку, что быть гостеприимным – это здорово: когда человек дружелюбен, другие отвечают взаимностью.

Диагностика травли в школе и план действий

Как понять, что ребенка травят в школе, если он не рассказывает об этом? В любом детском коллективе возможны конфликты. Конфликт – это столкновение интересов, а буллинг – это целенаправленное преследование жертвы агрессором или группой. В буллинге силы не равны: кто-то сильнее, кто-то слабее. Признаками травли выступают резкая смена поведения, подавленное настроение, нежелание ходить в школу без объяснения причин, изменение уровня самооценки (ребенок считает себя ничтожным, сравнивает себя с другими не в свою пользу), склонность к аутоагрессии (может наносить себе вред, в том числе физический).

Фото: ru.freepik.com

Помимо этих признаков, существуют психосоматические явления: головные боли, боли в животе, трудности засыпания, бессонница, кошмары. Что может сделать родитель? Важно поговорить с ребенком в доверительной атмосфере о его переживаниях и отношениях с одноклассниками. Затем стоит обсудить с классным руководителем, что происходит в классе, как ребята общаются. Также можно обратиться в психологическую службу школы – к психологу или социальному педагогу. Эти специалисты проводят диагностику, результаты которой могут свидетельствовать о благополучной или неблагополучной картине.

Если эти шаги не дали результата, нужно поговорить с родителями обидчика – если вы понимаете, что этот контакт возможен. При усугублении ситуации следует обратиться в администрацию школы – к завучу или директору. Важно выяснить у ребенка о его желании или нежелании находиться в этой среде. Если вы примете совместное решение о смене школы, важно проработать эту психотравмирующую ситуацию вместе с психологом, чтобы буллинг не тянулся шлейфом за ребенком. Необходимо создать у ребенка уверенность в себе.

Проблемы со здоровьем из-за агрессии сверстников

В этом случае следует прибегнуть к алгоритму действий в ситуации буллинга. Для устранения проблем со здоровьем полезно использовать методы релаксации: дыхательные техники, массаж, контрастный душ. Эти методы снижают психоэмоциональное напряжение. Ребенку важно научиться обозначать свои границы: физические и эмоциональные.

Обозначение физических границ происходит, когда ребенок дает понять, как к нему можно прикасаться, а как нельзя. Об этом нужно сообщать. Обозначение эмоциональных границ – это про то, как с ним можно общаться, можно ли унижать, насмехаться. Для этого подойдет использование таких коротких фраз, как «стоп!», «хватит!», «прекрати!». Они могут эффективно действовать на обидчика. Если это не помогает, а действует наоборот – порой приходится переходить к методам самообороны. Полезно посещать секции, где ребят обучают приемам самообороны. Если приемы не действует, стоит просить о помощи взрослого.

Травля из-за лишнего веса

Важно помочь ребенку вербализировать то, что он испытывает – назвать все свои чувства. Хорошо попросить изобразить свои чувства на рисунке. Также важно дать отпор своим обидчикам, сказать «мне неприятно это слышать». Родитель может помочь повысить уровень самооценки: отмечать сильные стороны, хвалить ребенка, отмечать успехи и достижения, предоставлять ему те виды деятельности, где он будет чувствовать себя уверенно и комфортно.

Ребенок бьет одноклассника

Если ребенок кого-то бьет, потому что тот его «бесит», таким образом он напрямую выражает свою агрессию. Его нужно научить другим способам выражения злости (побить подушку, скомкать бумагу, нарисовать свою злость, поиграть с песком, водой, глиной, полепить из пластилина), развивать социальные и коммуникативные навыки. Для вымещения агрессии также эффективны физические нагрузки – приседания, прыжки, бег. Социальные навыки и коммуникацию можно развивать на индивидуальных занятиях с психологом, а также своим примером взаимодействия с окружающими.

Навыки для предотвращения травли

Еще в детсаду важно дать ребенку понимание личных границ, нормы – как можно с ним обходиться, а как нельзя. Для этого в семье нужно создать доверительную обстановку, где друг с другом обращаются вежливо, делятся эмоциями и переживаниями. В семье не принято кричать друг на друга, повышать интонацию, обзываться и ругаться. Так у ребенка складывается представление о норме. Тогда возможный буллинг он осознает в качестве неадекватного поведения и обратится за помощью к взрослым.

Лидер класса делает подлости чужими руками

Важно не замалчивать ситуацию, называть все своими именами. Для этого стоит поговорить с педагогом и выработать совместную стратегию действий. Следует обратиться к родителям других учеников и обсудить с ними, подвергались ли их дети подобному давлению, чтобы выработать вместе тактику. Совместные действия могут успешно разрешить ситуацию. К ней также можно подключить психолога или социального педагога. Существует служба медиации, помогающая регулировать конфликтные ситуации в школе. Необходимо поддерживать своего ребенка дома.

Буллинг со стороны учителя

Унижение, крик, навешивание ярлыков со стороны учителя недопустимы. Такое поведение говорит либо о непрофессионализме, либо о профессиональном выгорании. Важно прислушиваться к жалобам ребенка и не игнорировать то, что он говорит. Следует прояснить ситуацию у других родителей – подвергались ли их дети давлению со стороны учителя, или его испытывает только ваш ребенок.

Фото: pixabay.com

Не менее важно побеседовать с самим педагогом, чтобы объективно оценить ситуацию. Если беседа ее усугубит, следует обратиться в администрацию школы, чтобы были приняты меры. В тупиковом положении специалист советует вспомнить о дисциплинарных и гражданско-правовых мерах, которые могут обезопасить и защитить вашего ребенка. Главное, не замалчивать ситуацию, а действовать.

Подросток попал в плохую компанию

В подростковом возрасте происходит смена ведущей деятельности: на первый план выступает общение со сверстниками. Ребенку важно занять статус в коллективе, почувствовать свой авторитет. Иногда он может прибегать к антисоциальному поведению, чтобы самоутвердиться. Порой оградить его от плохой компании невозможно, он сам выбирает себе друзей.

Ему можно предложить альтернативные варианты взаимодействия со сверстниками: кружки, секции. Альтернативными могут быть и способы самоутверждения – без деструктивных действий. Расскажите ребенку, что вам помогало утверждать себя в компании, помогите осознать ценность обучения – тоже примерами из своей жизни или жизни известных личностей. Если ребенку трудно определиться со своими предпочтениями и склонностями, интересами, в этом ему может помочь психологическая диагностика.

Ранее Сетевое издание «Учительская газета» информировало читателей о том, как подростки уживаются в школьном коллективе. Об особенностях их общения рассказывала Екатерина Мурашова — практикующий семейный и детский психолог, писатель, автор подростковых книг и литературы по психологии.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте