search
main
0

Как поднять самооценку

Каждый знает, что самооценка – это оценка человеком самого себя. Но во многом она зависит от оценок окружающих, чаще всего значимых для нас лиц. Для многих в роли значимого другого выступает авторитетное лицо. Это человек, на которого хочется быть похожим, чьих высот хотелось бы достичь, причем в честном соревновании, за счет собственных усилий. Однако самооценку могут подорвать в любой момент те, от кого этого не ожидаешь. Для руководителя это нижестоящие, для учителя – его ученики.

Хорошо, когда человек для повышения самооценки учится адекватно воспринимать критику, осваивает новые высоты в профессии, ставит для себя реальные цели и достигает их. Но так бывает не всегда. Порой человек подсознательно начинает самоутверждаться за чужой счет. Психологи не рекомендуют повышать самооценку за счет снижения ценности другого. Это суждение старо, как мир, однако не каждый следует данному правилу.

Ученики иногда рассказывают истории, как конкретный учитель может давить, используя свой авторитет, и что из этого выходит.

Например, педагог постоянно заставляет старшеклассника извиняться за малейшую оплошность – требует просить прощения, когда тот уронил ручку, громче обычного закрыл дверцу шкафа. В таких случаях даже те, кто прежде симпатизировал учителю, переходят на другую сторону, требуя справедливости. Подростки остро чувствуют несправедливость. Они воспринимают мир через черно-белые очки и никак иначе. Потом, в юношеском возрасте, они станут лучше понимать взрослых, прислушиваться к ним. Но это потом. Сейчас они видят мир только так, именно таким.

Как же повысить самооценку и свой авторитет среди учеников?

Эти пути изведаны, дорожки протоптаны, но не все их учитывают. Давайте о них вспомним!

  1. Прежде всего, иметь обширные знания. Если с учителем интересно разговаривать, спорить, обсуждать культурные, социальные события в стране и в мире, если он многим увлечен и с удовольствием передает свои знания – в этом половина его успеха и авторитета. Он интересен! В таком случае поднимать самооценку не нужно – она и так на уровне. Даже если самооценка начнет понижаться (от усталости, к примеру), увлеченные вами ученики помогут ее поднять. Как? Своей любовью к вам и к предмету, хорошим отношением, признанием заслуг.
  2. Понимать, что мир многообразен. В нем место не только интересам учителя, но и ученика. Понимать, чем ученики интересуются, какие фильмы смотрят. Не говорить: да им сейчас ничего не интересно, кроме электронных сигарет, телефонов, компьютеров. Подумайте, почему кого-то из ваших учеников сейчас интересует что-то из перечисленного. Чего он желает достичь, играя в компьютерные игры, к примеру? Возможно, глядя на сильных героев игр, и он подсознательно чувствует себя сильным, представляя себя на их месте.
  3. Интересоваться другими. Разговаривайте с учениками об их интересах. Некоторые подростки всерьез увлечены культурой. Например, с удовольствием изучают японский, китайский, корейский языки, переписываются с ровесниками из других стран. Дайте им возможность проявить себя – помогите организовать тематические этнические вечеринки для одноклассников.
  4. Создать свою команду. В нее должны войти именно искренние ученики, которые вместе с интересным учителем, личностью, создают новые проекты и сами стремятся к высотам в учебе, спорте, общественной жизни. Такие ученики – это ваша опора. Они всегда будут на вашей стороне, даже если вы ошибетесь, споткнетесь ненароком – все мы люди и не можем постоянно контролировать свое настроение. Если ученики любят учителя, незначительные ошибки не замечают или прощают, могут заступиться перед другими подростками.

А как вы, уважаемые учителя, повышаете самооценку? Расскажите интересные случаи из вашей жизни. Поделитесь опытом, который так нужен начинающим, молодым педагогам.

Свои вопросы, мнения, истории присылайте по адресу kolinichenkoi@yandex.ru с пометкой: в газету «Мой профсоюз».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте