В марте 2022 года ФСК «Готов к труду и обороне» исполнится 91 год. В настоящее время движение сдачи нормативов ГТО становится все активнее. В прошлом году общее количество его участников превысило отметку в 16 млн человек. При этом 4,7 млн из них успешно прошли испытания и получили знаки отличия. Руководитель муниципального центра тестирования комплекса ГТО, тренер сборной Белгородской области, замдиректора спортшколы №1 города Губкина Александр Малыгин рассказал о том, как готовиться к сдаче нормативов ГТО.
Перед проверкой своих сил в комплексе, стоит побольше узнать об испытаниях, о том, как правильно выполнять упражнения. Как сообщает сайт нацпроектов России, к сдаче нормативов ГТО важно готовиться постепенно.
С юных лет
Александр Малыгин отметил, что комплекс ГТО адресован самым разным возрастным категориям – от 6 лет до 70+. Он состоит из 11 ступеней. В зависимости от возраста участникам установлены нормативы и требования, которые формируют систему от простого к сложному. Нормативы подразумевают обязательные испытания и испытания по выбору.
В настоящее время для дошколят старше 6 лет в садиках проводят посвященные ГТО мероприятия. Им начинают прививать основы здорового образа жизни, обучают полезным навыкам. Нормативы с раннего возраста помогают укрепить мышцы – с 6 лет рекомендованы упражнения на гибкость, позднее – на развитие скорости.
Например, наклон вперед из положения стоя полезно выполнять в любом возрасте. Сначала необходимо проверить, насколько хорошо человек может согнуться. Для этого следует развести ноги на 10-15 см и наклониться, попытавшись достать пол. Инструктор отметил, что часто это простое упражнение выполняют неправильно: важно согнуться в тазобедренном суставе. Тогда как многие – особенно дети – пытаются согнуть позвоночник. При правильном наклоне нужно тянуться не грудью к коленям, а животом к бедрам – спина должна прогибаться. Любое упражнение нужно делать регулярно, учиться ему стоит постепенно.
Продуманные тренировки
Инструктор также обратил внимание на бег. Им надо заниматься с детства, чтобы выполнить норматив. В беге важно правильно бежать и правильно отталкиваться. В процессе бега нам в основном приходится бороться с силой тяжести. Для этого тренер советует ставить ногу сверху вниз: стопа должна оказываться почти под корпусом – не спереди и не сзади. Вперед двигаться при это просто: смещая плечами центр тяжести в нужном направлении. В этом – принцип быстрого спринтерского бега. Чтобы успешно бегать на короткие дистанции, важно пробегать отрезки в 20, 30, 40 метров с максимальной скоростью.
По словам Александра Малыгина, профессиональные спортсмены «бегут руками, метают — ногами». Ритм бега задают руки, а высота подъема бедер задается тем, насколько высоко поднимаются локти. Чтобы улучшить результаты в спринте, можно использовать правило олимпийского чемпиона Карла Льюиса: «спереди пальцем в глаз, сзади — локтем в небо» – при идеальном беге кисть в переднем положении поднимается на уровень глаз, а в заднем положении локоть смотрит вверх.
Среди обязательных испытаний комплекса ГТО – силовые упражнения: подтягивания на высокой и низкой перекладине, отжимания от пола. Для их выполнения важна тренировка. Если плохо получаются подтягивания, хорошо начать выполнять упражнение на турнике со спортивными резинками, в которые нужно поставить ноги.
Эксперт подчеркнул, что для сдачи нормативов совсем не обязательно заниматься как профессиональные спортсмены. Можно тренироваться в собственном ритме – например, посвящать 30-40 минут в день физическим упражнениям, пробегать по 2-4 км в день в любом темпе. При этом важно следить за пульсом, критические нагрузки не нужны.
Нацпроект «Демография» напоминает абитуриентам вузов о возможности получить дополнительные баллы для поступления за любой знак отличия ГТО.
В текущем году правительство намерено привлечь к выполнению нормативов ГТО не меньше 1,5 млн новых участников. В настоящее время комплекс входит в федеральный проект «Спорт — норма жизни» нацпроекта «Демография».
Ранее сетевое издание «Учительская газета» сообщало о проходившем в «Артеке» фестивале ГТО.
Комментарии