Важно, чтобы выпускники детского сада могли спокойно приспособиться к школьным условиям и успешно усваивать образовательную программу начальной школы. При этом школа, осуществляя инклюзивное образование, должна быть готова к разным детям.
Цель детского сада – эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка, сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, способность и желание учиться. Одним из главных ресурсов дошкольников является игровая компетенция. При осуществлении этой компетенции дети активно включаются в игровую деятельность и получают образовательные навыки и умения. Первые навыки рисования, пения, танцев, чтения, счета и письма войдут в мир познания ребенка через ворота детской игры и другие детские виды деятельности. Через игру и экспериментирование, общение дети знакомятся с окружающим миром. При этом главное – не надвинуть на дошкольное образование формы школьной жизни.Цель родителей будущих первоклассников – стать участниками процесса подготовки ребенка к школе.Задачи родителей: ознакомиться с критериями готовности детей к школе; увидеть проблемы и трудности детей (в период адаптации к школе) и их причины; определить рекомендации по подготовке ребенка к школе.Как сложится обучение ребенка в первом классе, во многом зависит от взаимодействия «учитель – ученик – родитель». А то, как встретится ребенок со школой, во многом будет зависеть от того, какое отношение к школе у него сложится, какие ожидания будут сформированы.Формирование стремления стать учеником – это обогащение общего развития дошкольника, создание положительной психологической установки на новый этап жизни. Серьезное отношение семьи к подготовке ребенка к школе должно основываться на стремлении сформировать у него желание многому научиться, самостоятельность, интерес к школе, доброжелательное отношение к окружающим, уверенность в себе.Самостоятельность старшего дошкольника проявляется в его умении и стремлении действовать, в готовности искать ответы на возникающие вопросы. Самостоятельность всегда связана с проявлением активности, инициативы, элементов творчества.Самостоятельный ребенок – это прежде всего ребенок, который в результате успешной деятельности, подкрепленной одобрением окружающих, чувствует себя уверенно. Опыт показывает, что первоклассник, у которого не развито это качество, испытывает в школе серьезные нервно-психические перегрузки. Новая обстановка, новые требования вызывают у него чувство тревоги и неуверенности в себе. Привычка к постоянной опеке взрослого, исполнительская модель поведения, сложившаяся у такого ребенка в дошкольном детстве, мешают ему войти в общий ритм работы класса, делают его беспомощным при выполнении заданий.Постоянная опека и помощь ребенку в элементарных делах заранее создают серьезные трудности для его обучения. Адаптация к школе таких детей значительно затягивается. Остановимся на критериях готовности детей к школе, то есть рассмотрим, что должно быть свойственно ребенку, чтобы он оказался готовым к школе.Критерии готовности:1. Физическая.2. Интеллектуальная.3. Социальная.4. Мотивационная.Физическая готовность – это такой уровень развития всех систем организма, при котором ежедневные учебные нагрузки не вредят ребенку, не вызывают у него чрезмерного напряжения и тревожности.Интеллектуальная готовность включает наличие у него специальных умений и навыков (умения сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать полученную информацию).Социальная готовность – это настрой ребенка на работу и сотрудничество с другими людьми, в частности с взрослыми, принявшими на себя роль учителей-наставников.Мотивационная готовность предполагает обоснованное желание идти в школу.Что необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу:1. Свои имя, отчество и фамилию.2. Свой возраст (желательно дату рождения).3. Свой домашний адрес.4. Свой город, его главные достопримечательности.5. Страну, в которой живет.6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.7. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).8. Домашних животных и их детенышей.9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детенышей.10. Транспорт (наземный, водный, воздушный).11. Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелетных птиц; овощи, фрукты и ягоды.12. Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.13. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал).14. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая – левая сторона, верх-низ и т. д.).15. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный рассказ, составить, придумать рассказ по картинке.16. Различать гласные и согласные звуки.17. Разделять слова на слоги по количеству гласных звуков.18. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет).19. Владеть карандашом (без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов).Подготовка детей к письму начинается задолго до поступления ребенка в школу. В подготовительной группе этому уделяется особое внимание.Подготовка к письму предполагает развитие у детей: мелкой моторики пальцев рук (с этой целью необходимо учить детей выполнению разнообразных практических дел, созданию поделок с помощью различных инструментов, в процессе чего развиваются такие качества, как точность произвольных движений руки, глазомер, аккуратность, внимание, сосредоточенность); пространственной ориентации, в частности, на листе бумаги, а также в общих направлениях движения (слева направо, сверху вниз, вперед-назад и т. д.); изобразительных и графических умений в процессе изобразительной деятельности, а также с помощью графических упражнений.Положительное влияние на подготовку руки к письму оказывает раскрашивание. С этой целью можно использовать готовые альбомы-раскраски. При выполнении таких заданий дома необходимо обращать внимание ребенка на то, чтобы изображение было закрашено достаточно тщательно, ровно и аккуратно.Помогает развитию графических умений выполнение различных заданий, связанных со штриховкой. Штриховка выполняется под руководством взрослого. Мама или папа показывают, как рисовать штрихи, контролируют параллельность линий, их направление, расстояние между ними. Для упражнений в штриховке можно использовать готовые трафареты с изображением предметов.20. Свободно считать до 20 и обратно, выполнять счетные операции в пределах 20. Соотносить число предметов и цифру. Усвоить состав чисел 2, 3, 4, 5. Читать простейшие математические записи.21. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать.22. Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.Советы родителям: развивайте настойчивость, трудолюбие ребенка, умение последовательно доводить дело до конца; формируйте у него мыслительные способности, интерес к познанию окружающего. Пусть ребенок рассуждает вслух; по возможности заставляйте его размышлять, исследовать; ставьте ребенка перед проблемными ситуациями, именно это развивает эмоционально-волевые компетенции; беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребенок понял их содержание; приучайте ребенка содержать свои вещи в порядке; научите ребенка правильно реагировать на неудачи; помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе; приучайте ребенка к самостоятельности; поощряйте его любознательность, это мотивация к учебной деятельности;
сделайте полезным регулярное общение с ребенком.
Юлия КАЛИБУЛИНА, Татьяна СОКОЛОВА, воспитатели, школа №1532, Москва
Комментарии