search
main
0

Как помочь Каркуше? 4-й класс группы «Особый ребенок». Тема «Жизнь диких животных зимой»

Цели урока. Образовательные: способствовать актуализации и расширению знаний учащихся о жизни диких животных зимой, формированию умения распознавать диких животных, по возможности правильно употреблять в речи знакомые слова, составлять фразы, простые предложения по вопросам учителя, по картинкам, способствовать формированию умения выполнять простейшее обобщение группы предметов с опорой на наглядность.

Коррекционно-развивающие: способствовать развитию основных психических процессов, общей и мелкой моторики, коммуникативных навыков.Воспитательные: способствовать воспитанию мотивации общения, эмоциональной адекватности поведения, прививать интерес к занятиям.Оборудование: слайдовое сопровождение, иллюстрации, ворона Каркуша с корзинкой, выполненная из папье-маше, карточки для индивидуальной работы, сушеные грибы и ягоды, орехи, шишки, маски животных, иллюстрации диких животных.Ход урока Организационный момент. Психологический настрой.Учитель: Долгожданный дан звонок.Дети: Начинается урок.Учитель: Урок развития речи. Дети, у кого сегодня веселое настроение? Чтобы у каждого из вас было бодрое настроение, наш урок начнем с речевой разминки с движениями.Дети:Здравствуй, солнце золотое!Здравствуй, небо голубое!Здравствуй, свежий ветерок!Здравствуй, беленький снежок! Учитель:Здравствуйте, детишки -Девчонки и мальчишки!«Здравствуйте», – я вам скажу,Ручки всем сейчас пожму.Учитель подходит к каждому ученику, улыбаясь и слегка пожимая руки.Пальчиковая гимнастикаВыполнять движения пальчиками и руками в соответствии с содержанием стихотворения.Мы во двор пошли гулять,Раз, два, три, четыре, пять.(Загибать пальчики по одному.)Бабу снежную лепили,(Имитировать лепку комов.)Птичек крошками кормили.(Крошить хлебушек всеми пальчиками.)С горки мы потом катались,(Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.)А еще в снегу валялись.(Класть ладошки на стол то одной, то другой стороной.)Все в снегу домой пришли,(Отряхивать ладошки.)Съели суп и спать легли.(Производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щеку.) (Н.Нищева)Сюрпризный момент Раздается стук в дверь. Учитель подходит к двери, в руках появляется большая красивая ворона Каркуша с корзинкой, выполненной методом папье-маше.Учитель: Дети, посмотрите, к нам пожаловала гостья. Кто же это?Дети отвечают.Учитель: Правильно, это ворона Каркуша. Она летала в лес навестить своих друзей – зверей, но в лесу тихо, снег кругом лежит, и никого нет. Каркуша не знает, куда же все звери подевались. Ребята, а вам интересно узнать, где все звери?Дети отвечают.Целеполагание. Сообщение темы урокаУчитель: Дети, я предлагаю вам выполнить задания, после чего мы узнаем, с кем хотела встретиться Каркуша в лесу.Дети выполняют задания на развитие произвольного внимания, логического мышления, зрительного восприятия, мелкой моторики с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.Дорисуй вторую картинкуЗаштрихуй белочкуЗаштрихуй зайчикаНакорми белочкуНайди лисичку и раскрасьУчитель: Дети, назовите, о ком было задание?Ответы детей. Учитель: Ребята, назовите одним словом, кто это? Какие это животные? (Ответы учеников.) Правильно, это дикие животные, звери. Сегодня на уроке мы будем говорить о том, как зимуют дикие животные. Что можно узнать о жизни диких животных зимой?На магнитики прикрепляются иллюстрации. Ответы детей.Микрообобщение Учитель: Молодцы, дети! Много интересного можно узнать о том, как живут дикие животные зимой. Мы сегодня поговорим о том, не холодно ли зверюшкам зимой, какое у них жилище, чем питаются, как спасаются от врагов. Основная часть Учитель: Дети, посмотрите внимательно на слайд. Кого вы видите на лесной полянке? (Зайчика.) А почему Каркуша не увидела зайчика? Зачем зайчику белая шубка? Как вы думаете, тепло или холодно зайчику зимой? (Ответы детей.)Микрообобщение Учитель: У всех животных зимой шубка становится теплой, но в сильные холода зверюшкам бывает очень холодно. Зайцы не строят себе постоянного жилища, они отдыхают и спят под кустиком или где-нибудь прячутся. Ребята, чем питается заяц зимой? Посмотрите на слайд. Что делает зайчик? (Грызет кору дерева.) Назовите врагов зайца. (Ответы детей.) О том, как заяц спасается от врагов, нам расскажет Олег.Мини-сообщение ученика: Благодаря длинным ушам и прекрасному нюху зайцы успевают вовремя учуять опасность и предупредить друг друга, барабаня по земле задними лапами. Зайцы убегают и прячутся.