search
main
0

Как «поймать лягушку» и «приручить слона»?

Педагог из Татарстана адаптировала известные техники управления временем для дошкольников

С воспитателем года Республики Татарстан-2023 Юлией Токмаковой, которая работает в казанском детском саду №101, я познакомилась во время речного путешествия по Волге. Теплоходный круиз стал подарком от региональной организации Общероссийского Профсоюза образования для нее и еще сотни призеров различных конкурсов профессионального мастерства. Традиции собирать на борту корабля педагогов, прошедших непростые конкурсные испытания, уже 20 лет. Во время двухдневного плавания есть возможность обменяться впечатлениями, перенять опыт, а абсолютным победителям республиканских этапов набраться сил и настроиться на всероссийский финал. Здесь же лучшие педагоги делятся историями успеха.

Наш разговор с Юлией о ее непростом пути в профессию, о том, как она успешно справляется с десятками воспитанников, будучи многодетной мамой (у педагога четверо сыновей), и почему важно с детства учить ребенка управлять своим временем.

Юлия ТОКМАКОВА

 

В детский сад за мечтой

Работать в детский сад Юлия Анатольевна пришла лишь 10 лет назад. До этого строила карьеру совсем в другой сфере – трудилась в одной из крупнейших в мире торговых сетей по продаже мебели и товаров для дома, была начальником отдела.

– Я любила то, что делала, хорошо зарабатывала, – говорит она. – Но в какой-то момент начала задаваться вопросами: «А для чего я так много времени посвящаю работе? Действительно ли это мое предназначение?» Прислушавшись к себе, поняла – хочу заниматься педагогикой. На тот момент у меня уже было трое детей, двое – совсем маленькие. И это тоже сыграло свою роль, ведь я практически не видела их. Профессия воспитателя позволяла исправить ситуацию как нельзя лучше. Коллеги, конечно, поступок не оценили. Смотрели с сочувствием, мол, на что же теперь жить будешь?!

Но Юлия была полна решимости. В подростковом возрасте она очень увлекалась трудами Макаренко, ей были близки его идеи гуманизма, хотелось изменить несправедливое отношение к детям, мнение которых не учитывалось в советское время. Мало того, на руках у нее был диплом об окончании Казанского педагогического училища по специальности «учитель начальных классов».

– Когда в 15 лет мама предложила мне пойти учиться в педагогический, я согласилась. В семье не было учителей, но трепетное отношение к педагогической профессии во мне заложили, – поясняет Юлия. – Помню, когда приезжала к бабуле в гости, она всегда с восхищением рассказывала о соседке-учительнице. С тех пор в сознании четко отложилось: педагог – человек уважаемый.

Впрочем, после училища девушка не смогла позволить себе работать по специальности, зарплаты в школах были мизерные, а у нее к тому времени появилась семья, родился ребенок…

 

Радость, а не работа

Начинать все с нуля в 35 лет оказалось непросто. Выбирать не приходилось, Юлия устроилась в ближайший детский сад, где было вакантное место. Заведующая тогда ее спросила: «Почему вы уверены, что у вас получится?» «Ну как же?! У меня ведь трое детей, и я считаю, что неплохо их воспитала», – твердо ответила Юлия Анатольевна.

Новенькой воспитательнице дали подготовительную группу, она быстро нашла с детьми общий язык, контакт состоялся. А вот ко всему остальному привыкнуть было сложно: женский коллектив, размеренный уклад, плохая материальная оснащенность образовательного учреждения. Юлия не получала того удовлетворения от работы, о котором мечтала. Энтузиазм таял с каждым месяцем, и, не доработав год, она решила уйти…

– Одна девочка из моей группы, узнав об этом, сильно плакала, – вспоминает воспитатель. – Ее опухшие от слез глаза и сказанные тогда слова перевернули мою душу: «Почему все люди, которых я полюблю, уходят?»

После увольнения Юлия месяц была сама не своя, пробовала себя в разных сферах, но ничего не получалось. Через некоторое время она все-таки вернулась на работу в тот же детский сад, и это было уже взвешенное решение.

Вскоре все наладилось, Юлия Токмакова перешла работать в дошкольную образовательную организацию, которая специализировалась на педагогике Монтессори, прошла переподготовку, в профессии открылись новые возможности.

– Сегодня мое дело приносит мне такую радость, что я даже не могу назвать то, чем занимаюсь, работой, – с улыбкой говорит Юлия Анатольевна. – Скорее это клуб по интересам, за посещение которого мне еще и платят.

 

Педагогическая находка

Во время беседы наш разговор зашел и о престиже педагогической профессии. «Я вижу, что уважение к труду учителя, воспитателя растет, – поделилась Юлия. – Это связано с тем, что молодые родители стали более осознанно относиться к воспитанию своих детей. Они хотят знать об эффективных методах, успешных практиках, и если ты профессионал своего дела, можешь направить, дать полезный совет, тебя будут уважать и ценить».

По ее словам, одного профильного образования, которое педагог получила 20 лет назад, сегодня недостаточно. Важно постоянно заниматься самообразованием, учиться. Современные воспитатели просто обязаны быть неугомонными, находиться в постоянном поиске новых подходов в работе, умений и знаний. Тест простой: если не видишь интереса в глазах детей, значит, нужно что-то менять.

Юлия Токмакова совершенствуется в педагогике без устали. Два года назад начала параллельно работать в группе для детей с так называемыми особыми образовательными потребностями. А еще разработала авторский курс детского тайм-менеджмента, адаптировав известные взрослые техники управления временем к условиям детского сада.

– Эта идея появилась благодаря моему опыту работы в крупной корпорации, – объясняет Юлия. – Именно там я поняла, как здорово уметь управлять своим временем, обучалась этому. Но взрослому человеку перестраиваться и менять привычки сложно, гораздо разумнее с детства учить ребенка правильному отношению ко времени и его организации. Так почему не в детском саду?

Обучать дошкольников управлению временем, по мнению Юлии Анатольевны, нужно только через игру. Впрочем, как и всем другим полезным вещам. Не заставляя и не навязывая, не сердясь и не ругая…

Одна из техник, например, помогает научиться не откладывать нелюбимые дела в долгий ящик и называется «Ловить лягушек». Суть в том, чтобы все нудные дела поставить в приоритет и сделать их как можно скорее, «поймав лягушку». Если лягушке дать «ускакать», то от этого становится только хуже, ведь проблема никуда не денется и будет портить нам настроение. Важно научить детей обращать внимание на «лягушек» и тут же стараться их поймать.

Другой прием поможет ребенку «приручить слона», то есть решать крупные и сложные дела. Для этого необходимо разделить большую задачу на несколько маленьких, с которыми малышу будет легко справиться. «Назовите ее «шоколадным слоном», которого мы делим на дольки и съедаем по одной, – поясняет воспитатель. – Дольки должны быть очень конкретными. Например, при изучении иностранного языка такой ежедневной долькой могут быть три – пять новых иностранных слов, которые надо выучить».

Курс по организации времени также знакомит малышей с таймером, календарем, приучает убирать игрушки. Подробнее об этих и других педагогических находках Юлии Токмаковой можно будет узнать уже в сентябре во время финала конкурса «Воспитатель года России».

Елена ГАЛЯВЕТДИНОВА. Фото автора. Казань

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте