В Челябинске прошло расширенное заседание Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, посвященное законодательному обеспечению реформирования оборонно-промышленного комплекса России. О его состоянии, проблемах и предложенных решениях наш постоянный автор рассказывает с места события.
В докладе председателя Совета Федерации Сергея Миронова были даны оценки состояния оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Ныне в нем занято свыше 2 млн. человек. ОПК включает около 1700 предприятий и организаций в 72 регионах России, из них около 41% – федеральные государственные унитарные предприятия, около 12% – акционерные общества с госпакетом акций более 50% и 47,5% – АО с госпакетом акций не менее 50%.
Несмотря на положительные сдвиги, в ОПК прекращен или сокращен до минимума выпуск ряда важнейших образцов вооружений и военной техники. Практически свернуты работы по созданию авиационных материалов, ракетных топлив и других видов продукции. Сохраняется большое количество устаревших производственных мощностей. Состояние ОПК связано также с сокращением инвестиций и прогрессирующим старением производственного и научного потенциалов; ухудшением качества научных и производственных кадров; спадом уровня научно-технических разработок и отсутствием динамики их восполнения (экспортная военная продукция базируется на разработках 1970-1980 гг.); утратой технологий создания элементной базы практически во всех оборонных отраслях промышленности; неудовлетворительным финансово-экономическим состоянием большинства предприятий при сохранении расходов на поддержание мобилизационных мощностей; неэффективным контролем над использованием госсобственности.
Цель преобразования ОПК сформулирована в Федеральной целевой программе реформирования оборонно-промышленного комплекса в 2002-2006 гг. Главная задача – формирование при активном государственном участии интегрированных структур с жесткой вертикалью управления. Темпы реализации этой программы неудовлетворительны. К началу 2004 г. планировалось создать около 40 крупных интегрированных структур, а создано лишь 4. В целом задачи первого этапа (2002-2004 гг.) не выполнены. Фактически 2004 г. по основным параметрам становится определяющим. В течение года должна решиться судьба более 60 проектов создания таких структур. Итогом реализации программы должен стать выход на создание порядка 75 холдингов.
Жесткие оценки прозвучали и из уст председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктора Озерова. По его мнению, рыночные реформы начала 90-х гг. из-за «неопределенной государственной политики в области национальной безопасности привели оборонно-промышленный комплекс России к тяжелейшему социально-экономическому кризису. Процесс резкого снижения производственно-технологического потенциала ОПК был практически неконтролируемым». Он констатировал, что только с 2000 г. удалось переломить негативные тенденции в финансировании работ и уже в 2002 г. объемы производства в ОПК заметно увеличились.
С 2001 г. реализуется новая концепция реформирования российского ОПК. Ее основополагающие идеи изложены в «Основах политики Российской Федерации в области развития оборонно-промышленного комплекса на период до 2010 года и дальнейшую перспективу», Федеральной целевой программе реформирования оборонно-промышленного комплекса в 2002-2006 гг., Государственной программе вооружений на период до 2010 г. Кроме того, в 2001 г. Правительство РФ приняло Федеральную целевую программу «Научно-технологическая база».
Среди основных направлений реформы ОПК – восстановление разорванных производственных цепочек и как следствие – создание крупных холдингов; устранение избыточности ОПК и сокращение числа предприятий, мобилизационных мощностей, дублирующих производств; увеличение финансирования за счет оптимизации финансовых потоков военно-технического сотрудничества и наращивания внутреннего оборонного заказа.
И все же серьезные проблемы по-прежнему заставляют бить тревогу. Вот лишь некоторые из них. Остается крайне низким уровень финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Закупки вооружений и военной техники для нужд армии явно недостаточны. Огромен износ основных фондов ряда предприятий. Потеря квалифицированных кадров за последние 10 лет – около 70%.
Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности поставил вопрос: ОПК, как стержень экономики, должен существовать и развиваться строго в выверенном нормативно-правовом поле. Действующих федеральных законов недостаточно для эффективной политики государства по развитию ОПК. Одна из важнейших причин его деградации – отсутствие достаточного правого поля. Оборонные предприятия должны обладать законодательной поддержкой в области финансирования, налогообложения, землепользования, таможенного законодательства, обеспечения всеми видами ресурсов и транспортом, законодательства в области банкротства, социального обеспечения.
Закон о федеральном бюджете на 2004 г. позволяет сохранить финансирование номенклатурных НИОКР в объемах, предусмотренных госпрограммой. Но снижение объемов финансирования с учетом принятой стратегии распределения средств приведет к тому, что не будет открыто 60 номенклатурных НИОКР, предусмотренных в 2004 г., на сумму 1,6 млрд. рублей. Пробелы в законодательных основах функционирования ОПК увеличивают экономические, военно-технические и социальные риски. В связи с этим, заявил Виктор Озеров, важно в ближайшее время рассмотреть концепцию законодательного обеспечения даной сферы, проанализировать принятые правовые акты. Требуются уточнения в ряд законов. Необходимо рассмотреть вопрос о воссоздании государственного координирующего органа – постоянно действующей Военно-промышленной комиссии.
Председатель Совета Федерации Сергей Миронов особо подчеркнул, что «десятилетняя история реформирования российского оборонно-промышленного комплекса наглядно продемонстрировала: одна только исполнительная власть неспособна справиться с этой сложнейшей задачей». Поэтому в последнее время заметно активизировалась роль Федерального Собрания в законодательном обеспечении преобразований российской «оборонки».
Участники заседания отмечали необходимость усиления роли государства в реформировании и функционировании оборонных предприятий, чтобы не допустить их контроля иностранцами. Актуальна и проблема сочетания федеральных и региональных интересов при формировании интегрированных структур ОПК.
Принятое на заседании решение включает целый ряд мер и рекомендаций Правительству России.
Комментарии