Учитель: Так зайчик проводит зиму.Учитель предлагает отдохнуть и провести физминутку. Дети по желанию выполняют роль ведущего.Зайка беленький сидитИ ушами шевелит.Зайке холодно сидеть,Надо лапочки согреть.Зайке холодно стоять -Надо зайке поскакать.Кто-то зайку напугал -Зайка – прыг и убежал.Учитель: Дети, летая по лесу, Каркуша увидела дерево, а около дерева она нашла вот эти предметы. (Учитель берет из корзинки у Каркуши сушеные грибы и ягоды, шишки, орешки.) Как вы думаете, кто обронил это? (Ответы детей.) Почему Каркуша не заметила белочку? (Белка спряталась, и зимой шубка у нее серая, как ствол дерева.)Жилище белочки называется дупло. Дупло белке досталось от дятла, который долбил дерево, чтобы достать жучков и червячков – вредителей. Ребята, зачем белке нужен такой большой и пушистый хвост? Об этом нам расскажет Олег.Мини-сообщение ученика: Хвостом белка укрывается в дупле, как одеялом. Когда надо перепрыгнуть с ветки на ветку, с дерева на дерево, хвост ей служит рулем. А если надо спрыгнуть на землю, тогда хвост у белки, как парашют, распушится и белка ловко прыгнет на землю. Так белка спасается от врагов. Белки – ручные животные. Когда им не хватает зимой запасов, они приходят близко к жилью человека. Люди подкармливают белок. (Ученик показывает фотографию, на которой он кормит белку.) Игра «Покорми белочку» В различных уголках класса лежат орешки, шишки, сушеные грибы и ягоды, другие предметы. Необходимо собрать только те предметы, которыми питается белка.Учитель: Дети, пролетая высоко над деревьями, Каркуша увидела, как промелькнуло на снегу что-то яркое, как пламя. Как вы думаете, кто это был? (Ответы детей.) Почему Каркуше не удалось увидеть лису? (Она очень хитрая, может быстро спрятаться, убежать, заметая большим пушистым хвостом свои следы.) Посмотрите, какая красивая и теплая шуба у лисы. Шуба спасает лису от самых трескучих морозов. Алеша нам расскажет о том, где зимует лиса. Мини-сообщение ученика: Жилище у лисы – нора. Но она может подолгу лежать и спать прямо на снегу. Учитель предлагает детям рассказать о лисе с помощью слайдов презентации и вопросов учителя.Зачем лиса пошла на речку? Посмотрите видео и скажите, что делает лиса? (Ловит мышей.)Дети, вы правильно сказали, но можно сказать так: «Лиса мышкует».Куда пришла лиса? (В деревню.) Кого она хочет поймать? (Курочек.) Игра «Хитрая лисица»Дети по желанию надевают маски, выбирают ведущего – лисицу, выполняют действия в соответствии с содержанием стихотворения.Хитрая лисицаВышла погулять.Захотелось лисонькеКого-нибудь поймать:Или птичку, или рыбку,Или зайку, или мышку.Но птички улетают, Рыбки уплывают,Зайки убегают,Мышки прячутся в нору.Учитель: Ребята, посмотрите на слайд и скажите, кого вы видите. (Дети отвечают, что никого не видят на слайде.)Учитель предлагает послушать стихотворение, которое расскажет Алеша, и попытаться понять, кто тут спрятался.Спит в берлоге косолапый,До весны сосет он лапу.Есть у каждого свой дом -Всем тепло, уютно в нем.Ответы учащихся.Далее учитель организует беседу по вопросам:Дети, почему Каркуша не увидела медведя?Как называется жилище медведя? Ребята, а вы знаете, почему медведь зимой спит?Мини-сообщение ученика: Медведь питается ягодами, травой, медом. Этого зимой нет. Поэтому еще до снега медведь устраивает берлогу и там засыпает. Зимой берлогу заносит снегом, получается теплое жилище, в котором медведь спит до самой весны.Учитель: А теперь предлагаю не зевать и немного поиграть. Ну-ка, дети, покружитесь и в зверюшек превратитесь!Дети по желанию выполняют роль ведущего, называют или показывают иллюстрации диких животных, остальные учащиеся выполняют мимические упражнения.Итог урока Учитель: Дети, почему вороне Каркуше не удалось увидеть медведя? Зайца? Белку? Лису? Далее учитель предлагает детям обратиться к иллюстрациям и посмотреть, ответили ли они на вопросы, которые ставили в начале урока. Если ответ утвердительный, дети хлопают в ладоши.Учитель: Дети, как вы думаете, помогли ли мы Каркуше встретиться со своими друзьями? (Ответы детей.) Каркуша благодарит вас за это и угощает вас орешками. Кто из друзей Каркуши любит орешки? (Ученица в маске белочки угощает детей.) Молодцы, дети! Наш урок окончен. ​Надежда ВОЗЯКОВА, учитель начальных классов Киселевской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида Пермского края

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте